Сергей Артеев: «Система весового контроля не должна стать «экономической плетью»
Глава соцкомитета в Госсовете Коми, руководитель КРО «Деловая Россия» Сергей Артеев по итогам резонансного ДТП с участием лесовоза и пассажирского автобуса в Сыктывкаре проанализировал причины, которые прямо или косвенно привели к аварии. С примерами материалов по этой теме на БНК депутат представил свое мнение о системе весового контроля в целом и ее работе в республике в частности.
Публикуем пост Сергея Артеева на его личной странице во «ВКонтакте» без изменений.
Автотранспортная отрасль, базовая часть экономики любого региона
По аварии автобуса и лесовоза сказано и написано уже много, тем не менее, выражу своё мнение по данной ситуации.
Итак, по итогам любого происшествия, а тем более повлекшим травмы граждан, стоит разобрать, причины к ним приведшие, так и устранить причины, которые могут их повторить и иметь широкое влияние на разные сферы жизни.
Отсюда наверно главный вопрос - Зачем, для чего появились пункты весового контроля и какую задачу (чи) они решают..?!
Как видится мне ответа два, первое и основное - снизить нагрузку на дорожное полотно путём штрафных санкций (читай дополнительного налога) для перевозчиков при перегрузе (негабарите), а второе - это снижение аварийности на дорогах, где один из участников, крупнотоннажный спецтранспорт.
Начнём с экономики
На территории нашего региона все транспортные средства вне зависимости от весовой принадлежности, осуществляли перевозку без ограничений. Это не только лесовозы, но и нефтегазовые компании, промышленность, торговля, строительная отрасль, ЖКХ, МЧС и даже деятельность флагмана пищевой промышленности РК. Конечно, качество дорог от этого страдало, но переход на железнодорожные или речные перевозки, привели бы к существенному росту цен, что крайне негативно сказалось бы на жителях Республики.
Появление весового контроля не стало новостью ни для кого, однако его эксплуатация вызвала «шок» среди бизнес-сообщества.
В большей степени об этих нововведениях говорят лесные предприятия (в том числе и из-за ДТП), но стоит отметить, что контроль (подчеркну государственный контроль) по освоению природных ресурсов конечно должен быть полным, и начинаться с внедрения и системы учета ЕГАИС (дающей представление о том, когда, кто и где спилил данное дерево), и продолжен в должном контроле дальше и за транспортировкой груза (недр, оборудования, товара и др.).
Ранее перевозчики работали согласно принципа, что не запрещено, то было разрешено, поэтому и возили и по 30 кубов и по 60... Этими возможностями пользовались. Это было позволительно. Это факт.
Стремление многих предприятий, ИП в этой сфере было направлено на формирование подвижного парка зарубежного производства (в силу качества и надежности) с большей производительностью (грузоподъемностью / километр), что доставалось не бесплатно, а через кредиты, риски и круглосуточную работу...
Но! Ответственные чиновники утверждают, что о появлении «рамок» предупреждали бизнес последние годы, однако я считаю переход на новые требования должен был быть организованным иначе, подготовленным и принятым всеми сторонами. Причём изначально нивелирующим все побочные явления... Прежде всего для безопасности людей.
Также сегодня, когда высок запрос на справедливость, запуск рамок выглядит как ещё одна «гиря» к предпринимательской ноше. Деловым людям, которые проявляют инициативу, пытаются заработать себе и платят зарплаты другим уже ни то, что никто не гарантирует доход, им сегодня при нынешней конъектуре точно гарантируют потери, добавляя этот «сюрприз» к «гирькам» утилизационного сбора, транспортного налога, растущих ГСМ и др.
Понеслось
Начальные результаты внедрения «рамок» весьма любопытны, так первый тестовый день работы автоматизированной системы купленной за несколько сотен миллионов бюджетных средств порадовал ответственных лиц «виртуальными» штрафами аж на 75 млн. руб., такими успешными госинвестиции бывают редко..))
Настройки системы беспощадны, при установленной отсечке в нашем регионе в 44 тонны на автотранспорт (например в Пермском крае это 55 тонн), рисковать не хочет никто из перевозчиков, транспортников, ни пожарный автотранспорт ни промышленное предприятие и снижают риски.., как..? Все по - разному... Наш народ изобретательный...
Поскольку введение ограничений строится на финансовой основе, то и механизм их исполнения будет иметь экономические действия.
Чтобы сегодня возить по новым правилам соответствуя тоннажу и габаритам уже нужно:
А) Меньше грузить в имеющийся транспорт, что нерационально, даже с учётом повышения расценок на доставку лесопродукции установленных крупными гигантами после введения рамок (рост будет «съеден» меньшей загрузкой / штрафами и ростом стоимости топлива, запчастей и т.д.), значит это становится неэффективно экономически (так ряд моделей лесовозов, например вольво «пустыми» весят по 25 тонн..);
Б) Использовать другой автопарк, что значит, привлекать иной форматный транспорт. Для действующих автопарков региона, это видимо покупать новый, заменяя имеющийся и видимо избавляясь от старого наверняка с дисконтом (на что тоже требуется время);
Что с того?!
Очевидно, что планы крупных лесоперерабатывающих предприятий (где работают тысячи людей) это стабильная работа, реализация производственных планов, достижение целевых показателей (желательно выше чем в прошлые годы) и конечно инвестиции, инвестиции, инвестиции, а значит рабочие места и ресурсы в регион. Для промышленного субъекта, как Коми республика это плановые налоговые поступления в бюджеты всех уровней (включая естественно федеральный). Есть также опасность, что с введением данной системы, договора социального партнёрства с крупными компаниями могут существенно «похудеть»...
Итак, мы вступили в Новый 2019 год, финансовый же год только подходит к концу (в России он до 31 марта) и безусловно введение весового контроля может снизить производственные показатели промышленных предприятий разного масштаба.
Например, по информации в Коми РО «Деловая Россия» от предпринимателей Усинска, учитывая «мягкую» зиму, поздний запуск зимников и короткий срок завоза грузов на нефтяные месторождения от базового города Усинск выше на север, уже наблюдается снижение темпов завоза оборудования и материалов для крупных национальных корпораций. Что может в перспективе негативно повлиять на реализацию инвестиционных программ, производственных программ, а значит привести к снижению налоговых поступлений за отчётный период..! (а как нам известно деятельность крупных недродобывающих предприятий РК, главный источник поступлений в бюджет).
Риски:
1. Предприятия лесоперерабатывающего комплекса, также могут столкнуться с технологическим сбоем в стабильной переработке сырья, которое теперь может поступать неравномерно, а значит выполнение обязательств перед заказчиками ставится под сомнение...
2. Учитывая повышение расходной части в отрасли лесопереработки (с учётом удорожания в доставке) этот процесс очевидно снизит доходную часть промышленных предприятий разных отраслей, а значит полагаю повлияет и на налоговые сборы от них... На возможности для повышения заработных плат сотрудникам!
3. В деятельности крупных предприятий всегда больше люфта для манёвров в экономии, а значит сокращая затраты «затянуть пояса» прийдется их подрядчикам / субподрядчикам, т.е представителям малого и среднего бизнеса в нашей республики, причём не только перевозчикам, но боюсь и всем остальным «аутсорсерам» по спектру услуг.
4. Все вышесказанное негативно влияет на инвестиционный потенциал региона (всевозможные рейтинги это скоро продемонстрируют) и на «язык» взаимодействия власти и бизнеса («а ведь наверно хотели, как лучше…»).
Безопасность
Как вещают специализированные порталы скандинавских лесных регионов, подход к транспортировке грузов по дорогам общего пользования на спецтранспорте (многотоннажном и крупногабаритном) опирается на тезис о том, что возить (перевозить) они сразу должны так много, чтобы не так часто быть на трассе... Другими словами, пусть он лучше сделает один рейс с максимальной загрузкой, нежели два с загрузкой наполовину..!? Такой подход вероятно рассчитан на минимальное присутствие спецтранспорта на дороге..?!
Мы идём другим путём...
И очевидно, что в нашем случае в отличие от западного в основе лежит различие в нормативах при строительстве дорожного полотна и допустимых нагрузках. Так сегодня прослеживается несоответствие в растущей по грузоподъёмности иностранной технике и нашим стандартам дорог (их пропускной способности). В данном случае большую тревогу вызывает не столько ущерб для самих дорог от движения по ним спецтранспорта, сколько его проезд по мостовым сооружениям (так Краснозатонский мост строился в 80-е годы и при тех нагрузках), состояние, которых может серьёзно ухудшаться, что одномоментно может приводить не только к трагедиям, но и вообще удаленности целых районов от цивилизации...
Конечно не учитывать это нельзя
Теперь пару слов об интенсивности движения, коль вектор направлен на снижение среднего веса грузового автотранспортного средства двигающегося по республиканским дорогам (а с 2020 года рамки весового контроля будут установлены и на федеральных трассах) перевезти в 2019 году в разных отраслях требуется не меньше чем в предыдущие годы, значит на трассу должно выйти больше грузового автопарка... Это означает:
1. За «баранку» должно сесть дополнительное количество водителей (при том, что профессионалов всегда не хватает), кто эти люди, какова их квалификация и откуда они возьмутся..?! Предположу, что поначалу прийдется больше проводить времени за рулем работающим водителям, а это опять усталость и риски...
2. Учитывая приток в регион кадров из России (а возможно и из СНГ) их трудовая деятельность может привести к снижению зарплат в этой сфере.
3. Интенсивность движения возрастёт, а значит повлияет на загрузку трасс и скорее всего на безопасность на дороге..?!
Конечно мы должны исходить из того, что региональное правительство в рамках своих полномочий свободно принимать любые решения, но любое из них нужно обосновывать и нести за него ответственность.
Предложения в данной ситуации:
1. Подъем норматива на провоз груза до 55 тонн, это оптимальный размер обкатанный в других субъектах;
2. Введение нескольких типов ограничений по весу при провозе груза по дорогам регионального значения с учётом ведения двух подходов: - зимний (это повышенный размер на провоз поскольку перевозки и ущерб от них зимой ниже в силу физического состояния грунта зимой);
3. Введение пропусков или отмена штрафов (введение отдельной категории) для автотранспорта в отдельных сферах деятельности (МЧС, противопожарные службы, спецтранспорт ЖКХ, для перевозки стратегических товаров и др);
4. Введение дополнительных мер безопасности на региональных дорогах для всех участников, больший контроль к навыкам вождения водителей (к стажу), режиму перевозок, статистике правонарушений и состоянию здоровья.
5. На длительную перспективу, предлагаю субъекту выйти на правительство РФ с инициативой по изменению нормативов при строительстве дорог и мостовых перекрытий выдерживающих большую нагрузку.
Считаю, что установленная система весового контроля (параметры её настройки ) должна стать не ещё одной экономической «плетью», она должна навести порядок в сфере перевозки грузов в республике, а дальше через диалог и усилия всех сторон привести к безопасности транспортной сети и честной, выгодной работе для всех участников экономической деятельности.
Комментарии (82)
Газпром обжаловал решение грозненского суда в ВС РФ. Так что будем посмотреть, кто круче - Газпром или Кадыров. Помнится, цыган Газпром нагнул моментально.
Сразу видно што лесовозы там колею нарезали.
Номер один - транспортный налог. Сравни налог с лесовоза и со своей поповозки.
Номер два - акцизы на топливо (в них несколько лет назад включили дорожный налог, и с тех пор берут его 2 раза), сколько этого акциза платит лесовоз, сжигающий в год 50 000 литров соляры, а сколько ты, сжигающий 500 литров бензина?
Номер три - Платон. Эти средства предназначены именно на ремонт дорог, по словам правительства. Они этот сбор платят, а ты?
Ну и на десерт, номер четыре, они на перевозках деньги зарабатывают. Водители - зарплату, транспортные компании и частники - прибыль. И платят от этого налоги, водители - НДФЛ, частники - УСН, крупные транспортные компании - налог на прибыль. Именно от того, что их машины ездят. А ты какой налог платишь с того, что твоя машина ездит, кроме уже упомянутого в "номер один"?
Чудик, да эта дорога, дай бог, если на 5% оплачена такими, как у тебя, средствами транспортировки собственного зада. Остальные 95% денег в бюджет - это лесовозы, фуры, таксисты, автобусы, развозные грузовички - словом, профессионалы.
Раз уж речь зашла о всяких налогах и сборах, то я вам задам один простой вопрос - кто эти сборы платит? Частник на перегруженной фуре или конечный покупатель, которому он эту фуру везет?
Почему я, пешеход, оплачиваю все ваши платоны, акцизы, налоги, а вы убиваете мои дороги?
Спасибо.
Ст.24.5 пп5 №89-ФЗ.
"5. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей. Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, устанавливаются Правительством Российской Федерации".
п.10. Средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются посредством реализации государственных программ Российской Федерации в форме предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование мероприятий региональных программ в области обращения с отходами. Указанные субсидии федерального бюджета предоставляются в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
п..12. Условием предоставления субсидии субъекту Российской Федерации на цели, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, является наличие утвержденных региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы обращения с отходами.
Все предельно ясно. Просто под шум новогодних бокалов хотели адаптировать народ к новым "правилам", которые вовсе и не правила...
Вы, купив товар, заплатили экологический сбор, который сидит в цене товара(упаковки).
В регионе, ЗА СЧЕТ ЭТИХ СРЕДСТВ должна быть разработана и действовать программа сбора транспортировки, переработки и утилизации отходов потребления, включая создание объектов для переработки. Для этого и "придуман" региональный оператор. Оплачивать дважды одно и тоже..?!.Ну как хотите... Ваши деньги
Теперь ДОРОГИ СТРОЯТ и РЕМОНТИРУЮТ:
1. За счёт транспортного налога
2. За счёт акцизов на топливо
3. За счёт откровенно воровского Платона.
Поэтому ДОРОГ НЕТ! За редким исключение платных трасс и окрестностей Масквабада.
ПЕРЕЛОЖИТЕ ПРОБЛЕМУ на МУСОР:
Должны ввести ещё одну плату!
И сразу напишу, что я также не согласен, когда отдельные перевозчики, гонясь за прибылью, эти самые отличные дороги разбивают.
На эти деньги за год можно отремонтировать все дороги и мосты в Коми до европейских стандартов.
Потому, что если чей-то лесовоз сломает, например краснозатонский мост, то это надежно и надолго "отрежет" все восточные районы республики. Если лесовоз сломает мост в Слуде, то юг республики будет отделен от центра и севера. И любой может сравнить, что выгоднее: дать заработать лесовозникам на перегрузе или иметь надежное автомобильное сообщение?
Соль - зло! Песок - только на таких подъёмах, где затруднён разгон (с Кирова на Кутузова, с Восточной на Энгельса...) - мне-то по фиг, я на УАЗе, но водители пузотёрок тоже люди, хотя и странные.
И настоятельные рекомендации ГИБДД во всех СМИ: кому машина нужна только к 9 на работу, в 18 домой - оставить её дома и добираться общественным транспортом.
Прилично строят по концессии дорогу на Нарьян-Мар. Так других желающих стать концессионерами что-то не видно.
А глава соцкомитета не хочет СНАЧАЛА построить дороги, а потом пускать ПЕРЕГРУЖЕННЫЙ транспорт по подготовленным дорогам???
Ему лучше знать, он социальную сферу поднял на новый уровень, теперь и с дорогами порешает.
снижение затрат на приобретаемые ТС
снижение затрат на ГСМ
увеличение межсервисного интервала
увеличение срока эксплуатации ТС
снижение затрат на материалы и запчасти
Увеличение валовой выручки компании за счёт увеличения КТГ, оборачиваемости, средней скорости движения, уменьшения времени погрузки-выгрузки
Увеличение производительности труда
Увеличение качества предоставляемой Услуги, рентабельности компании, конкурентоспособности.
Плюсы для государства
создание новых рабочих мест-водителей,механиков и и.д.
увеличение объема заказов заводов-изготовителей ТС
увеличение налоговых поступлений бюджетов всех уровней
Дополнительный импульс для развития экономики
Плюсы для работников:
снижение интенсивности работы водителя (легкой машиной управлять легче);
Повышение безопасности труда
Повышение КПД и отдачи от водителя.
Плюсы для заказчика:
снижение рисков поставки груза «не вовремя» (тяжелый перегруженный автомобиль ведёт себя непредсказуемо, создавая внештатные ситуации, заторы, прохождение подъёмов-спусков, поворотов с перегрузом повышает риски опрокидывания, сваливания в кювет, складывания ТС с прицепом);
Плюсы для БДД:
снижение аварийности (ТС с меньшим весом менее инертны, уменьшение тормозного пути, скорости реакции и ответа водителя)
Снижение негативного воздействия на узлы и механизмы (часто из-за перегруза на ходу отрываются колеса, прицепы, составляющие элементы автопоезда).
Снижение негативного воздействия на дорожное полотно
снижаются требования к степени профессионализма водителей ТС, так как ТС становится более предсказуемым
Выплачено пенсионерам - 7 триллионов 167млрд. рублей.
Куда ежегодно уходят 5,5 триллионов рублей налогоплательщиков?
Это 43% от всей собираемой суммы налога Пенсионным фондом.
Где деньги пенсионеров-налогоплательщиков?