Крещение в Сыктывкаре: конвейер очищения
Верующие продолжают праздновать Богоявление. Сегодня по столице Коми прошел крестный ход, а рядом с мостом на сыктывкарское Заречье освятили купель. Корреспондент БНК понаблюдал за тем, как православные окунаются в воду, и послушал впечатления в толпе «зрителей».
Крестный ход около 10:30 стартовал от здания епархии по улице Бабушкина. Около 30 человек молча, останавливаясь на светофорах и, собирая любопытные взгляды, прошли до Свято-Стефановского собора, где их уже поджидала толпа.
Как только колонна приблизилась к храму, начался колокольный звон и заметно оживились люди у ворот религиозного здания.
Сотрудники Госавтоинспекции по такому случаю позволили идущим не огибать улицу и проходить к пешеходному переходу. Они остановили на время автомобильное движение и позволили православным перебежать дорогу вне «зебры».
Люди прошли под ворота, обошли здание собора и, как в старой компьютерной игре «змейка», втянули всех желающих, превратившись уже в толпу человек в сто. Растянувшуюся колонну вышла сопровождать машина ДПС. Сыктывкарцы сошли с тротуара и пошли по проезжей части. И если «голова» начала петь, то «хвост» обсуждал насущные дела, делился последними новостями или просто молча смотрел под ноги.
Дойдя до оборудованной купели, людей разделили: священнослужителям и прессе разрешили выйти на лед, а остальные остались за заборчиком, ждать своей очереди. Хотя на поверхности реки и намерзло 30 сантиметров, ради безопасности правоохранители и спасатели приняли такое решение.
Архиепископ Питирим задерживался. В это время церковный хор профессиональных певцов настраивал аппаратуру, а один из святых отцов раздавал скучающим у проруби спасателям конфеты, рассованные по карманам.
Прибывший минут через десять Питирим провел церемонию вместе с еще одним батюшкой. Чтобы было слышно всем, они пользовались микрофонами. Из-за серьезных лиц и чтения стихов по очереди, это издалека напоминало рэп-баттл.
Длилась церемония недолго и завершилась короткой речью архиепископа. Он напомнил, что Крещение и Богоявление отмечают в один день, что в этот день можно наблюдать чудеса, когда освященная вода начинает идти вспять, против течения, что ежегодное празднование Крещения – это помощь верующему в его жизненном пути.
- Пусть господь вам помогает в это трудное судьбоносное время, - сказал он в завершение, не объяснив, что судьбоносного и трудного сейчас происходит.
Затем Питирим покинул площадку на льду, по пути прикасаясь к головам сгрудившихся за металлическими ограждениями верующих. За ним ринулись почти все священнослужители, в том числе видео- и фотооператоры.
- Отец, вы идете? В «Мерседесе», который до собора идет, еще есть место, - крикнул один из них.
Так на льду остался всего один священник. Люди начали выходить из палаток, обернувшись в полотенца и халаты. Первым окунавшимся повезло больше – отец Александр минут 15 стоял у подъема из иордани и дарил людям маленькие заламинированные иконки. Вышедшие из ледяной воды не сразу понимали, чего от них хочет батюшка: кто-то начинал кланяться, кто-то креститься, кто-то тянуться к иконке губами.
- Да это вам, вам, в подарок, - повторял он.
Атмосфера царила в целом дружелюбная: люди в трусах и тапочках подбадривали впереди стоящих:
- Сегодня тепло, не бойся. Страшно было, когда я в минус 35 в воду лез. А сегодня – благодать. И минус десяти нет, - говорил мужчина в салатовых плавках взволнованной девушке перед ним.
Негативно были настроены некоторые женщины, которые грозно смотрели в сторону фотографов разных СМИ, которые кто на корточках, кто стоя, кто согнувшись пополам, ловили интересные кадры с Крещения для своих изданий.
- Не снимайте, пожалуйста, - голосом, явно не наполненным терпимостью и любовью к ближнему, говорили они. – Ну, не снимайте, сказала же. - И фотографы слушались.
Встречались и люди с противоположным мнением, которые начинали позировать прямо перед спуском в иордань, и продолжали это делать, растираясь полотенцем.
Некоторые подходили к незнакомцам и просили заснять на видео всю процедуру. Другие подготовились и позвали с собой родственников, которые запечатлевали это событие.
- Хорошо идут, - тихо обсуждали в это время между собой три пожилые дамы, которые явно не собирались в воду. – Прямо конвейер очищения: заходят простые люди, а выходят уже чистые, светлые. Хорошо как.
- И не матерится никто в этом году, - сказала другая. – А то как выйдут, так мать-перемать.
- И пьяных нет, - согласилась первая.
- Ой, солнце какое, ты погляди, - сказала третья, самая мечтательная. – Как крест.
Как и каждый год, к купели приходили те, для кого это стало традицией, и те, кто погружался в нее впервые в жизни. Кто-то приходил с группой поддержки – теми людьми, что оббегают купель с тапочками и полотенцем, чтобы вручить окунувшемуся на выходе. Кто-то приходил с детьми – один из них даже окунался вместе с отцом. Кто-то приходил в гордом одиночестве. Но все выходили с раскрасневшимися щеками и улыбками на лицах.
Судя по всему, искупаться в святой воде удавалось не всем:
- Ну ничего, в этом году не решилась, в следующем получится. Хочешь, закаляться начнем? - говорил мужчина своей спутнице.
- Не знаю. Может и в следующем просто посмотрю. Дай воды наберу. Дома хоть умоюсь, - ответила она.
К полудню к купели продолжали стекаться люди. По мосту на Заречье тянулась вереница машин и людей, хоть окунаться в прорубь можно еще до полуночи, а многие верующие предпочитают совершить этот ритуал в ночь с 18 на 19 января.
Комментарии (11)
А не абы за компанию.
Лучше меньше, да ...
статья странно "наивная".