Промышленники заверяют, что машины весом в 55 тонн, вместо разрешённых 44-х, не нанесут вреда дорожному покрытию, а увеличение количества лесовозов на дорогах, наоборот, может привести к недовольству жителей и разбитым участкам.
В начале рабочего заседания в Госсовете Коми замминистра строительства и дорожного хозяйства региона Эдуард Слабиков напомнил, что в республике установили шесть пунктов автоматического весового контроля у Сыктывкара, Ухты, Усинска и в Сысольском районе:
- Они прошли проверку и передача данных работает - система исправна. Но пока в тестовом режиме, то есть ни один штраф ещё не был выписан.
- Да, с юридической точки зрения система ещё не работает, - подтвердил руководитель регионального ГИБДД Андрей Перловас. - Но специалисты заверяют, что весовой контроль работает корректно. Сейчас соглашение на запуск системы находится на подписи у министра внутренних дел региона, и вскоре она начнёт работать полноценно. Но хочу отметить, что наша задача - стоять на защите закона. Цели задушить бизнес мы не преследуем.
Директор по лесообеспечению «Монди СЛПК» Аксель Бендер отметил, что весовое ограничение не исправит ситуацию с дорогами: вместо одной тяжелой машины в том же направлении будет ехать три полегче.
- Мы считаем, что зимой и летом нужно позволить проезжать по общим дорогам машинам весом в 55 тонн. Это логичное решение, которое позволит выживать малому и среднему бизнесу, - высказался Аксель Бендер.
Эдуард Слабиков отметил, что весовое ограничение вводят на уровне федерации, и Коми не может принять отдельный разрешительный закон.
- Можно рассмотреть такой вариант, но только зимой, - сказал он. - И ещё нюанс: дороги такую нагрузку, может, и вынесут. Но наши мосты находятся в плачевном состоянии.
Гендиректор СЛДК Максим Бунтов предложил установить рядом с рамками весового контроля контрольные весы, чтобы можно было перепроверить показания автоматики. Это, по мнению многих предпринимателей, позволит им отстаивать права в суде, в случае, если это понадобится. Но, по словам Эдуарда Слабикова, реализовать это сложно - понадобится, чтобы на месте постоянно дежурил сотрудник ГИБДД.
- В Финляндии используют автоматические весы на самих автомобилях, что исключает перегруз изначально, - предложил альтернативу замминистра.
- В Финляндии рассматривают возможность использовать 90-тонные лесовозы, - парировал Максим Бунтов. - Они считают, что лесовозы опасны на дорогах, поэтому их количество хотят сократить за счёт их веса. А мы, из-за ограничения в 44 тонны, будем вынуждены пускать по 1000 машин в день на дороги региона.
Руководитель администрации Усть-Куломского района Сергей Рубан предостерёг:
- Борьба с лесозаготовителями может вновь привести к тому, что они будут выгружать лишнее перед пунктами весового контроля, а в целом и дальше разбивать дороги, - предположил он. - В то же время, общаясь с нашими местными лесозаготовителями, я выяснил, что новые жёсткие меры приводят к тому, что люди отказываются вкладывать в бизнес, боятся и вовсе его потерять.
С ним согласилась исполняющая обязанности руководителя администрации Сыктывдинского района Любовь Доронина:
- Нам нужно найти компромисс. Например, обязать лесозаготовителей возмещать ущерб дорогам не по весу машин, а по размеру арендованной делянки. Сейчас же все ограничения приводят либо к поискам новых способов обойти закон, либо к ликвидации предприятий, - сказала она.
Также на совещании прозвучали предложения вновь напомнить федеральному центру о необходимости содержать русла рек, чтобы лесозаготовители могли их использовать для транспортировки древесины; разрешить лесозаготовителям обустраивать перевалочные станции для перераспределения груза при выезде с грунтовых дорог на асфальтированные.
В течение двух дней Госсовет Коми продолжит собирать предложения по этой теме, а затем отправит их на рассмотрение на федеральный уровень.