content/news/images/91174/11_mainPhoto.jpeg
20:30, 07.03.2019 / СПОРТ

Хоккей из глубинки: «Троицко-Печорск – в центре внимания спортивных блогеров»

В блоге «Периферия» на одном из самых популярных спортивных сайтов Sports.ru вышел текст Дмитрия Крюкова, посвященный хоккейному турниру в Троицко-Печорске. О колоритных усатых мужчинах, гоняющих шайбу, пельменях и в целом об истории хоккея в Коми – в репортаже, который БНК приводит с сохранением авторской пунктуации и орфографии.

Хоккей из глубинки: «Троицко-Печорск – в центре внимания спортивных блогеров»
Фото Дмитрия Крюкова

Появление нового спорта в городе – процесс обычно долгий и плюс-минус стандартный. Приехали какие-нибудь английские рабочие и стали по привычке гонять мяч, а местные жители смотрели-смотрели и тоже начали играть. Или приплыли генуэзские моряки и научили. Или кто-то съездил в зарубежную командировку и вернулся адептом новой игры – это если футбол. В случае с хоккеем в небольшой город обычно приезжал какой-нибудь тренер из Москвы или Петербурга и увлекал любителей бенди новомодной игрой. В крайнем случае – просто собирались энтузиасты и начинали потихоньку играть на какой-нибудь подходящей поверхности.

Но вся эта неопределенность – для слабаков. Дата возникновения футбола (и заодно регби) в Троицко-Печорске известна с точностью до дня. Вот что пишет в своей книге «Полвека в Печорском крае» знаменитый геолог, будущий академик Георгий Чернов:

- Однажды я вынес на улицу залежавшийся в мешке футбольный мяч, чтобы размять ноги, и привлек своей игрой немало народу. Я жестами пригласил мальчишек поиграть. Но, к моему удивлению, ребята посторонились. Зато взрослые проявили большой интерес. С особым усердием я стал демонстрировать свое искусство. Но первый мой удар вызвал совершенно неожиданную реакцию: последовал оглушительный смех. От удивления я раскрыл глаза. Наконец из толпы вышел самый храбрый, он изъявил желание проделать то же самое. Воцарилась тишина. Храбрец подошел к мячу. Но он метился очень долго и потому в самый критический момент, сделав рывок ногой, потерял равновесие и уселся на землю. Мяч остался лежать, не шелохнувшись. Это вызывало взрыв хохота. Смельчак поднялся с виноватой улыбочкой и отошел в сторону. Больше смелых не нашлось. С напускным превосходством я стал уверять, используя весь свой небогатый запас слов, что орудовать мячом очень просто, и доказал это, запустив мяч в толпу. Волей-неволей все включились в игру. Через несколько минут уже каждому хотелось ударить мяч ногой или рукой. Наконец люди стали просто отнимать мяч друг у друга. Игра перешла в американский футбол. Я не ожидал такого азарта: взрослые веселились, как дети. Уезжая из Троицко-Печорска, я подарил футбольный мяч своим многочисленным друзьям.

Спустя 90 лет ситуация изменилась довольно сильно. По-русски в Троицко-Печорске говорят уже все (а вот насчет языка коми – как раз не уверен), про хоккей академик Чернов ничего не написал, но за это время он здесь тоже как-то зародился.

Этот факт не требовал дополнительных доказательств – именно на хоккей мы с Кириллом Юрченко в Троицко-Печорск и поехали.

12.jpeg

Республика Коми – регион большой, но при этом основные города связаны между собой достаточно хорошо. В соседней Кировской области, которая меньше по размеру, практически невозможно представить, чтобы команда из Подосиновца когда-либо встретилась в каком-нибудь турнире с командой из Вятских Полян. В Коми, строго говоря, ничего особо не мешает командам из Воркуты один-два раза за сезон ездить на выезды в Сыктывкар.

Просто регион не очень хоккейный, даже несмотря на климат. В 1927 году – примерно тогда же, когда будущий академик Чернов пробивался сквозь тайгу и болота из Троицко-Печорска – в Сыктывкар из рядов Красной Армии возвратился солдат Анатолий Клочков с хоккейной клюшкой в руке, правилами игры и мячиком (а вы думали, шайбой?) в вещевом мешке – ими его отметило командование Ленинградского военного округа за спортивные успехи. С 1920-х годов в Республике Коми играют в хоккей с мячом, но нельзя сказать, что так уж триумфально: «Строитель» из Сыктывкара – клуб достаточно именитый, но звезд с неба никогда не хватал. Лыжи – да, их в Республике Коми любят. Соревноваться в командных видах спорта – не очень.

Основная история хоккея с шайбой в Коми связана с командой «Нефтяник» из Ухты, которая в 60-70-е годы регулярно играла в классе «Б» и иногда – во второй лиге класса «А». Существует даже книга Анатолия Плякина «Команды молодости нашей» про историю хоккея в Ухте. Она частично выложена в сеть.

13.jpeg

Хоть до звезд команды из Республики Коми не добирались, с регионом так или иначе связаны судьбы многих именитых хоккеистов:

• чемпион мира, финалист Кубка Стэнли Андрей Николишин – самый известный воспитанник воркутинского хоккея;
• олимпийский чемпион, форвард «Крыльев Советов», ЦСКА и «Спартака» Сергей Капустин и его брат Игорь, тоже поигравший в именитых клубах, родились в Ухте.
• еще один олимпийский чемпион, Виктор Жлуктов, провел в юности пять лет в Инте.

Впрочем, местные чуть ли не больше иных легенд уважают вратаря Николая Лю, который после завершения карьеры вернулся в Ухту и много лет занимался организацией местного хоккея.

Сейчас в Ночной хоккейной лиге Республики Коми на два дивизиона еле наскребается семь команд. Отдельные турниры в крытых дворцах есть в Сыктывкаре, Ухте и Воркуте, и основная надежда на будущее связана с сыктывкарской детской школой «Северная Олимпия», которая прилично шумит на разных турнирах.

Разумеется, есть еще и небольшие кусты отдельной хоккейной активности, и самый крупный из них – в поселке Троицко-Печорск. В течение сезона тут проводят несколько крупных турниров, а наиболее представительный – кубок памяти Сергея Пасынкова в честь заслуженного энергетика района. На него мы и отправились.

Троицко-Печорск – поселок, загнавший себя в тупик. Скорее в прямом, чем в переносном смысле. Дорогу на Сыктывкар через Усть-Кулом разбомбили лесовозы, дорога в Пермский край на Ныроб (исторический Валайский тракт) практически непроходима уже лет двадцать, малая авиация, возродившись на пару лет, снова канула в лету; а по реке Печоре уже давно ничего не ходит. Остались маршрутки в Ухту и чудом выживший пригородный поезд, два раза в неделю возящий пассажиров (в основном льготников) в Сосногорск. Впрочем, всяко лучше, чем во времена академика Чернова. Да и на ставшее вдруг модным плато Маньпупунер отсюда попадать тоже относительно удобно.

А так-то сам поселок довольно чистый и аккуратный. Уютно, но очень далеко от всего.

Перед поездкой Легендарный фотограф Владимир Песня выдал мне объектив с функцией Tilt Shift, которая создает эффект игрушечных моделек. Владимир предупредил, что лучше снимать:

а) издалека
б) с возвышения

Разумеется, площадка в Троицко-Печорске оказалась на идеально ровном месте. Последовать заветам Володи можно было только забравшись на заводскую трубу, мрачно торчавшую неподалеку. Взвесив все за и против, я решил, что «против» больше (конец блога «Периферия», уничтожение песненского объектива, омрачение турнира памяти С.Пасынкова), и отказался от этой идеи.

14.jpeg

В первом матче, на который мы успели, играли хозяева из Троицко-Печорска и команда «Автомобилист» из Сыктывкара. Судили довольно колоритные судьи, один из которых успевал еще и комментировать события:

– Ух, два казака сошлись, – говорил он, намекая на фамилии соперников. Оказалось, что Казаковы – близнецы, один из которых живет в Сыктывкаре, а второй – в Троицке, соответственно, и играют за разные команды.

– Вот сейчас он точно зафигачит шайбой в меня. Точно говорю вам, смотрите! – реагировал арбитр на попытку выбросить кем-то из гостей шайбу из зоны.

В этот раз в него не попали, но, конечно, судья сглазил – и в третьем периоде при аналогичном выносе свое получил.

Хозяев, собранных под названием «Ветеран», губило то, что на самый представительный турнир сезона приехали вообще все, кто мог, и они могли бы играть даже не в 4, а в 5 звеньев. Каргополь неделей ранее решил эту проблему, заявив в аналогичной ситуации на домашний турнир три команды с ротацией. Троицкие никак не могли разобраться, кто кого меняет, когда меняет и зачем меняет.

Общее мнение выразил один из болельщиков:

– Когда впятером – играют нормально! А когда двадцать – ни то ни се!

На этом фоне «Автомобилист» из Сыктывкара вызывал уважение. Вообще мне положено болеть за периферийные команды, но эти ребята из столицы региона смотрелись весьма достойно. Во-первых, у них явно не было спортшкольников. Во-вторых, у них был план и они его придерживались. План был оборонительно-контратакующий, и пусть такой хоккей иногда выглядит скучновато, но тактическая мысль в любительском хоккее всегда обращает на себя внимание.

В общем, местных «Автомобилист» дожал, как дожал потом и команду КС-3 из города Вуктыла. За Вуктыл играли несколько крайне колоритных усатых хоккеистов, но на победу вуктыльцам претендовать было сложно: их единственный шанс заключался в матче с хозяевами во второй день.

Огромный плюс турнира – постоянно действующий буфет в соседней с катком школе. Пельмень – единственное, насколько я знаю, слово из коми-языка, активно используемое в литературном русском. Пельменей там как раз и не было, зато все остальное было очень вкусным, а без чая за 10 рублей мы бы вообще все околели.

15.jpeg

Напившись чаю и пройдясь в паузе к реке Печоре, возвращаемся на матч двух якобы главных фаворитов – трехкратного победителя турнира «Шахтера» из поселка Ярега и команды соседнего райцентра Войвож. Шансов у Войвожа было бы мало, но они притащили тройку молодых игроков из Сосногорска.

Притащили настолько нелегально, что молодежь отказывалась фотографироваться, закрывая лица руками. Видимо, в Сосногорске об этом узнать были не должны. Но они были не очень вежливы, поэтому я счел, что у меня нет перед ними никаких обязательств.

Благодаря этим боевым юнцам матч Яреги и Войвожа превратился в ярую зарубу с кучей шайб, щелчками, силовыми приемами и парой драк. Мне хотелось, чтобы выиграл «Шахтер» – там тоже явно были не чуждые спортшколам игроки, но хотя бы, видимо, оказавшиеся в Яреге по работе – он и выиграл - 5:3.

Во время последнего матча дня над Троицко-Печорском вдруг поднялась метель, и площадка, несмотря на совместные усилия игроков обеих команд, быстро покрывалась слоем снега. Это дало шанс местным уцепиться хотя бы за ничью, но в концовке класс Яреги сказался – 4:1.

Нам пора было уезжать, но по идее расклад второго дня турнира был ясен. И Ярега, и Войвож должны были не мытьем, так катаньем обыграть «Автомобилист». Следовательно, «Шахтер» за счет победы в личной встрече должен быть взять Кубок. Но, как я писал в тексте про Архангельскую область, я уже допустил подобную ошибку там и был тем битым, за которого двух небитых дают. Следовало помнить, что не все команды одинаково проводят вечер субботы, а симпатичный мне «Автомобилист» выглядел командой заметно более дисциплинированной. Так что смутная надежда на сенсацию у меня все-таки была.

16.jpeg

И знаете, все так и вышло. «Автомобилист» внезапно укатал «Ярегу» (4:0) и, хоть на Войвож его уже не хватило, при равенстве очков завоевал первое место – он пропустил гораздо меньше необязательных шайб, чем остальные (собственно, всего одну шайбу за весь турнир они и пропустили, в проигранном 0:1 матче с Войвожем). Хозяева же одолели Вуктыл 4:1 и чуть улучшили себе итог очень симпатичного по организации турнира.

Упомянутый в начале текста академик Чернов, практически всю жизнь посвятивший освоению печорских краев и во многом поспособствовавший развитию всех упомянутых городов и поселков (и заодно мимоходом внедривший футбол в Троицко-Печорск), дожил до 103 лет и умер сравнительно недавно.

Когда почитаешь, в каких условиях он это делал: как он мерз, ночевал в тундре, штурмовал болота, голодал – искренне недоумеваешь, как ему все это удалось. Думаю, даже прямое попадание шайбы в академика не особенно бы смутило его. Наш по духу человек был. Хоккейный. Надо предложить назвать в его честь какой-нибудь кубок.

2322

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • иваныч
    09 марта 2019 г., 10:41:13
    Ответить
    Надо хоть чуть обладать информацией, а так этот Дима (отм), как дышит. Так чтоб интереснее читать было. Я сам там играл,никакого блогера не видел и не слышал. Насобирал инфы среди полупьяных болел и уехал,если вообще там был. Ну а вы перепечатываете.