content/news/images/92917/LPK-vezdnaya-gruppa.jpg
09:00, 11.04.2019 / МОНДИ СЛПК - 50

Сыктывкарский ЛПК: рождение Эжвы

БНК продолжает рассказывать о становлении крупнейшего производителя бумажной продукции в России «Монди СЛПК». Пока предприятие готовится к 50-летнему юбилею, вспоминаем, как Слобода превратилась в Эжвинский район Сыктывкара.

Сыктывкарский ЛПК: рождение Эжвы
Фото из открытых источников, Игоря Бобракова

Сегодня столицу Коми трудно представить без Эжвинского района. Между тем, когда начинал строиться Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, правительство Коми республики вовсе не собиралось возводить возле него крупное поселение, в котором бы жили работники этого предприятия. А много позже, в 2004 году, новые власти региона попытались превратить Эжву в город республиканского значения. Но и это не удалось.

Твердым противников создания жилого массива рядом с Сыктывкарским ЛПК был председатель Совета министров Коми АССР Зосима Панев, благодаря энергии и настойчивости которого Москва приняла решение о строительстве неподалеку от Сыктывкара целлюлозно-бумажного комбината.

Региональный премьер считал, что было бы целесообразнее возвести жилой комплекс в самом городе, а людей возить на работу на электричке или троллейбусом. В своей книге «По ступенькам памяти» Зосима Панев приводит аргументы в пользу такого варианта. Во-первых, это помогло бы быстрее застроить столицу республики. Во-вторых, работники ЛПК в таком случае были бы лучше обеспечены культурно-бытовым обслуживанием.

Это были вполне обоснованные аргументы. В 1950-м году, когда Зосима Васильевич занял пост председателя республиканского Совмина, Сыктывкар был одним из самых захудалых городов среди областных, краевых и республиканских столиц. Город не имел водопровода, канализации, центрального отопления, ни одной хотя бы частично заасфальтированной улицы. Не хватало больниц, школ, бань. Чтобы помыться, горожане по 5-6 часов стояли в очередях в двух баньках. Это при том, что северные города республики успешно развивались.

Eghva-Dobro-poghalovat.JPG

За следующее десятилетие многое изменилось. Улицы постепенно асфальтировались. В столице Коми появились автоматическая телефонная станция, монументальное здание республиканской библиотеки, дворец пионеров, музыкальный театр. В Сыктывкар по настойчивой просьбе властей республики прибыл электропоезд, обеспечив город электроэнергией. Наконец, построили еще одну баню, что, по словам Зосима Панева, невозможно было сделать без разрешения Москвы. И теперь глава правительства Коми хотел совершить еще один прорыв, чтобы превратить Сыктывкар в достойную столицу крупного промышленного региона.

Зосима Панев добивался от московских чиновников разрешение на открытие музтеатра, он говорил им, что рядом со столицей Коми ведется строительство крупнейшего в Европе целлюлозно-бумажного комбината. Потребуются многочисленные специалисты. А кто согласится жить и работать в суровых условиях Севера без должного культурно-бытового обслуживания?

Однако и у сторонников поселить работников СЛПК поближе к производству были свои аргументы. Каким бы транспортом не перевозили бы их на работу, при таком большом расстоянии они бы теряли при этом не менее 1,5 – 2 часов в день. Ходить в театры и в филармонию им просто будет некогда. К тому же Государственный институт по проектированию предприятий целлюлозной и бумажной промышленности (Гипробум) представил документы, доказывающие, что запах будет хотя и неприятный, но для людей совершенно безвредный.

2.jpg

Еще одним немаловажным аргументом в пользу нового города или поселка был и такой. При переходе людей из СЛПК на работу в другие организации предприятие будет терять квартиры, поскольку выселять людей законом запрещено.

Среди членов Коми обкома КПСС и президиума Совмина сторонников обоих вариантов оказалось примерно равное количество. После длительных споров противники строительства жилого массива близ СЛПК взяли верх. Бюро обкома приняло постановление, в котором оспаривалась целесообразность возведения поселка, а, по сути, города-спутника близ столицы Коми и предлагало стоить жилье и коммунально-бытовые учреждения для лесопромышленного комплекса в черте Сыктывкара. В этом документе говорилось, что город-спутник рассчитан на 38 тысяч человек населения. Но и столица Коми отнюдь не переселена. В ней тогда проживало всего около 70 тысяч человек.

Казалось, на будущей Эжве будет поставлен крест. Но ее судьбу решили московские чиновники. По словам Зосимы Панева, «возобладал ведомственный диктат». В итоге было решено возводить рабочий поселок на месте села Слобода, расположенного примерно в 15 километрах от исторического центра Сыктывкара.

Это было довольно древнее село. Никто не знает, когда оно появилось, а первое упоминание о нем содержится в 1586 году в писцовой книге как «слободка Шульгина». Тогда в нем было всего шесть жилых дворов. Но к началу XX века Слобода стала большим селом, в котором проживало около семисот человек. В селе действовала Слободская Николаевская церковь и церковно-приходская школа.

К началу строительства СЛПК в Слободе стояло 42 частных деревянных дома. Церковь закрыли еще в 1935 году, а ее здание использовалось сначала как клуб, а потом какое-то время там содержали заключенных Верхне-Човского исправительно-трудового лагеря.

Жителей Слободы совсем не обрадовал тот факт, что их дома будут снесены, а на их месте возведут многоэтажки для работников СЛПК. Тогда в деревянном здании единственной в селе школы созвали общий сход, пригласив руководство стройки, и те пообещали, что слободчане получат квартиры в новых домах.

И вот 5 августа 1963 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, которым Слобода переименовывалась в рабочий поселок Эжва. По сути, это означало, что возле Сыктывкара со временем вырастет город-спутник, наподобие Нововоронежа, возникшего в связи со строительством Нововоронежской атомной электростанции в сорока пяти километрах от Воронежа.

Eghva-Schastlivogo-puti.JPG

Но этого не произошло. 13 декабря 1968 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Эжву включили в состав Сыктывкара, и она превратилась Эжвинский район столицы Коми.

Слобода исчезала постепенно. Полтора десятилетия и более деревянные дома соседствовали с новыми девяти- и пятиэтажками. Развиваться в северном направлении Эжва не могла – там возводился лесопромышленный комплекс. Поэтому она росла на юг – в сторону Сыктывкара. Предполагалось, что со временем Эжва воссоединится с историческим центром, а столица Коми станет большим полумиллионным городом. По нему будут ходить троллейбусы и трамваи. Нечто подобное произошло с селом Сормово, возле которого еще в XIX веке возник крупный судостроительный завод. Сейчас это Сормовский район Нижнего Новгорода, и к нему из центральной части города протягивают ветку нижегородского метро.

Увы, этим планам не суждено было сбыться. Расцвет 1960-х сменился застоем, затем последовали перестройка и болезненные реформы. А в начале XXI века власти республики задумали превратить Эжву в самостоятельное городское поселение.

14 марта 2004 года среди жителей Эжвинского района провели опрос и подавляющее большинство высказалось за создание города Эжва. Через два месяца уже республиканский парламент принял закон об образовании на территории Эжвинского района города республиканского значения. Но 17 сентября Конституционный суд Коми признал его несоответствующим республиканской Конституции и федеральному законодательству, поскольку он был принят без учета мнения всех жителей Сыктывкара.

Таким образом Эжва осталась районом столицы Коми, удаленным на полтора десятка километров от центральной части города.

6302