Сыктывкарцам представили «мелодраму в цирке»
Третьим вечером фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» жителям столицы Коми представили премьеру оперетты Кальмана «Принцесса цирка». Романтическая тайна загадочного и печального Мистера Икс раскрывается в трех действиях на цирковой арене, которую разместили на сцене театра оперы и балета Коми.
Размышляя о новом сюжете для оперетты, Кальман говорил, что уже рассказывал про про жизнь театра, перед театром и в театральных кулисах. Теперь его заинтересовал цирк. Быстро получившая популярность «Принцесса цирка» под своим вторым названием «Мистер Икс» уже дважды ставилась на сыктывкарской сцене - в 1968 году режиссером Эрастом Поповым и в 1996 - Еленой Слуцкой. Премьера версии режиссера Ильи Можайского состоялась меньше месяца назад - 22 и 23 марта.
На третьем, фестивальном показе спектакля был аншлаг - билеты раскупили заранее. Почтил своим вниманием премьеру и глава республики Сергей Гапликов в компании первого зампреда правительства Ларисы Максимовой, министра культуры Коми Сергея Емельянова, министра здравоохранения Дмитрия Березина и министра юстиции Дмитрия Наумова.
Открывшийся занавес являет зрителям арену цирка и цирковое закулисье с клоунами, мимами, гимнастами, силачами, фокусником и дрессировщиком, в которых перевоплотились артисты хора. Пестрая цирковая братия «живет» в монохромных декорациях, что позволяет легко менять настроение на сцене при помощи освещения, а черно-белые полосы - одно из режиссерских решений постановки, раскрывающее изменчивость человеческой жизни.
- У артистов бывают черные и белые полосы в жизни, такое и решение сцены. Артисты могут жить весело и могут грустить, как и все люди. Циркачи - это всегда очень живые люди, преданные своему делу. Они близки нам, потому что мы и сами артисты. Нам хотелось рассказать про их переживания, то, как они умеют веселиться и выходить из сложившихся положений. Эти люди выплескивают свое искусство в зал, выходят на сцену каждый день, а в цирке - еще и рискуя жизнью, поэтому для них очень важно, как оценивают их труд зрители. И здесь мы работаем для настоящих зрителей, рассказывая им человеческую историю в добром, по-настоящему искреннем и праздничном спектакле, - пояснил Илья Можайский.
На грусть или веселье зрителей настраивает «душа театра» - клоун со скрипкой, который появляется на сцене, предвещая самые пронзительные моменты.
Среди шумных и веселых циркачей выделяется загадочный и самый популярный - исполнитель смертельного номера Мистер Икс (Андрей Ковалев). В известнейшей арии он рассказывает о горькой судьбе шута, судьба которого - всегда быть в маске. Не пропускает ни одного его выступления самая красивая женщина Парижа, вдова Теодора Вердье (Елена Лодыгина).
Главными интриганами стали коварная и влюбленная в своего босса мисс Пуассон (Галина Петрова) и барон де Кревельяк (Анатолий Журавлев), влюбленный в Теодору и решающий отомстить ей за 19-ый отказ на его предложение.
В первом действии объясняются друг другу и пытаются противостоять интригам в любимом цирке обаятельная танцовщица Мари Лятуш (Анастасия Морараш) и студент Тони Бонвиль (Михаил Ярмольский).
Третье действие открывается еще одним объяснением - искрометных владелицы кафе при цирке Каролины Бонвиль (Антонина Белоброва) и ее метрдотеля Пеликана (Геннадий Муралев). В схватку со своей будущей свекровью вступает Мари Лятуш, которая после «соревнования» по битью тарелок проходит «верификацию» у властной маменьки возлюбленного.
Как подчеркнул Илья Можайский, работая над спектаклем, его создатели не хотели, чтобы он получился лишь развлекательным, а постарались добавить тонких переживаний и убрать неинтеллигентные шутки, которыми часто изобилуют существующие либретто «Принцессы цирка».
- Когда мы задумывали этот спектакль, мы хотели, чтобы он был не «хохочущим», а по-человечески трогательным. Главное - то, что происходит с людьми, как они трудно сходятся, ведь всегда интересно наблюдать, как меняется человек: Теодора - прошла через свои сомнения и нашла любовь, Мистер Икс - встретил ту, которую всегда считал своим врагом, и полюбил ее. Поэтому когда я переписывал саму пьесу, я строил ее так, чтобы в ней была болевая точка и более того - не было никакой пошлости: мне приходилось каленым железом убирать пошлости из спектакля, которыми он весьма оброс с момента создания, - отметил режиссер.
В первом отделении публику удивили настоящим цирковым номером от театра огненных и цирковых искусств Power of fire, сами артисты оперетты несколько раз спускаются в зал - проходят мимо рядов заговорщики мисс Пуассон и барон де Кревельяк, стремительно сбегает «раскрытый» Мистер Икс, вваливается шумная процессия из силачей, клоунов и мима на ходулях. Зрители, особенно самые младшие, за такой близкий контакт благодарили артистов смехом и аплодисментами, а в завершении почти трехчасового спектакля традиционно выразили признательность стоя.
Следующий спектакль фестиваля - балет «Дон Кихот» на сцене театра в четверг в 18.30.
0+
Комментарии (11)
Лет 20 назад тоже была постановка этой оперетты и она, на мой взгляд и слух, проигрывала во всём вот этой, новой.
Поздравляю весь коллектив и успехов !
Бесподобно!
Спасибо, любимый музтеатр!!!