content/news/images/93421/poklon_mainPhoto.jpg
14:00, 20.04.2019 / КУЛЬТУРА

Трагифарс о любви и смерти: в театре драмы сыграли «Валентинов день»

19 апреля в театре имени Савина состоялась премьера спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева «Валентинов день». «Осеннюю мелодраму с настоящим и прошлым» режиссер Борис Лагода поставил к юбилею заслуженной артистки России Галины Миковой, сыгравшей в спектакле главную роль.

Трагифарс о любви и смерти: в театре драмы сыграли «Валентинов день»
Фото театра драмы им. В. Савина

«Валентинов день» Ивана Вырыпаева – «некое продолжение пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», а точнее, мелодрама с цитатами в направлении Примитивизма», как определил жанр своего произведения современный драматург. Пьеса Рощина о трудной любви двух очень молодых людей из разных социальных классов в свое время стала настоящим театральным хитом и ставилась по всему Советскому Союзу, в том числе и в Сыктывкаре. Роль Валентины стала одной из первых в репертуаре актрисы театра им. Савина Галины Миковой. Выбрав для бенефиса пьесу Вырыпаева, актриса, таким образом, подвела промежуточные итоги не только личного творческого пути, но и довольно большого отрезка из истории драмтеатра – от классического психологического театра к игровому театру и новой драме.

Sidyat.jpg

Пьеса Ивана Вырыпаева, несмотря на исключительную популярность и востребованность драматурга, впервые появилась на сцене театра им. В. Савина. Она написана уже почти 20 лет назад. «Валентинов день» Вырыпаева разбивает миф о чистоте и силе первой любви, созданный Рощиным. Влюбленные Валентин и Валентина расстались почти на том месте, где закончилась пьеса: Валентина уехала в Витебск, Валентин женился на соседке Катьке, через 15 лет они случайно встретились в метро, потом еще лет пять Валентин изменял Катьке с Валентиной, затем неожиданно умер в 40 лет в день рождения своей возлюбленной, а Валя и Катя после этого стали вместе жить и пить водку в его комнате.

Tanzy.jpg

Покадровое решение сцен, постоянная перемена места и времени действия, скачки из прошлого в настоящее и обратно, заданные драматургом, повлияли на режиссерское и художественное решение постановки. Борис Лагода ввел в спектакль действующее лицо, которого нет у автора, - рассказчик в исполнении Константина Карманова следит за тем, что происходит на сцене, комментирует и оценивает происходящее, озвучивает ремарки, дает ход действию и останавливает его. Сценография Эриха Вильсона, на этот раз отдавшего предпочтение эффектному минимализму – зритель видит только черную коробку сцены и несколько предметов мебели, выполненной из прозрачного материала, - показывает героев спектакля как бы зависшими в воздухе, в космосе, между безвозвратно ушедшим прошлым и будущим, которого у них не будет.

Любовный треугольник в пьесе Вырыпаева показан многогранно, но с одной постоянной – 60-летней Валентиной: это она сегодня встречает день рождения со спившейся проводницей Катькой, это она сегодня разговаривает с Валентином, каким он был 40 лет назад (актер Иван Николайченко), это она сегодня прощается с ним 20 лет назад (Владимир Рочев) в день его смерти-свой день рождения. Меняется и Катька, наивная влюбленная соседка (Людмила Попова), проводница поезда Москва-Владивосток (Светлана Малькова), «нищая спившаяся старуха» и единственный близкий человек Валентины (Татьяна Валяева).

Molodye.jpg

Борис Лагода вводит в этот драматургический рисунок сложный образ Валентины – работу Галины Миковой дополняют Алена Доронина (Валентина в 20 лет) и Надежда Кожевина (Валентина в 35-40 лет). Ввод дополнительных персонажей помогает открыть глубину характера героини, ее ледяной контраст в сравнении с открытостью, теплотой и простотой Катьки. Одновременно короткие их появления ломают выстроенную до того логику спектакля: Валентина сегодня не просто вспоминает встречи с Валентином, не видит себя и его молодыми, она в них живет до сих пор; это она сейчас сидит на той скамейке и впервые объясняется в любви, это она сейчас пытается разлюбить женатого Валентина, это она сейчас видится с ним в последний раз. И неслучайно эти сцены производят наиболее сильное впечатление – именно тогда, когда Валентина из настоящего оказывается рядом с Валентином из прошлого, обнажается трагедия ее жизни, прошедшей в диалоге с давно умершим человеком.

Listya.jpg

Но трагедию в этом спектакле всегда сопровождает смех: драматург, а вместе с ним и режиссер, иронизируют – и подчас довольно жестоко – над своими персонажами. Авторская ирония читается на уровне сюжета, по которому две соперницы после смерти предмета спора живут вместе и, несмотря на ненависть друг к другу, становятся самыми близкими людьми.

Klouny.jpg

Вообще, эмоциональные качели, на которых оказывается зритель «Валентинова дня», то сопереживающий сломанным судьбам, то смеющийся над их нелепостью, все сильнее раскачиваются к финалу – и плач Валентины, навсегда потерявшей единственную в жизни любовь, прерывает смех зала над Катькой, в скафандре отправившейся к богу.

Dve-teti-na-skameike.jpg

Премьерная постановка подарила целую галерею хороших актерских работ, и все они узнаваемы в рамках амплуа каждого исполнителя. Галина Микова прожила в спектакле, кажется, не только всю жизнь Валентины – от 18 лет до самой смерти, но и что-то большее – такое впечатление складывается благодаря нескольким финалам и кольцевой композиции спектакля: романс Окуджавы «Дождик осенний» звучит в самом начале «Валентинова дня» и в конце, после последнего монолога Валентины, и создает возможность другого, нового восприятия и понимания постановки.

2937

Комментарии (10)

Добавить комментарий
  • Радость безмерная, прям
    20 апр. 2019 г., 14:21:46
    Ответить
    пьеса разбивает миф о чистоте любви... герой изменяет 5 лет, умирает... возлюбленная и любовница живут вместе и пьют водку..
    Таких "пьес" в новостях через день да каждый день, только еще режут, стреляют, жгут.
    • вася
      21 апр. 2019 г., 22:56:30
      Ответить
      а 13 ряд опять матвеев с дружками занял?
  • Зритель
    20 апр. 2019 г., 17:16:13
    Ответить
    Не торт !
    Хорошую вещь "сиквелом" не назовут. И к произведению Рощина спектакль имеет очень отдаленное отношение, если только именами героев, хитросплетение для привлечения зрителей. Точно также героев можно было назвать Петром и Настасья и, ничего бы не изменилось, это отдельное произведение, и назвать его продолжением "Валентин и Валентина" трудно. Чудовищно представить, когда бы героиня Рощина взяла в руки ружье, да и ещё стреляла бы в людей. Другой жанр, другие эмоции, вернее, нет эмоций, и, тем более, никакого катарсиса. Немного интерес вызывают не совсем обычные техника и стиль постановки, и кажется весь спектакль тащит на себе артистка в роли возрастной Кати, живая и интересная, без нее бы было вообще тоска.
    • Сиквел
      20 апр. 2019 г., 18:28:58
      Ответить
      Продолжение книги, романа или кинофильма, создаваемое в СВЯЗИ с УСПЕХОМ произведения литературы или кинематографии.
      Т.е. сиквел попытка "примазаться" к славе.
      Но вот возьми хоть мушкетеров, хоть Простоквашино, хоть чего кто не сиквелит, а не что равным первоисточнику а хотя бы просто не хуже чтоб - и ничего не выходит.
      Шапка Мономаха по-прежнему тяжела.
  • Елена
    21 апр. 2019 г., 9:23:05
    Ответить
    Очень даже хороший спектакль получился. Спасибо Галине Миковой за выбор пьесы. Режиссеру за всю постановку и выбор музыки. Рочеву, Поповой и Мальковой - за отличные актерские работы. (Отдельно - за танец а-ля Барышников). И, конечно, Татьяне Валяевой за ее суперКатьку! Надо же, столько лет в театре, а запомнят ее теперь именно за эту работу. (Ничуть не умаляя ее прежних заслуг). Получила вчера удовольствие. Схожу, пожалуй,еще раз.
  • 8796
    21 апр. 2019 г., 15:25:23
    Ответить
    Молодец Галина Аркадьевна!
  • 666
    22 апр. 2019 г., 0:13:03
    Ответить
    Тоскливая минорная штука, окромя игры Катьки Валяевой глазеть не на что
  • двадцать лет назад
    22 апр. 2019 г., 0:55:23
    Ответить
    было модно топтать советское прошлое
    шлое валять его в грязи и издеваться но ведь прошло казалось бы время хватит глумиться над давно почившим и пинать труп не поможет ни живым ни мёртвым
  • Зюзю
    22 апр. 2019 г., 8:32:16
    Ответить
    Прекрасная работа...трогательный треугольник...всех жалко... Мы близко сидели и плакали как пили за любовь. Спасибо театру за ещё одну замечательную постановку. Хотим ещё раз сходить. Немного испорчен поклон...хотелось любоваться артистами,но девушка дарившая цветы слишком безалаберно бегала по сцене, мельтешила... В остальном всё красиво, эмоции соответственные...
  • я
    22 апр. 2019 г., 8:48:29
    Ответить
    мне понравилось
    и смех, и любовь, и слёзы. Актерская игра, музыка в нужном месте и времени. Хореография - на высоте - местами "кричащая"! А Татьяна Валяева просто чудо!