Звук в кино изнутри. Заметки звукорежиссёра. (СВОЯ)
Кино индустрия в современном мире — это огромная машина с бесчисленными человеческими ресурсами, профессионалами, вовлеченными в творческий и технический процесс. Как и любое другое направление шоу-бизнеса, она постоянно развивается, чтобы каждое произведение искусства приносило еще больше ярких эмоций зрителям.
Мало кто из зрителей представляет, какого труда и усилий стоит каждому из департамента кинопроизводства — каждому продюсеру, актеру, звукорежиссёру или водителю на съемочной площадке — работа над картиной или сериалом.
Привет. Меня зовут Юрий и я владелец Фоли студии «Foley First» https://foleyfirst.com, компании, занимающейся созданием синхронных шумов для зарубежного кино и телевидения.
Почему звук так важен?
Звук в кино — это 50% вложенной в картину эмоции. Если выключить в кинозале звуковое сопровождение — уверен, мало кто из зрителей будет так же крепко вжиматься в кресло в сценах перестрелки, погони или падающего самолета. Кто помнит сцену катастрофы лайнера из «Knowing» с Николасом Кейджем? Звучит потрясающе в кинозале! Саунд дизайнеры в этом фильме провели невероятную работу.
Вроде, кажется, что ничего сложного в создании звукового ряда современного кино произведения нет. Все выглядит довольно типовым и обыденным из фильма в фильм. Оружие, машины, удары — все кажется повторяющимся и уже стало привычным.
Кто создает звук?
Однако за всем департаментом, занимающимся производством звука, стоит огромная команда. Не один звукорежиссер, а целый коллектив людей таких должностей как: звукорежиссер записи звука на площадке, звукоинженеры записи звука на площадке, звукоинженер чистки диалогов, звукорежиссер саунд эффектов, артист шумовик, работающий в foley studio, звукоинженер записи синхронных шумов, звукорежиссер записи актеров на этапе post production и т.д. Процесс, кажущийся на первый взгляд простым, представляет собой длительный и кропотливый креативный этап.
В зарубежном кино, особенно это касается большого кино, звукорежиссеры (или целая команда) не используют библиотеки звуков для того, чтобы озвучить проезды машины в кадре как многие могут подумать. Они их записывают, выбирая лучшие и самые тихие локации, где ничего, кроме записываемого автомобиля, не будет попадать в микрофон. Это касается и звука оружия, фонового оформления, ударов — все воссоздается в отдельных пост-съемочных условиях. Это дает возможность звуковому сопровождению фильма отличаться от всех остальных картин.
Верх профессионализма — это когда рядовой зритель даже не догадывается о том, что вся звуковая картина была воссоздана заново. Многие ли знают что, издаваемый Годзилла из одноименного блокбастера — это многослойный звуковой синтез из «искаженного» звука диких животных и обычных бытовых предметов, подверженных звуковой обработке?
То же самое и касается синхронных шумов. Шумов таких как: шаги персонажей, посуда, хлопанье руками, шуршание одежды, и т.д. Такое звуковое сопровождение полностью ложится на плечи Фоли артиста, или как их еще называют — артистов-шумовиков. Мало что помимо диалогов записывается на съёмочной площадке и используется в дальнейшем. В большинстве своем весь звук, который зритель слышит в кинозале — это результат огромной работы большой команды звукового департамента по воссозданию звукового ряда. И такая работа может длиться от 3 месяцев до нескольких лет.
Технологии
SoundWorks Collection - The Sound of Godzilla from Michael Coleman on Vimeo.
С развитием пространственного звучания Dolby Atmos, появилось еще больше возможностей для «манипулирования» вниманием зрителя. Да, звукорежиссёры, наравне с режиссером и оператором-постановщиком, знают как воздействовать на зрителя и куда направлять его внимание.
Кстати, был случай, когда я с коллегами по цеху на сведении фильма «Дороги» на студии Мосфильм, поспорил, что если мы запишем выкрик персонажа и направим его в заднюю часть кинозала (тыльная акустика), то практически каждый из зрителей во время просмотра обернется. Что ж, на внутреннем показе так и было. И это было весело!
Многие инструменты звукорежиссёров и звукоинженеров стали автоматизированными, но лишь частично. Креатив, мышление, смысловую нагрузку — все это искусственный интеллект еще не в состоянии смоделировать. Так же как и работу артистов-шумовиков, которые записывают по тысячи разных звуков для фильма, делают несколько сотен дублей, чтобы найти самое правильное и достоверное звучание воссоздаваемого предмета.