Перевозка газообразных и жидких веществ по железным и автомобильным дорогам производится в цистернах и танк-контейнерах. Второй вариант удобен тем, что перегрузка с одного вида транспорта на другой выполняется без перекачки содержимого. Это подходит для всех видов грузов, включая химически агрессивные, огнеопасные и токсичные. Танк-контейнер для наливных грузов — это металлическая емкость, заключенная в стальной каркас.
Учитывая различные свойства жидких и газообразных веществ, разработана тара для всех категорий грузов:
Объединяет все виды и типы танк-контейнеров одно — они мультимодальны. То есть перегрузка с одного вида транспорта на другой производится простым перемещением. Размеры всех типов контейнеров, независимо от страны происхождения, стандартизированы по ISO. В России освидетельствование танк-контейнеров производит Российский Регистр Морского Судоходства.
Материал для емкостей — сталь разных марок. Толщина стенки зависит от характера груза. В своем большинстве танк-контейнеры для наливных химических грузов и нейтральных жидкостей изготавливают из стали AISI 304 и AISI 316. Это марки нержавеющих кислото- и щелочестойких сталей, широко используемых в промышленности. Несколько производителей занимаются разработкой специальных алюминиевых сплавов, которые затем планируется использовать в контейнеростроении.
Для классификации подвижного состава разработана специальная маркировка танк-контейнеров. Обозначение производится по двум системам — IMO и Т. Между обоими стандартами существует определенное соответствие.
Многие характеристики танк-контейнеров для наливных грузов стандартного исполнения не всегда устраивают перевозчиков. В эксплуатацию активно внедряют SWAP BODY контейнеры, отличающиеся от 20-футового стандарта более обтекаемой формой каркасной части. Сделано это с целью минимизировать пустой объем между рамой и цистерной. SWAP-контейнеры более приспособлены для перегрузки на автотранспорт, что увеличивает КПД мультимодальных перевозок. Внутренний объем цистерн этого типа больше, чем у стандартных контейнеров ISO. Перевозить в них можно те же грузы — нейтральные, химически активные, огнеопасные и сжиженные газы.
В перевозках активно используют модели SWAP 30000, SWAP 31000 и SWAP 35000 объемом, соответственно, 30, 31 и 35 м3. Эксплуатационное давление внутри цистерны достигает 3 бар. Ширина и высота танк-контейнеров составляет 2.55 и 2,67 м, что позволяет использовать их на транспорте и терминалах общего стандарта.
Перевозка наливных грузов танк контейнерами пользуется высокой популярностью благодаря конструктивным особенностям мультимодальной тары. Это:
Автоцистерны для мультимодальных перевозок не подходят. Для их выгрузки и загрузки необходимо специальное оборудование. В то же время танк-контейнеры перегружаются при помощи обычных кранов. По расчетам, использование цистерн в контейнерах дает экономию на транспортировке до 30% по сравнению с автоперевозками в цистернах на шасси. Танк-контейнеры требуют значительно меньше расходов на техническое обслуживание.