Железнодорожные перевозки — эффективный способ доставки разнообразных грузов на дальние расстояния. Универсальность перевозок определена наличием вагонов и платформ, специально разработанных под определенный тип груза. Перевозить по железной дороге можно практически любой тип груза: сыпучие материалы, мешки и коробки, контейнеры, оборудование, негабаритные машины и механизмы. Для перевозки длинномерных грузов предназначен особый вид вагонов, отличающихся увеличенной базой. Типовые длиннобразные платформы с деревянным полом выпускают в длине 19,6 и 24 м.
Для многих видов перевозок используют открытые платформы — специальный вид вагонов без стен и крыши, с упорами и приспособлениями для надежной фиксации груза. Учитывая тот факт, что стремительно развиваются мультимодальные перевозки в стандартных морских контейнерах, созданы 4 и 6-осные фитинговые платформы, рассчитанные под погрузку и транспортировку контейнеров. На них перевозят ISO-контейнеры 20, 40 и 45 футов массой 3 и 5 тонн. Также можно транспортировать нестандартные типы контейнеров — High Cube и OpenTop.
Название типа платформ для перевозки контейнеров происходит от английского слова fitting — в вольном переводе обозначает монтаж, крепление, сборка. Рама платформы помещена на 4 или 6-осное шасси стандартного вагонного размера и оснащена упорами, соединяющимися с замками контейнера. Производят платформы:
Транспортировка контейнеров на платформах производится в составе обычных товарных поездов — все крепления и разъемы стандартизированы и соответствуют вагонным.
Российские заводы по производству фитинговых платформ выпускают несколько десятков моделей, отличающихся устройством, степенью универсальности, грузоподъемностью и другими характеристиками. При заказе платформы под перевозку определенного груза необходимо уточнить возможности модели и ее соответствие характеристикам контейнера, машины или оборудования.
Модель под индексом 13-1284 предназначена для перевозки контейнеров большого веса. Шасси — 4 оси. Для изготовления элементов кузова использованы стали 09Г2С, 09Г2Д, 09Г2, 09Г2СД-12, установлен кузов на тележке 18-9801 с базой 19000 мм и шириной колеи 1520 мм. Платформа оборудована стояночным тормозом. Переходная площадка и возможность установки буферов не предусмотрены. Транспортная скорость платформы — до 120 км/ч.
Другие характеристики:
Начало выпуска платформы этой модели — 2019 год.
Четырехосная улучшенная конструкция для перевозки крупнотоннажных морских контейнеров. Собственная масса вагона — 24 – 25 тонн, грузоподъемность достигает 75 тонн. Собрана конструкция на тележке типа 3 с осевой нагрузкой на рельсы 25 Тс. Оборудована стационарными (4), двойными (6) и одинарными (8) откидными (или выдвижными) фитиноговыми упорами.
Универсальные платформы этой модели рассчитаны под 9 схем погрузки стандартных, изотермических, специализированных контейнеров, цистерн для сыпучих грузов, газов и жидкостей. Рассчитана на эксплуатацию в течение 32 лет.
Четырехосный вагон построен на базе тележки 9, оснащен откидными бортами по сторонам и на торцах, полом и откидными упорами (16 шт.). Масса — 21/22 тонны, грузоподъемность — до 72 тонн. Загруженная платформа оказывает на рельсы давление до 230 кН. С открытыми боковыми бортами ширина достигает 3150 мм. Предназначена для перевозки стандартных и нестандартных контейнеров, танк-контейнеров, общей массой до 62 тонн. Рассчитана на несколько схем расположения груза.
Модель рассчитана на перевозку широкого спектра контейнеров, среди которых 1ААА, 1АА, 1А, 1АХ, 1ВВВ, 1ВВ, 1В, 1ВХ, 1СС, 1С, 1СХ, 1DD, 1D, 1DX, а также тяжеловесные 1EEE, 1EE, 1Е массой до 36 тонн. Общая грузоподъемность вагона — 72 тонны. Оснащена деревометаллическим настилом, без бортов. Оборудована 12 откидными и 4 стационарными упорами. Собственная масса — 21 тонна. Может использоваться без настила.
Четырехосная модель грузоподъемностью 68 тонн, собственной массой 22 тонны, оснащена четырьмя стационарными и 12 выдвижными упорами. Рассчитана на перевозку контейнеров типа 1С, 1СС, 1СХ, 1А, 1АА, 1ААА, 1АХ. База — тележки 14 м. Особенность вагона — ширина колеи 1435 мм. Такие железные дороги построены в Латинской Америке.
Модель грузоподъемностью 63 тонны отличается наличием металлического пола и откидными бортами с торцов и по сторонам вагона. Объем кузова составляет 38 м3, площадь — 38,5 м2. На боковых и торцевых балках предусмотрены скобы для крепления груза. Рассчитана на перевозку разных типов грузов, походящих под тоннаж и размеры вагона.