10:15, 31.10.2014 / ОБЩЕСТВО

Сыктывкарцам поведали лагерные тайны Юр-Шорского погоста

В четверг в Национальной библиотеке республики Коми прошел вечер памяти жертв политических репрессий «О чем молчит Юр-Шорский погост?». Поселок Юр-Шор прославился в середине прошлого века, когда 1 августа 1953 года политзаключенные, не в силах терпеть каторжные условия, отказались выходить на работу. Позже этот факт был расценен комиссией как попытка бегства, тем более что такая формулировка вполне «оправдывала» отданный в тот день приказ на применение оружия «автоматически на выход».

KAB_1974.jpg

Фото Юрия Кабанцева

После смерти Сталина волна протестов прокатилась по многим участкам Воркутлага и была названа в истории «воркутинским восстанием». Мятежники и бунтари не применяли оружия, но по-человечески просили разрешения вернуть себе имя вместо номера, отправить письмо родным, получить постельное белье и главное - пересмотреть уголовные дела.

По словам историка Михаиала Рогачева, 47-й особый лагерь, на котором и проходила кровавая забастовка, был заселен политическими заключенными, что принципиально важно.

KAB_1979.jpg

- Это люди, в большинстве своем интеллигенты, прошедшие войну от первых до последних дней, среди них порой встречались герои Советского Союза. Таких и без оружия стоило бояться, - рассказал историк.

Это объясняет столь жестокую расправу над зэками 47-го лагеря, подобных которой не было в истории всего ГУЛага, когда по безоружным, находящимся внутри зоны людям пустили пулеметную очередь.

KAB_1990.jpg

Место Юр-Шор уникально еще и потому, что здесь сохранилось одно из немногих именных кладбищ репрессированных. Узников лагерей хоронили под номерами, но товарищи усопших запоминали их имена, и уже после освобождения на каждой могиле установили именную табличку.

Сегодня Юр-Шорское захоронение является настоящим историческим памятником и дает возможность близким прийти на могилу предков.

KAB_1978.jpg

В память о тех, чьи жизни остались за колючей проволокой, на вечере звучали строки из дневников и мемуаров репрессированных, а приглашенные гости - клуб бардов «Причал» и студенты колледжа искусств - исполняли произведения поэтов-лагерников.

Традиционно память усопших организаторы и гости встречи почтили минутой молчания.

995

Комментарии (32)

Добавить комментарий
  • 6574
    31 окт. 2014 г., 10:26:13
    Ответить
    А без этого Сыктывкарцы просто жизни себе не представляли Им же хлеба не надо только подай лагерные тайны
    • 123
      31 окт. 2014 г., 10:37:41
      Ответить
      идиот, нужно знать историю своей страны. Мы и так живем как Иваны не помнящие своего родства!
      • Вы
        01 нояб. 2014 г., 18:10:30
        Ответить
        может быть так и живете.
        Что нового про лагеря вам могут рассказать после Шаламова и Солженицына?
    • не будь таким бесчувственным
      31 окт. 2014 г., 10:39:42
      Ответить
      это чьи то загубленные судьбы и жизни
      ...и не надо думать ,что повторения можно не ждать - это может коснуться и тебя..
      • Архилох
        31 окт. 2014 г., 10:51:27
        Ответить
        Это в точку
        Вот некоторых уже коснулось.
        http://www.youtube.com/watch?v=UHMf-4_eVUk
      • Идиот
        31 окт. 2014 г., 15:23:07
        Ответить
        Глупцы вы не понимающие что вас хотят попросту отвлечь от нынешних проблем которых в стране пруд пруди
    • Ант
      31 окт. 2014 г., 10:41:05
      Ответить
      Иногда лучше жевать, чем говорить (С)
    • 321
      31 окт. 2014 г., 22:57:01
      Ответить
      Они набираются опыта для разборок с ненавидимыми ими северянами. Спасибо - не расстреляют
  • редакция
    31 окт. 2014 г., 10:46:39
    Ответить
    где можно почитать про восстания политзаключенных в Коми, не соглашусь с автором, что только в Юр-Шоре было восстание, на слуху Кожимское восстание (ИНТАЛАГ), но о нем почему то нигде ничего не пишут, а ведь прошло более полувека
    • ну так
      31 окт. 2014 г., 11:09:57
      Ответить
      напиши,если знаешь.
  • Рыся
    31 окт. 2014 г., 10:55:15
    Ответить
    глупый комментатор 6574
    • он не
      31 окт. 2014 г., 11:10:43
      Ответить
      комментатор,а комментирующий.
  • Спепан
    31 окт. 2014 г., 11:00:53
    Ответить
    Сколько всего было репрессировано в СССР?
  • Козьма
    31 окт. 2014 г., 12:58:29
    Ответить
    о политзаключённых Юр-Шора
    власовцы, УПА, "Лесные братья", "Армия Крайова", Люфтваффе - политики? Тогда кто такие "военые преступники"? А уж имена на табличках появились только в 2003 году и "братья по оружию" тут совсем не причем. Это совсем другая история ...
    • алекс
      31 окт. 2014 г., 14:51:01
      Ответить
      полностью согласен
  • Владимир Пыстин. Сыктывкар
    31 окт. 2014 г., 15:49:19
    Ответить
    Власти СССР в 1948 году решили разделить пребывание в местах заключения уголовников, бывших военнопленных и военных преступников. Для военных преступников, сотрудничавших с гитлеровцами и совершавших кровавые преступления были созданы Особые лагеря. В лагере Юр- шора заключенные имели несколько радиопримников и знали о смерти Сталина, Берии, о акциях массового протеста в Берлине. И почувствовав слабину власти, начали действовать. Когда началась забастовка, то с ними вступили в переговоры. Пошли на уступки: организован 9 часовой рабочий день, разрешены свидания с родственниками, разрешено посылать деньги родственникам и знакомым, разрешено получить сами деньги в крупных размерах( до 300 руб за раз) , позволили спороть номера с одежды. Но заключенные хотели свободы и возвращения на родину. Им не нужны были уступки. Продовольственные склады охраняли около 40 бойцов. Заключенные сами напали на них. Хватали их оружие, бросали камни, наносили удары. В ответ был открыт огонь.
    Еще раз хотелось бы отметить, это был Особый лагерь, в котором отбывали наказание предатели родины, служившие гитлеровским нацистам. Были не только русские предатели, но и бойцы из Прибалтики и Западной Украины, а также поляки. Руководили акциями протеста поляки и украинцы. Если даже сейчас еще не все осознают, что ОУНовцы сражались за свободу своей родины, то тогда и подавно таких людей было мало. Поэтому причисляли к тем же кругам, что и русские каратели ( полицаям и фаввен эсэсовцам). Поэтому о какой свободе тогда могла идти речь? Их и расстреливали. И не только в Воркуте. Позднее была амнистия. Выпустили много уголовников и бывших военопленных, а затем валом стали выпускать всех.
    Про это восстание рассказывал бывший заключенный Эвдоким. Он в немецком плену был капо- надзирателем лагеря и затем в советском лагере тоже стал капо- надзирателем. И всю жизнь носил в сапогах или в валенках плетку символ власти капо. Немного рассказывал о подавлении восстания и дядя Миша Соколов, который служил там в ВОХРе полжизни. Позднее заключенные писали о событиях расстрела со своей колокольни, а правоохранители со своей. Я же пишу о том, что слышал от непосредственных участников этих событий.
  • Денис
    31 окт. 2014 г., 16:39:30
    Ответить
    Информация
    А где узнавать заранее о таких встречах??? С удовольствием бы посещал. И г-ну Михаилу Рогачеву выражаю огромное уважение за проводимую им работу по сохранению истории родного края.
  • Москвин А.В.
    31 окт. 2014 г., 19:16:41
    Ответить
    Историк брешет как сивый мерин. Он бы для начала изучил фонд данного лагеря, а потом бы делал выводы. Там в лагере были одни предатели и пособники гитлеровцев.
    • Точно
      31 окт. 2014 г., 20:37:50
      Ответить
      Историк брешет как сивый мерин.
      А как иначе? За правду грантов США не выделяет...
      Приходиться крутиться, что то придумывать самому.
  • Воркута
    31 окт. 2014 г., 21:01:01
    Ответить
    НЕИМОВЕРНО ВОЗМУЩЕН!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    ЧТО ПРОИСХОДИТ!!!
    Почему историю лагеря ЮР ШОР, пытаются перевести в какую то плоскость возвеличивания и восхищения. Эй ВЫ ЦИНИКИ ! На Юр-шоре сидели Лесные братья, работники сс концлагерей, полицаи, те кто с оружием в руках воевал против Советского народа. Литовцы, да те самые которые сегодня сносят памятники советским воинам, те самые которые награждают воинов сс дивизии , построили на месте кладбища расстреленных военнопленных памятник, и теперь кто то в Сыктывкаре прогибается под историю которую нам хочет внушит Европа и США. Вы были на кладбище Юр-шора, о каких героях СССР говорит этот бестолковый историк? Герои с именами Фриц, Генрих, Арнольд? Ты сначала съезди и узнай про кого там речь, а потом вещай. В 47 зоне, которая после амнистии 53 года продолжила существовать сидели те кто травил детей в концлагере, подрывал наши поезда и убивал наших солдат, они попытались захватить комиссию, и так как с врагами всего человечества ник то не церемонился то их просто положили всех, и в данном случае о репрессиях речи быть не может!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • Kat
    31 окт. 2014 г., 21:50:03
    Ответить
    Да уж, скоро будет новая история из уст подобных историков.
  • Кстати
    31 окт. 2014 г., 22:43:49
    Ответить
    о словам историка Михаиала Рогачева, 47-й особый лагерь, на котором и проходила кровавая забастовка, был заселен политическими заключенными, что принципиально важно.
    Считаю, что необходимо фальсификаторов истории привлекать к уголовной ответственности.
  • Ученик
    31 окт. 2014 г., 22:59:27
    Ответить
    И кому верить?
    • верить Рогачеву
      01 нояб. 2014 г., 7:03:22
      Ответить
      Квк профессионалу, человеку порядочному, не продажному-типа Пыстина. Единственный специалист в республике, который как никто работает с архивными материалами того времени.
      • Стороны у баррикад разные
        01 нояб. 2014 г., 8:47:07
        Ответить
        Не поленился и посмотрел , кто сидел в особых лагерях. Это были исключительно военные преступники, чьи руки были по локоть в крови. По интерпретации Рогачева это были политизаключенные, интеллигенты , прошедшие всю войну и репрессированные советской властью. И он призывает почтить память их как репрессированных. Если считать предательство родины, участие в карательных батальонах, казнях и расправах над мирными людьми как достойное уважения занятие, то тогда да, карателей можно назвать политзаключенными интеллигентами, прошедшими всю войну. А их наказание в виде лишения свободы, репрессиями. Просто мы стоим по разные стороны баррикад и не прощаем мерзавцев, которые, ради спасения своих жизней, служили врагу и убивали соотечественников. А для кого- то они герои. Каким бы словоблудием не прикрывали свое мировоззрение.
      • Ну вы даете...
        01 нояб. 2014 г., 11:39:11
        Ответить
        верить Рогачеву
        Как можно верить Рогачеву если ему ,лично в руки, вручил премию "за историю", в полмиллиона сам Сванидзе!?
    • Верить
      01 нояб. 2014 г., 18:15:53
      Ответить
      надо документам. И учиться думать своей головой.
  • Реабилитации
    01 нояб. 2014 г., 9:44:17
    Ответить
    В лагерях было немало подонков всех мастей. И лишены свободы за дело. В 60-х годах многие из них были реабилитрованы. Потому что для реабилитации было достаточно нарушение процессуального закона. Совершенно любое. Например, нарушение права на защиту, не допрошен свидетель, и кровавого палача автоматически оправдывали, независимо от того, что в деле была масса доказательств, включая фото, подтверждающих его участие в казнях. Поэтому десятки и сотни тысяч преступников, осужденных за реальные преступления, были реабилитованы. Вот так получили множество жертв репрессий.
    • Согласен
      01 нояб. 2014 г., 11:44:32
      Ответить
      Примером может служить сыктывкарский предатель Александр Клейн ( Рафаил Соломонович Клейн), тоже реабилитированный.
  • Козьма
    01 нояб. 2014 г., 17:53:00
    Ответить
    опять про Юр-Шор
    Кто-то удружил М.Б. Рогачеву с этой статьёй. Снова перечитал книгу Н.А. Морозова "Особые лагеря МВД СССР в Коми АССР". Не было никакого особого лагеря 47. В Воркуте был Особый лагерь №6, "Речлаг". А лагерь шахты №29, где и произошла трагедия, это ЛО-10 Речлага. Конечно, те кто там сидел никогда не были "белыми и пушистыми" (Рогачев сказал все их боялись даже безоружных), но 1 августа 1953 г их и убивали безоружных - это тоже военное преступление. А дальше не мог Рогачёв сказать, что такого больше в СССР не было. А Норильск, Казахстан, Новочеркасск, Тбилиси, Останкино, Вильнюс ... Власть особо не задумываясь "мочит" граждан даже в "сортире". И правых и виноватых. Вот об этом стоило бы подумать.
    • Морозов и Бондаренко
      01 нояб. 2014 г., 18:18:47
      Ответить
      Н. Морозов- это историк, который профессионально изучал лагеря ГУЛАГа. Особенно много по особым лагерям. Слышал его на конференциях в Сыктывкаре. Доклады он старался делать объективно со всеми плюсами и минусами присущими тем событиям, которые он освещал. Он пишет, не приукрашивая, и не очерняя. Так и должен поступать историк: быть максимально объективным. Слышал доклады т. Бондаренко о лагерях ГУЛАГа. Пожалуй эти ученые из Коми - это наиболее авторитетные и компетентные из работавших по теме ГУЛАГа.
    • Непонятно
      01 нояб. 2014 г., 20:34:41
      Ответить
      Или корреспондент написал чепуху, или господин Рогачев перевирает.