Ученые Коми научного центра при выходе на пенсию окажутся на улице?
Ученые Коми научного центра Уральского отделения РАН (КНЦ УрО РАН) при выходе на заслуженный отдых и прекращении трудовых отношений рискуют оказаться на улице. Причем, как показала практика, ни 25-летний стаж работы в одном научном учреждении, ни высокие результаты в научной деятельности, ни семейные обстоятельства не могут служить основанием для того, чтобы предоставленное им для проживания временное жилье изменило статус.
На протяжении всей своей трудовой деятельности многие научные сотрудники КНЦ УрО РАН, в том числе достигшие существенных высот в науке, живут в ведомственном жилье, либо им предоставляется жилплощадь с неопределенным статусом. Из более чем 30 семей научных сотрудников, занимающих ведомственное жилье, в особенно уязвимом положении оказались шесть семей научных сотрудников, проживающих в доме № 40 по улице Орджоникидзе в столице Коми.
Этот дом был построен в 2007 году частично на средства федерального бюджета, частично - на средства казны Республики Коми (шесть квартир) целевым назначением для молодых ученых и сотрудников КНЦ. Шесть квартир в доме, являющиеся собственностью Республики Коми, были переданы республикой в безвозмездное пользование Коми НЦ УрО РАН для того, чтобы стимулировать местные научные кадры оставаться работать в республике. КНЦ передал квартиры наиболее ценным и заслуженным научным работникам. Однако проживание в этих квартирах было определено сроком на 1 год с возможностью дальнейшей пролонгации на такой же период.
Люди были рады и таким условиям. О том, насколько остро тогда стоял для сотрудников КНЦ квартирный вопрос свидетельствует громкий скандал, связанный с распределением жилья в новостройке, попавший на страницы многих республиканских СМИ, а также череда судебных тяжб по оспариванию решения Президиума КНЦ, продолжавшихся несколько лет. Своя очередь на жилье имелась в каждом институте КНЦ. Безболезненно свести все цепочки нуждающихся в жилье сотрудников в один поток оказалось весьма непросто.
С тех пор прошло девять лет. Получившим жилье научным работникам всегда было тревожно от того, что служебная квартира - единственное жилье, которое ты в случае форс-мажора можешь потерять.
В 2013 году около тридцати жильцов дома по Орджоникидзе, 40 направили обращение председателю Президиума КНЦ УрО РАН с просьбой передать им безвозмездно занимаемые жилые помещения, учитывая многолетний стаж работы в КНЦ, имеющиеся научные заслуги и невозможность реального приобретения собственного жилья ввиду предпенсионного и пенсионного возраста большинства жильцов.
Свою просьбу авторы обращения аргументировали тем, что многие из них проработали в КНЦ 20 и более лет; что предоставленные в 2007-м однокомнатные квартиры семьям из трех и более человек уже тогда не решали их жилищные проблемы, улучшение жилищных условий носило лишь формальный характер. Обратившиеся отмечали, что они в силу возрастных ограничений уже не могут рассчитывать на ипотечное кредитование, не могут купить собственное жилье из-за того, что в свое время не получали ни достойной зарплаты, ни жилищных сертификатов подобно современным молодым ученым до 35 лет, которым государство в последние годы помогает в приобретении жилья в собственность через инструмент сертификатов.
Председатель президиума ответил, что передача квартир в собственность жильцам невозможна, поскольку приватизации подлежит только жилье, используемое по договору социального найма, а оспариваемые квартиры относятся к служебному жилью. При этом председатель уклонился от отдельного комментария по поводу шести квартир, находящихся в собственности Республики Коми.
Попытку изменить ситуацию недавно предприняла жительница дома Орджоникидзе, 40 - доктор геолого-минералогических наук Татьяна Шумилова, руководитель лаборатории минералогии алмаза Института геологии КНЦ УрО РАН, наниматель квартиры, находящейся в республиканской собственности. Она посчитала, что государством, в частности Республикой Коми, помимо семейных обстоятельств должны быть приняты во внимание ее 25-летний научный стаж и высокие достижения в науке, признанные на международном уровне, что она на момент защиты самая молодая женщина - доктор геолого-минералогических наук в России, является лауреатом стипендии президента России для талантливых молодых ученых, Международной премии Хатчисона, присужденной Международным союзом геонаук в числе всего 6 лауреатов (единственной в Европе) из 700 претендентов со всего мира, ею опубликовано более 230 работ, в том числе 6 монографий, 2 патента и две заявки на изобретения, она проработала в КНЦ уже 25 лет, год назад получила по совместительству аффилиацию в Гавайском университете (Гонолулу, США), проводит исследования на самом современном научном уровне с широчайшим кругом зарубежных научных организаций Европы, США, Японии, ведет подготовку научных кадров и кадров высшей квалификации. Шумилова с двумя детьми и мужем, который, как и она, ученый (кандидат геолого-минералогических наук, лауреат стипендии президента России для талантливых молодых ученых, проработавший также в Коми НЦ 25 лет), вынуждена жить по сути на птичьих правах в квартире, не имеющей никакого статуса, по документам относящейся к собственности Республики Коми.
До вселения в квартиру семья ученых сначала жила многие годы в тесной комнатушке в ведомственном общежитии по улице Бабушкина, затем им предоставили две комнаты в том же общежитии, потом двухкомнатную квартиру на 4-х человек с двумя разнополыми детьми в полуподвальном помещении общежития в местечке Дырнос. Квартиру в новом ведомственном доме для ученых в 2007 году семье дали лишь после обращения Татьяны Шумиловой к президенту России Владимиру Путину.
По мнению Шумиловой, квартира, предоставленная ей, как и другим научным сотрудникам, получившим жилье на 1 год с возможной пролонгацией, не имеет статуса даже служебного жилья, и пользование таким жильем имеет ряд жестких ограничений. По условиям договора при выходе на пенсию, любых форс-мажорных обстоятельствах жилье должно быть освобождено в течение 3-х дней.
По словам Татьяны Шумиловой, при заключении в 2008 года договора с КНЦ предполагалось предпринять действия по изменению статуса квартир, находящихся в собственности Республики Коми, о чем имеется документальное подтверждение. Поскольку передача республиканской собственности в федеральную практически невозможна, то возможным выходом могла быть передача жилья проживающим в нем сотрудникам по договору социального найма. Однако за восемь лет статус жилья так и стал определенным. С годами же проблема научных сотрудников только обостряется и грозит потерей жилья.
Тревожась потерять единственное жилье, Татьяна Шумилова и ее супруг обратились в Сыктывкарский городской суд с иском к КНЦ и республиканскому минимущества о признании за ними права собственности в порядке приватизации на занимаемую квартиру. Истцы указывали, они проживают в квартире на условиях аналогичных социальному найму, что договор, на основании которого они проживают в квартире, следует считать договором соцнайма. Истцами приведены примеры из решений Президиума Верховного суда РФ по аналогичным делам, где вопрос о приватизации жилья решался в пользу граждан. Однако Сыктывкарский городской суд с исковыми требованиями Шумиловых не согласился. В удовлетворении исковых требований было отказано.
Татьяна Шумилова не намерена на этом останавливаться. Она готовит новое обращение к президенту.





Комментарии (100)
Если бы ЗАГРАНИЧНЫЕ ученые не изобретали, то ни..... Бы у вас НЕ БЫЛО.
Границы ОТКРЫТЫ.
и вСоциалистических странах Ученые НА ЗАРПЛАТУ живут и НЕ НОЮТ.
не нравится - скатертью дорога!
Свободны.
о ЧЕМ думали раньше?
Лучше поднять проценты по ипотеке и всех малоимущих обязать платить .
ИНтересно: а чем владеют дети?
КНЦ РАН пора уже давно ревизировать , особенно хозяйственную часть. Жалобы каждый год поступают.
Остальным тоже договора писались, им же дали. Чем они хуже? Может родственных связей нету?
Так и здесь можно, со стороны власти, сказать: "А чем учёные лучше бомжей?!"
Впрочем, БОМЖами они скоро и станут. Главное - не забудьте проголосовать за Народный фронт и их кандидатов , и будет Вам счастье...
смысл ее содержать если исследования проводятся для Европы, США и Японии?
пусть там жилье и получает
Замучились вы с иксами, запутались в нулях.
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв, что разлагается картофель на полях.
Из гнили да из плесени бальзам извлечь пытаетесь
И корни извлекаете по десять раз на дню.
Ох, вы там добалуетесь. Ох, вы доизвлекаетесь,
Пока сгниет, заплеснеет картофель на корню.
Небось картошку все мы уважаем,
Когда с сальцой ее помять.
Ученые особый народ, не от мира сего и так не ценить их только можно у нас!
Тут все от человека зависит, если он по жизни жлоб то хоть сантехник, хоть доктор наук.
Ведомственное жилье ПО ЗАКОНУ предназначено только для сотрудников организации, его нельзя ни приватизировать, ни отдать в пользование посторонним лицам
И спорить не о чем
Галя, а ты иди мой пробирки.