БНКоми публикует лекцию философа Алексея Григорьева «Архитектура и музыка как предпосылки восприятия пространства и времени»
БНКоми публикует видео и стенограмму очередного выступления, записанного в рамках совместного с еженедельником «Молодежь Севера» проекта Experto Credite («Верьте опытному»). В своей лекции кандидат философских наук, старший научный сотрудник Российского института культурологии Алексей Григорьев рассказывает о том, как в музыке и архитектуре отражаются представления человека о пространстве и времени, и о том, что эти представления опосредованы культурой и языком.
- Предваряя эту лекцию, я хотел бы сказать: что такое философия — штука непонятная. Две тысячи лет как она, как говорится, всплыла на поверхность, и мало кто понимает, чем она занимается. Понятно, что это мысль, как она есть сама по себе, то есть сущая в себе мысль, которая обнаруживает, что она какой-то странной природой обладает: с одной стороны — мысль как результат, с другой стороны — мысль как процесс, с третьей стороны — мысль как рефлексия. Мысль как результат — это когда я говорю, что я читаю чью-то мысль, например, мысль Шеллинга. С другой стороны, как процесс — когда я говорю, что предаюсь размышлению и обдумываю какой-то предмет. И с третьей стороны — это знаменитая библеровская формулировка: «Отойдем и поглядим, хорошо ли мы сидим». Мысль обладает этой способностью сопровождать сам процесс мышления, отстраняясь от него и наблюдая с некой внемысленной позиции это дело.
Но такими тяжелыми и заумными категориями я вас грузить не буду, а постараюсь рассказать, на мой взгляд, довольно простую, лубочную по своему содержанию лекцию, которая называется «Архитектура и музыка как культурологические аналогии пространственно-временного континуума». Понятно, что архитектура — это культурный образ пространства. Понятно, что музыка — это культурный образ времени. Поэтому пространственно-временной континуум — это то, чем оперирует лидер современного естествознания, физика. Мы сейчас с вами обнаружим, что вообще-то культура в том, как она себя, говоря высоким штилем, репрезентирует, то есть представляет, накладывает колоссальный отпечаток на наш с вами, казалось бы, тривиальное и обыденное представление о том, что такое пространство и что такое время. Ну, пространство, кто ж не знает, что это такое. А попробуйте-ка определить, что это такое. А время — что это такое? Когда вы указываете на часы — это же не время. Вы цифры какие-то видите. А где время?
Чтобы не быть голословным, я сразу же вам процитирую знаменитый пассаж Августина Аврелия из «Исповеди», глава 14, книга 11: «Что же это — время? Кто может объяснить это доходчиво и кратко? Кто может помыслить, чтобы зате
Комментарии (3)