14:47, 02.11.2012

Воспитанник шаолиньских монахов Евгений Чертовских: «Ушу нужно пережить»

На минувшей неделе в Сыктывкаре побывал первый вице-президент Федерации шаолиньских боевых искусств России Евгений Чертовских. Последователь Шаолиньской традиции приехал в столицу Коми по приглашению Федерации ушу Сыктывкара и провел несколько мастер-классов для местных спортсменов. В промежутках между тренировками гость ответил на вопросы корреспондента "Молодежи Севера".

43 (3).jpg

Фото Евгении Габовой

- Вы не в первый раз в Сыктывкаре. Как оцениваете динамику развития ушу в нашем городе?

- Положительно. Ребята хорошие, занимаются с интересом, достигают новых уровней мастерства. С ушуистами из Сыктывкара мы постоянно встречаемся на соревнованиях и фестивалях как российского, так и международного уровней. И отмечу, ваших спортсменов уже узнают.

- Вы боевыми искусствами занимаетесь с 1971 года и изучили самые разные виды: бокс, рукопашный бой, каратэ... Почему в итоге пришли к ушу?

- Мои увлечения менялись с годами. Бокс был в школе. Потом я стал старше, появился рукопашный бой. Набирался опыта, знаний, менялись интересы. В Афганистане я впервые увидел фильм про ушу. Кино было по нынешним меркам старое - 60-х годов, но я отлично помню, как меня поразило обилие оружия в этом направлении боевых искусств. Мечи, топоры, копья, палки - все это активно использовалось, не говоря уже о том, что сами герои удивительно ловко двигались, прыгали, почти летали. Меня зацепило. Вернувшись, я стал искать, где можно научиться.

- Откуда, по-вашему, у людей с нашим русским менталитетом такой большой интерес к восточным боевым искусствам?

- Китайской цивилизации пять тысяч лет, и за это время она почти не изменилась. Письменность, традиции, менталитет - китайцы все это умудрились сохранить. Боевые искусства Китая передавались из поколения в поколение, а значит, не могут не вызывать интереса. Для нас это и необычно, и показательно. Ведь если разобраться, русское боевое искусство было максимально прикладным, и разные его направления существовали только в определенное время. Эпоха менялась, цивилизация выходила на новый уровень, старые приемы и техники уходили в прошлое, забывались как ненужные. У китайцев же они сохранились во многом потому, что подразумевали всегда не только технику боя и владения оружием, но также дисциплину и воспитание. Есть и другое объяснение. Все мы живем в едином информационном пространстве и сами по себе являемся частью этого пространства. И лично я уверен, что любая информация так или иначе заложена в каждом человеке, скажем так, на генетическом уровне. И при желании эту информацию можно найти «внутри» себя. Есть такая поговорка: «Ушу не надо учить, ушу нужно пережить». Нужно пропустить это искусство и философию через себя и найти внутри себя отклик.

- Вы являетесь автором нескольких книг по шаолиньскому ушу. К тому же известен факт, что многие в советские времена учились восточным единоборствам как раз по книжным источникам. Ваше мнение: можно ли научиться боевому искусству по книге?

- Нет. Книга - это всего лишь пособие. На прилавках в 80 - 90-е годы действительно было очень много разных изданий: книг, брошюр, плакатов. Я покупал все. Сейчас эти архивы пылятся в гараже. Но если их достать, то можно будет увидеть, что все страницы с картинками исчерканы карандашом. Я твердо был уверен, что в огромной кипе этих бумаг обязательно можно найти какое-то разумное и полезное зерно. И я искал это зерно. А потом нашел учителей. По словам моего китайского наставника Ши Синцюня, книга написана для всех, но обучить она не может. Тот, кто действительно хочет чему-то научиться, должен прийти к учителю. В Китае есть избитая фраза: «Обучение должно проходить от сердца к сердцу», то есть от человека к человеку. Видео или книга могут быть лишь пособием для уточнения для тех, кто уже занимается, или рекламой для новичков.

- Сейчас очень популярен анимационный фильм «Кунг-фу Панда». Как вы к нему относитесь?

- Хороший мультфильм. Мне тоже нравится. Если после него у детей появится желание заняться кунг-фу, это замечательно. И ничего страшного в этом нет, пусть идут на тренировку и пробуют. Конечно, большинство увидит, что в реальности все намного сложнее. Но кому-то, возможно, понравится. И даже если ребенок, попробовав, решит уйти, все равно он получит опыт и пользу. По крайней мере, он сам попытается заняться чем-то интересным.

- Сравнивая с каратэ или таэквондо, люди часто делают выбор не в пользу ушу, считая его скорее «балетом», нежели серьезным боевым искусством. Как можете это прокомментировать?

- В нашей стране, к сожалению, так сложилось исторически. Ушу появилось в 80-е годы, еще в Советском Союзе, и не совсем удачно - как раз тогда, когда другие восточные виды единоборств (то же каратэ, например) были запрещены. Для того, чтобы не попасть под запрет, ушу было привезено под формулировкой «китайская гимнастика». Вот и получилось, что настоящие суровые парни подпольно занимались каратэ, а разрешенное ушу воспринималось только как гимнастика. И до сих пор у нас в обществе нет нормальной и достоверной информации о китайском ушу.

- Еще одно устойчивое и распространенное мнение: для того, чтобы постичь искусство ушу, надо обязательно съездить в Китай. Это правда?

- В Китае нужно попасть к настоящему мастеру, а это на самом деле сделать очень не просто. Китайцы, чтобы сохранить свою традицию, создали для мира красивую ширму и ложный аэродром. Там есть драконы, звон мечей и много всякой другой атрибутики. Там обучают, и люди получают то, что они хотели. Ну, по крайней мере, им так кажется. А истинное ушу и его традиции остаются сокрытыми. И попасть за эту ширму удается далеко не всем. В Китае проводится множество соревнований и фестивалей традиционного ушу, но на них почти не бывает иностранцев. Нужно учитывать и то, что в Китае существует более трех тысяч разных видов и стилей боевых искусств: какие-то из них более доступны, какие-то менее.

- В 1985 году, когда ушу появилось в СССР, культивировать китайскую гимнастику было предложено как «компонент улучшения советско-китайских отношений в области культуры». Сейчас политический аспект также сильно влияет на развитие ушу?

- Политика была всегда, и от нее никуда не деться. Другой вопрос, что сейчас отношения между странами изменились и находятся на ином уровне. Но и сегодня ушу - это один из пластов взаимодействия России и Китая в области культуры и спорта. Проводятся различные совместные соревнования, фестивали, семинары. Ушу пока не стало олимпийским видом спорта, поэтому акценты больше ставятся именно на культурную составляющую, хотя спортивное ушу в нашей стране развито достаточно сильно.

- Вы - потомственный офицер, 20 лет служили в ВДВ, подполковник запаса. Как оцениваете ситуацию в современной Российской армии?

- Если честно, я не в восторге от того, что творится в рядах нашей армии. В 90-е годы ее накрыла волна сокращений, ушли многие профессионалы, которые знали толк в своем деле. Старшие офицеры уволились, а младшие (объективно) не доросли до управления системой. И не потому, что они плохие, а просто потому, что у них нет определенных знаний, навыков, опыта. В армии образовалась дыра, и результаты этого провала мы сейчас пожинаем.

- Почему, на ваш взгляд, выходит так, что молодые, здоровые люди «косят» от армии всеми средствами и чаще всего потому, что просто не хотят терять год своей жизни?

- Потому, что политика государства не направлена на стимулирование молодых людей. Служить сегодня - это не престижно, не почетно, у молодежи нет мотивации. Например, в том же Израиле, если молодой человек не служил, он не имеет права получить высшее образование. Пойди, отслужи, научись бегать и держать автомат в руках; пойди, чтобы хотя бы знать, как выглядит боевая машина и что с ней можно сделать, а потом, пожалуйста, учись, становись академиком, менеджером, специалистом в какой угодно области. У нас же все иначе. У нас почему-то люди возвращаются из армии, и им уже ничего не надо, потому что и внутри не все хорошо сейчас устроено, и никакой поддержки от государства после службы нет.

- Вернемся к восточным практикам. Сейчас большую популярность набирает цигун. Объясните в двух словах, что это такое и зачем им заниматься?

- Цигун подразумевает комплексную систему оздоровления, которая состоит из нескольких частей: техники движений, техники дыхания и определенной работы сознания. Цигун, он, как торт «Наполеон». Если брать только сверху - крем быстро надоедает, становится слишком приторным, больше нескольких ложек съесть сложно. Зато если употреблять целиком, можно съесть не один кусок торта. Цигун выводит организм на первоначальный этап развития. Человеческое тело устроено очень хитро, и по сути наш организм сам может бороться со множеством разных заболеваний. Но человек сам же себя и разрушает. Медицина чаще борется с последствиями болезни. Цигун же направлен на исправление ее первопричины. Это очень интересно, но и очень сложно. Поэтому, когда мне говорят, что цигун становится популярен, я задаю вопрос: а кто ему обучает? И тогда сразу становится ясно, что большинство просто занимается гимнастикой. Это, конечно, тоже хорошо, но к восточной практике цигун мало относится.

2046

Комментарии (7)

Добавить комментарий
  • Еш Пей Жуй
    02 нояб. 2012 г., 15:27:52
    Ответить
    Очень интересно. Очень перспективно. Упражнения с пиломатериалом полезны для жителей лесной республики. Может сильно пригодиться лесозаготовителям сотрудничающим с монди.
  • Алексей
    02 нояб. 2012 г., 16:15:54
    Ответить
    Еш Пей Жуй дальше
  • Где занимаются-то ушу?
    02 нояб. 2012 г., 17:11:31
    Ответить
    А?
    • ФУС
      02 нояб. 2012 г., 20:40:43
      Ответить
      Ушу занимаются в Федерации ушу Сыктывкара.
      • к черту подробности
        04 нояб. 2012 г., 20:13:04
        Ответить
        адрес!
  • Олег
    03 нояб. 2012 г., 17:34:24
    Ответить
    Про Израиль мужик отжег не по децки. Где он такую чушь накопал, на политзанятиях?
  • Белый боец
    08 нояб. 2012 г., 12:36:37
    Ответить
    "И до сих пор у нас в обществе нет нормальной и достоверной информации о китайском ушу".
    Нет достоверной информации. Вот интересно, а кому надо её скрывать? Обо всём есть, а вот об ушу нет. Огромное количество материалов по практике ушу. Работайте с первоисточниками. Нелепица какая-то. Появятся источники и сразу популярность ушу возрастёт. Все прям так и рванулись в секции ушу. Бред какой-то. Не было и никогда этого в России не будет.
    Не надо навешивать ореол таинственности. Вся ваша "сакральность" у вас в головах. Отсутсвия популярности объясняется тем, что адепты ушу просто напросто не пропагандируют его. Вот и весь ребус. Не надо драматизировать.