Зампредседателя Общественной палаты Коми Роман Койдан: «Я из тех, кто пытается решать проблемы»
Адвокат Роман Койдан, многим известный по программе «Телезащитник», недавно вновь вошел в состав Общественной палаты Коми и даже был выбран заместителем председателя. "Молодежь Севера" расспросила общественника, зачем ему это нужно и насколько палата необходима и эффективна как институт.
Фото Кирилла Затрутина
- Почему вы согласились войти в новый состав палаты?
- Поступило предложение от главы Коми. От таких предложений не отказываются. К тому же в предыдущем составе я проделал определенную работу, и остались моменты, которые хочется реализовать.
- Чем для вас важна общественная работа? Она как-то помогает в адвокатской деятельности?
- В Общественной палате я занимаюсь тем же, чем на своей основной работе. Там я осуществляю юридическую помощь, и часто на платной основе. Общественная же деятельность касается тех граждан, которые относятся к незащищенным слоям населения и не могут оплатить услуги адвоката. Люди пытаются защитить свои права, но когда читаешь их исковые заявления, обращения в суд, то видишь, что они написаны юридически неграмотно.
Отрицательные решения, которые потом выносят суды, - к ним нельзя относиться спокойно.
Года три назад я начал вести прием в общественной приемной главы Республики Коми. Туда приходит огромное количество граждан. Если начиналось все с одного он в неделю, то сегодня прием ведется пять дней. К тому же недавно в рамках Года молодежи заработала юридическая клиника: один день граждан принимаю я, один - мой коллега Юрий Строганов, консультирующий по проблемам жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас еще один день взял на себя Борис Шенкман, специализирующийся на оформлении прав на недвижимое имущество, участки и т.д.
Исходя из количества граждан, которые к нам приходят, можно проводить анализ самых горячих проблем, которые волнуют людей, причем не только в Сыктывкаре, но и в районах: у приемной главы - целая сеть филиалов по республике. Эти проблемы можно решать на площадке Общественной палаты, привлекая все заинтересованные стороны - чиновников, общественные организации, граждан и членов самой палаты.
- То есть для вас это продолжение адвокатской деятельности, но на общественных началах?
- Да. Мне не приходится заниматься тем, что мне не свойственно по роду деятельности.
- С тех пор, как вы стали принимать граждан в общественной приемной, их поток сильно увеличился?
- Сейчас это около 50 человек в неделю, в пять раз больше, чем вначале.
- Это дополнительный объем работы для вас. Дает ли ваша общественная деятельность какие-то преимущества?
- Нет. Только общественную нагрузку, и работы становится больше. Что касается заработной платы, в Общественной палате ее получает только председатель. Работа же остальных членов палаты не оплачивается. Им нужно сказать спасибо за то, что они этим занимаются, каждый в своей сфере деятельности.
- Тогда зачем это нужно лично вам?
- В адвокатской деятельности прибыль не является основным смыслом. Он заключается в оказании юридической помощи гражданам. Работая в этой области, невозможно не видеть тех проблем, которые существуют в обществе. У каждого человека есть выбор - либо пытаться эти проблемы как-то решить, либо вообще ничего не предпринимать. Я отношусь к тем, кто пытается решать проблемы. Мой профиль, и я его менять не собираюсь, - это оказание бесплатной юридической помощи незащищенным слоям населения.
- Какие итоги своей работы в предыдущем созыве палаты вы бы отметили?
- Если раньше в работе палаты участвовали только ее члены, то сейчас к ней привлекается экспертное сообщество. Эти люди включены в комиссии Общественной палаты, рабочие группы. Количество граждан, принимающих участие в деятельности палаты, намного выросло, и это благодаря документам правового характера, разработкой которых занимался непосредственно я.
Сейчас стоит вопрос о продолжении этой деятельности в сфере совершенствования регламента работы палаты, поскольку одни комиссии, заседания и «круглые столы» не столь показательны для народа. Нужно, чтобы деятельность членов Общественной палаты была более осязаемой, чтобы люди видели, чем занимается каждый из них.
- Это и есть те намерения, о которых вы упоминали в начале беседы?
- Не только. Проектов много.
- Какие еще?
- Отчего рождаются проекты? От каких-то проблем. Если мы возьмем проблему жилищно-коммунального хозяйства (тут, на самом деле, огромное количество проблем), возникает проект по контролю в сфере ЖКХ. Он будет реализовываться в течение двух лет. Еще один проект - онлайн-карта проблем и путей их решения. Пока что она охватит только Сыктывкар, но, возможно, потом мы выйдем на республику. Каждый гражданин сможет зайти в интернет и представить свою проблему с пояснением, может быть, с фотографией. И по мере того, как данные будут накапливаться, можно будет проводить анализ, выявлять, что граждан волнует больше всего.
Есть большой вопрос, касающийся аварийного жилья и судебных решений, не исполненных администрацией Сыктывкара. Сейчас уже около 320 исполнительных листов. Все это семьи, которые почти что живут под открытым небом. Их жилье официально признано не пригодным для проживания, но администрация не ремонтирует его и не предоставляет ничего взамен. И это не все люди, которые живут в аварийном жилье, а только те, кто через суд добился предоставления нового жилья вне очереди. На мой взгляд, это самая аховая ситуация. Общественной палате нужно придумать какой-либо механизм решения данной проблемы. Будем делать это совместно с администрацией. У нас есть мэр (он довольно опытный хозяйственник), мы будем выходить с предложениями на него.
- Какими вопросами вы занимаетесь как заместитель председателя палаты?
- Я отвечаю, естественно, за правовой блок. Это две комиссии - по повышению правовой грамотности населения, которой руководит Алексей Князев (адвокат, экс-декан юрфака СГУ - МС), и комиссия Дарьи Шучалиной (главред «Красного знамени Севера» - МС), отвечающая за общественную экспертизу и гражданский контроль.
- Вы уже отметили, что палата должна стать ближе к народу. Есть ли какие-то в этом плане подвижки? Вы заметили их за то время, что находитесь в палате?
- Вводились такие формы деятельности, как личные приемы и «прямые линии». На мой взгляд, их нужно применять активней, поскольку Общественная палата может действовать только исходя из общения с гражданами. Она не может действовать в отрыве от них. Без обращений и звонков людей никакой деятельности не будет и каких-то решений тоже не добиться.
- Такое взаимодействие стало более интенсивным в последнее время?
- Я не могу оценивать деятельность Общественной палаты, это должны делать граждане. Но, судя по публикациям в СМИ и по тем мнениям, которые я слышу, то, что происходит в ней, волнует население. Есть разные мнения - положительные, отрицательные. Кое-кто утверждает, что Общественная палата - это плохо, это государственный орган и т.д. Чем больше мнений, тем лучше. Эта полярность говорит о том, что граждане неравнодушны к палате.
- Вы озвучили очень распространенное мнение, что Общественная палата не обладает самостоятельностью. Вот Госсовет выдвинул свою десятку членов, глава республики - свою, и потом эта двадцатка выбрала еще десятерых, в итоге получился отчасти государственный орган. Что бы вы ответили на эти замечания?
- Если переходить на конкретные личности, то сложно сказать, что, к примеру, инициативы Щиголева (Александра, члена КПК «Мемориал» - МС) или других правозащитников, принимающиеся через палату, согласованы с государственными органами. Проблемы, которые у нас затрагиваются, наоборот, власти невыгодны. Скажем, проблемы контроля в сфере ЖКХ, контроля над законодательными актами, общественные слушания. Сейчас рассматривается вопрос о наделении палаты правом проводить экспертизу законов. Мне сложно представить, что государственные органы по своей инициативе создали еще один орган, который будет их контролировать.
Мне бы никогда не пришло в голову, что обсуждаемые у нас вопросы с кем-то согласуются. Если вы посещали заседания палаты, то должны были заметить, что каждый человек у нас самостоятелен и высказывает свое мнение с учетом тех обращений, которые к нему поступают. Общественная палата - это не закрытый институт. Любая правозащитная организация может на нашей площадке поднять любую проблему.
- Контроль над государственными органами, действительно ли он осуществляется?
- Я бы сказал, что он только зарождается. У нас на первом пленарном заседании присутствовала тогда еще председатель Госсовета Марина Истиховская. Как раз рассматривался вопрос о том, чтобы наделить палату правом законодательной инициативы. Марина Дмитриевна тогда спросила, почему мы сами не выходим с такой инициативой. Это логично. Общественная палата должна сама разработать данный проект и предложить его. Еще никто не выходил с инициативой сделать заключения Общественной палаты по результатам рассмотрения законопроектов обязательными.
То же самое касается и общественных слушаний. Многие сейчас говорят, что они носят необязательный характер. Взять ботанический сад КГПИ. Люди высказались против его вырубки, а власти, вроде как «за», и стройка все равно продолжится. Мнение населения необязательно для чиновников, но именно в этой области и надо действовать дальше, добиваться того, чтобы мнение общества учитывалось.
- Решения Общественной палаты тоже носят рекомендательный характер?
- Да. Но, учитывая, что в принятии решений участвуют люди от самых разных организаций, включая органы власти, хочется верить, что к решениям все же прислушиваются.
- Какова судьба тех многочисленных решений и рекомендаций, которые принимались палатой?
- Я могу отвечать только за свою правовую комиссию. К примеру, у нас была проблема, которая не решалась десятилетиями. Это проблема бесплатной юридической помощи. Она заключалась в том, что на нее могли претендовать только малоимущие, только при предъявлении определенного перечня документов и только по определенным категориям дел. Фактически бесплатная юридическая помощь предоставлялась по линии соцагентства одному-двум гражданам в год. Можно было откровенно заявить, что закон не работал. Я выступал с докладом на заседании правительства и озвучил эту проблему. После этого была открыта юридическая клиника, начались приемы в общественной приемной главы. Бесплатную помощь теперь получают не меньше тысячи человек в год. Поэтому я считаю, что любое заседание, любая работа в комиссии тем или иным образом способствует решению проблем. Это очевидно.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber


Комментарии (63)
вам не противно бегать к соседке, когда ее муж мотается по командировкам?
нет?
тогда прекратите морализировать
и что?
Боже, это теперь проблемы такие?! Так и хочется сказать этим молодцам с умным видом: берегите платье снову, а честь с молоду!!!!!!!!!!!!!!!Ну разве это проблема, чтобы её решать десятилетиями?Тогда проблема, к примеру ЖКХ, будет решаться веками и никогда не решится.
Ваша деятельность по оказанию бесплатных юрид.услуг для граждан порождает иждивенчество, потребительство, социальный эгоизм...Люди могут и должны платить за юридические услуги! А вы подрываете престиж работы юриста !
За свою семью вы помните, а то чем адвокат свою будет кормить вам уже не интересно.
то что написано внизу Вы это и породили такой эгоизм! когда человек считает что ему должны адвокаты помогать бесплатно! вы такому потребительству потворствуете! и я считаю адв.палате во главе с Марковым, без обид Роман, необходимо дать оценку Вашей бесплатной работе! Вы являетесь членом адвокатского сообщества и должны как и судьи и следователи подчинятся профессиональной этике того сообщества в котором состоите!
что скрывать, способы давно известны)
наглядный пример: прежде чем стать депутатом, прокурор не щадя сил и времени, и себя любимого, ползал по чердакам и подвалам, катался в маленькие населенные пункты, и прямо изводил себя заботой о людях..
И еще, Конституция говрит о квалифицированной помощи, а та что предоставляют распредляется по остаточному принципу скорее всего.
Но, так-то зачетный лизок. Аж противно.
в конторы типа "Альянсы гони финансы", "Каркнул и Ко", "СтикерПокер" просто так не сунешься, забреют на бабло в два щелчка
тем более бабулек консультировать, четнслово, не мармелад лопать
Вопрос по бесплатным консультациям прояснится до конца года:
Министерство юстиции России намерено составить рейтинг негосударственных центров бесплатной юридической помощи. Ведь помогать даром - не значит помогать плохо. http://www.rg.ru/2012/11/23/pravo-site.html
По фактуре обсуждаемого вопроса (без отсылов в далекое историческое прошлое и болото российской митинговой политики): http://oprkomi.blogspot.ru/2012/04/blog-post_08.html
первое. За оказанные услуги РК платят деньги налогоплательщиков.
второе. РК не платит за кабинет, за стол, за связь. НЕТ! ОП содержат налогоплательщики. И само ее существование очень спорный момент!
Ан нет, наверное! если о ее целесообразности говорите Вы, Роман К и еще двадцать человек то наверное да, она нужна! "Миллионы мух не могут ошибаться"
Сейчас много информации, есть интернет.
2.Койдан и опщественная палата. Туда его протащил всем нам очень хорошо знакомый Паташов П.В.так как Койдан является типо его родственником,сам Койдан ни когда бы не поднялся на эту ступень.Так что и мнение он свое там тоже не имеет,что скажут так и будет делать.ВОТ ТАК РОМАН КОЙДАН.