21:36, 24.11.2012

Председатель правления фонда «Покаяние» Михаил Рогачев: «Не исключено, что издание мартиролога придется «свернуть»

Год назад республиканский фонд «Покаяние» получил значимую общественную награду страны - премию Егора Гайдара за выдающийся вклад в историю, за мартиролог жертв массовых политических репрессий. Мартиролог издается в республике с 1998 года. В свет вышло девять томов, состоящих из 14 книг. Восстановлено около 120 тысяч биографий реабилитированных политзаключенных и спецпоселенцев. Это самая большая региональная база данных по России. Сейчас в Коми началась подготовка к изданию десятого тома мартиролога «Покаяние», посвященного спецпоселенцам из числа российских немцев. Но председатель правления фонда и главный редактор издания Михаил Рогачев опасается, что эта книга может стать последней.

DSC08337.jpg

Фото Андрея Аксеновского

- Каждый том посвящен отдельным категориям репрессированных. По какому принципу вы решаете, что будет издаваться на этот раз?

- Мы старались подойти к книге системно, по категориям. Сперва сделали то, что делали почти все регионы (в некоторых регионах, кстати, книга памяти так и не издавалась), – издали тома о политических осужденных. Потом взялись за категории спецпоселенцев – раскулаченных крестьян и депортированных поляков. Начали издавать серию томов по лагерям. В региональных книгах судьба политзаключенных прерывается на приговоре: людей отправили в лагерь в другой регион, и что с ними стало дальше, не отражено. Открывая фамилии, мы даем возможность родственникам проследить их судьбу.

- Поэтому вы решили издавать отдельные тома по лагерям?

- Да. Короткая биографическая справка о человеке как политзэке – это, возможно, то последнее, что найдут его родные. Человек мог быть осужден в лагере второй раз, и таких случаев очень много. Мы издали том по Ухтпечлагу, выпустили книгу по Ухтижемлагу, но его не доделали. Дальше мы не смогли пойти, потому что закрыли доступ к архивным документам личного характера. Случилось это примерно два года назад.

- Как на эту ситуацию можно повлиять?

- Международный «Мемориал», членом правления которого я являюсь, давно этим вопросом занимается. Тяжбы идут постоянно, но оспаривание в судах пока не дает результата. Нам непонятно, зачем нужно было закрывать информацию, чего государство этим добьется. Факт, что были массовые репрессии, доказан, количество репрессированных приблизительно известно, все опубликовано. Какую тайну может охранять это ограничение? Никакую. Раньше анкеты по репрессированным нам готовили по договору архивисты УФСБ и МВД, мы сами личные дела не смотрели. Теперь мы не можем помогать людям, которые ищут следы своих родных, пропавших в годы репрессий. Мы не можем продолжать выпускать мартиролог. А ведь это дело государственное: мы должны назвать имена тех, кого невиновными признало само государство.

- Десятый том будет посвящен российским немцам. Почему?

- По той же причине. По логике мы должны были выпускать лагерные тома, и поскольку это теперь невозможно, мы решили вернуться к давней идее. Первые проекты «немецкого» тома были составлены еще в 2003 году, но нам не удавалось к ним приступить. Этот том будет уникальным. Он будет готовиться совместно с немецкой национально-культурной автономией республики. Это единственный случай, когда мы можем подготовить документальный массив сами, без помощи госархивов. Немцы в течение восьми лет каждое лето проводят экспедиции по районам. Студенты, школьники, к слову, не только из Коми, записывают воспоминания немцев - жителей этого района. Одних воспоминаний у нас томов на пять, так что еще отбирать придется. Автономия знает немцев и их потомков, которые сейчас живут в республике. Эти люди могут рассказать о своих семьях. Для этого мы разработали специальные анкеты. Но хочу подчеркнуть: это рассказы добровольные, и, возможно, кто-то откажется.

- Такие случаи были?

- Пока нет. Но я знаю, что есть люди, которые к этому относятся настороженно. Однажды ко мне пришла бабушка. Она хотела узнать о своей семье, которая была на спецпоселении. Мы сидим с ней в комнате вдвоем. Она пересказывает историю шепотом. Я сначала не понял, почему, а она спохватилась: «На самом деле, почему шепотом? Боюсь». Многие до сих пор боятся, что то время может вернуться. Есть люди, которым очень тяжело вспоминать, они не хотят этого. Нам жаль, что, возможно, их семьи не попадут в наш том, но мы уважаем их мнение.

DSC08327.jpg

- Что еще будет в десятом томе, помимо рассказов людей?

- За 20 лет работы в «Мемориале», в нашем фонде «Покаяние» и в автономии накопился огромный архив. У вас за спиной на полках папки, там документы, которые люди сами приносили – копии справок из архивов, свидетельств о реабилитации. По сути, мы проводим исследовательский проект.

- Это для вас в новинку?

- В такой форме – да. Такого проекта по подготовке тома «Покаяние» в России не было, поэтому мы его и называем «народным». Мы очень рассчитываем на поддержку не только немцев, но также на районные власти, СМИ (они могут помочь найти и заинтересовать людей), студентов и волонтеров. Отклики есть, и это укрепляет нас в мысли, что мы правильно делаем. Люди начали приходить, вы сегодня - четвертая, например. Кто-то просит анкету заполнить, кто-то хочет узнать, где похоронен родственник. Теперь так каждый день.

Во время нашего разговора Михаил Рогачев отвлекался на телефонные звонки. Один из звонков был из Польши. Мужчина на том конце провода сообщил, что хотел бы приехать в Сыктывкар, чтобы разыскать место, где умер его дед. Его фамилию Михаил Рогачев нашел в одном из томов мартиролога за две минуты: «Да, вот он, умер в Сыктывкаре, тут половина семьи похоронена. Многим важно найти предков, поставить крест, оплакать их судьбу».

- Сколько уже собрали материала для «немецкого» тома?

- Мы только начали. Информация есть примерно о тысяче человек. А должно быть 12 тысяч – это цифра из отчетов середины 50-х годов, когда немцев стали снимать со спецпоселения. Реальная цифра намного больше. Подчеркиваю, что речь идет только о немцах, которые были на спецпоселениях именно как немцы. Это и «кулаки», и трудармейцы, и украинские немцы, вывезенные во время войны в Германию, а затем репатриированные, и эвакуированные из Ленинградской области, и высланные после войны из Латвии и Молдавии. Российские немцы, можно сказать, - самый несчастный народ, их репрессировали по нескольку раз. Сперва часть из них выслали как кулаков (немцы в Коми АССР занимали второе место среди раскулаченных), во время войны многих эвакуировали сюда из Карелии. После войны им в административном порядке продлевали срок на спецпоселении до пожизненного. Еще в трудармию загнали много народа. Поволжских немцев мобилизовали в Сибирь и к нам – на шахты в Воркуту, в Ухту на нефтешахты и радиевый промысел, лес рубить, Жешартский фанерный комбинат строить. Этих трудармейцев после войны демобилизовали и тоже оставили на вечное поселение. Но их в действительности больше, чем 12 тысяч.

- Значит, это будет не одна книга?

- Мы предполагаем, как минимум две. Наша книга – это не только списки фамилий, это статьи, документы, фотографии. У нас накопился архив воспоминаний, вещей. Это все история народа, который был репрессирован. Я бы даже сказал, что это был один из случаев геноцида в Советском Союзе. Народ был поставлен в такие условия, в которых не мог выжить. Он был лишен исторической родины. В наше время много немцев уехало, еще больше потеряло свою идентичность из-за смешанных браков.

- Каким тиражом выйдет том?

- Тираж мы постоянно уменьшаем: было две тысячи, сейчас полторы. Боюсь, нам придется ограничиться тысячей. Цены на бумагу растут, дорожают типографские услуги. Со следующего года планируем издавать электронную версию мартиролога. Бумажная версия обязательно нужна, мы ни в коем случае от нее не откажемся. Во-первых, потому, что много людей привыкло работать с книгой. Во-вторых, книга имеет особую ценность, мемориальное издание можно поставить на полку, хранить как семейную реликвию.

DSC08284.jpg

- Деньги на издание мартиролога выделяет республика. Этих средств не хватает на больший тираж?

- Коми - единственный регион в России, где существует государственная программа по увековечению памяти жертв политических репрессий. Всегда приходится обосновывать смету, доказывать. Сумма из бюджета потихоньку растет, но на увеличение тиража ее не хватает. Может, мы даже и согласились с тем, что не надо две тысячи экземпляров издавать.

- Мартиролог есть в продаже?

- Мы принципиально эти книги не продаем.

- Тогда как его люди могут получить?

- Приходите к нам, получите бесплатно. Если вам книга нужна для учебы или работы, если она для вас является ценностью, если там есть информация о ваших родственниках, мы вам ее дадим, просто для отчетности зарегистрируем, что вы взяли. Мы не только мартиролог публикуем, есть много других книг и статей.

- Бывает потребность в переиздании из-за того, что тиража не хватило?

- Пока хватало всем желающим. Но приходят люди, обижаются, почему их семью пропустили. Таких немного, приходится объяснять, что из-за ста-двухсот человек мы не можем переиздать том, извиняемся, берем документы в наш архив, чтобы они сохранились.

- Сложность в подготовке мартиролога связана только с закрытым доступом к архивам?

- Если говорить о степени серьезности, то это единственная проблема. За 15 лет, что работает фонд, всякое было, но республика помогает. Мы и сами деньги собираем. Благотворители – организации и простые люди - жертвуют безвозмездно средства на уставные цели, на экспедиции. Не могу сказать, что очереди выстраиваются, но благотворители есть, их список мы публикуем в каждом томе. Вот сейчас, например, рискуем попасть в число иностранных агентов по той причине, что у нас есть одно иностранное пожертвование: 3 тысячи рублей перечислила бабушка из Белоруссии.

- Вот и пошутили.

- Какие шутки? Белоруссия – суверенное государство, и это формальное основание для того, чтобы нас стали называть иностранными агентами. Конечно, я немного преувеличил, все-таки мартиролог – дело серьезное, каждое денежное поступление мы регистрируем.

- Когда будет готов том?

- Первая часть выйдет к концу следующего года.

DSC08268.jpg

- Можно ли сейчас говорить о том, какой теме будет посвящен 11-й том, и будет ли он вообще?

- Нельзя. В этом году мы выпустим четвертую книгу тома по Ухтижемлагу, сейчас мы ее сдаем в печать. И на этом мы полностью исчерпали нашу базу данных по лагерям. Больше по политзэкам материала не собрать из-за закрытых архивов, к сожалению. После «немецкого» тома, вполне вероятно, издание мартиролога придется свернуть, и даже не на половине, а в начале пути. Вот эта полка со всеми томами – только начало работы. Что такое 120 тысяч имен? Да, это самая большая база по России. Но только в одном воркутинском лагере общее число заключенных зашкаливало за миллион, из них примерно половина – это политзаключенные, люди, о которых должны рассказать мы. А лагерей в республике в разное время было 14. Самые большие – железнодорожные, там содержалось до 120 тысяч зэков одновременно. Севжелдорлаг строил «железку» от Котласа до Печоры, а Печжелдорлаг – от Печоры до Воркуты. Еще были спецпоселенцы, были украинцы (их называли «бандеровцами»), литовцы. Больная тема с «власовцами» - это те, кто по указу был осужден на 6 лет спецпоселения. В основном это советские военнопленные, которых после проверки заподозрили в сотрудничестве с врагом. Нас часто упрекают в том, что мы возвеличиваем предателей. Нет! Мы публикуем фамилии тех, кто реабилитирован, кого государство официально признало невиновными. Всю информацию мы проверяем. Есть политические заключенные, которые не реабилитированы, и по закону мы не имеем права публиковать информацию о них. Я знаю несколько случаев, когда политзаключенным было отказано в реабилитации, потому что нет документов, по которым можно было бы сказать, виновны они или нет. Например, был потрясающий случай, когда человека осудили по статье 58-1А как изменника Родины, дезертира и полицая, принимавшего участие в конфискации имущества у мирных жителей. Такие не реабилитируются. А дело в том, что осудили не того. В одной деревне жили два одногодка, которых звали одинаково, допустим, Иванов Иван Иванович. Оба оказались в окружении, но в разных частях. Один после окружения действительно пошел в полицию, и когда фронт подошел к его деревне, скрылся. Второй тоже вышел из окружения, был ранен, лечился в госпитале, воевал, и его арестовали. Он доказывал, что когда в деревне творились нехорошие дела, он лежал в госпитале, но документов не нашли. Свидетели говорили правду, но на другого человека, на другого Ивана Ивановича, а фотографии для опознания в деле не было. Это редкий случай. Людская судьба уникальна, она интереснее любого романа.

- Чем будет отличаться новый том от предыдущих?

- Структура принципиально та же: исследовательский, документальный и биографический блоки. Немного будет отличаться по оформлению. У нас был художник Аркадий Мошев, один из лучших книжных графиков республики, к сожалению, в этом году он ушел из жизни. Основной дизайн, разработанный Аркадием Васильевичем, мы сохраним, но новые иллюстрации будет кто-то другой рисовать. Мы начали издавать серию путеводителей «ГУЛАГ в Коми», это небольшие книжки, каждая из которых будет рассказывать о гулаговских страницах наших городов. Через месяц выйдет в свет первый выпуск об Инте. Ее оформляла Ольга Бушманова - москвичка, профессиональный художник. Нам очень понравились ее работы. И если она согласится, мы бы хотели, чтобы она с нами работала.

- Председатель «Покаяния» Марина Истиховская, до недавнего времени спикер Госсовета республики, поменяла место работы. В связи с этим будут ли изменения в структуре организации, и кто возглавит этот фонд?

- Это зависит от Марины Дмитриевны. По уставу председателем может быть любой человек, от должности это не зависит. Чуть больше года назад Марина Истиховская переизбрана председателем фонда на четырехлетний срок. Последний раз мы виделись неделю назад, она по своей должности подписывает проект сметы фонда на следующий год. Это была чисто деловая встреча, посвященная обсуждению проблем, о смене председателя речи не шло. Я так понял, что она не против остаться председателем фонда. Наш председатель – не «свадебный генерал». Марина Дмитриевна именно работает председателем (разумеется, на общественных началах). Так что вопрос о смене председателя учредителями и правлением не рассматривался. Незачем.

2389

Комментарии (39)

Добавить комментарий
  • Сара
    24 нояб. 2012 г., 21:49:57
    Ответить
    Конечно, откуда ж у такой нищей республики деньги..Себе-то, бедняжкам, едва хватает на недвижимость за границей, да пару джипов..каждому члену семьи..любовниц ещё не обидеть..Сволочизм чистой воды..Рогачёв..да его на руках надо носить за такую грандиозную работу..))
  • надежда ивановна
    24 нояб. 2012 г., 22:13:53
    Ответить
    Всегда доброе и вечное внашей несчастной стране держалось на подвижниках! Страх и стыд потеряли власть предержащие......
  • Костя
    24 нояб. 2012 г., 22:28:30
    Ответить
    Михаил Борисович,
    Спасибо Вам за вашу работу.
    И дело даже не совсем в том, чем Вы занимаетесь, а в том, что есть такие люди у нас в Сыктывкаре. И они постоянно появляются. Приятно осозновать , что это моя Родина.
  • Костя
    24 нояб. 2012 г., 22:33:10
    Ответить
    Неправда, есть возможности у всех. Россия - моя страна, я её люблю, я удачливый человек. Спасибо всем этим людям, которые не успели увидеть Красоту. Все в грязи, на смерть, но с Надеждой
  • чарнота
    24 нояб. 2012 г., 23:50:56
    Ответить
    По этому мартилогу получается что все сосданные сплошь одни ангенцы, ни одного преступника.
    • Черноте
      26 нояб. 2012 г., 9:17:20
      Ответить
      Да, в мартиролог входят фамилии тех. кто был реабилитирован. То есть НЕВИННО пострадал.
  • serf
    25 нояб. 2012 г., 9:31:22
    Ответить
    "...были украинцы (их называли «бандеровцами»), литовцы. Больная тема с «власовцами»"

    Бандеровцы -это бандеровцы, а не украинцы.Не оскорб**йте украинцев.

    Литовцы- это надо полагать члены вооруженных банд "лесных братьев" и остатки 25 литовских батальонов служивших в SS в том числе под Сталинградом.

    "Власовцы" - это те кто служил в форме и присягал на верность Великой Германии и ее фюреру.

    • никто не оскорб**ет
      25 нояб. 2012 г., 9:49:20
      Ответить
      поэтому и в кавычках слова
  • антирепресант
    25 нояб. 2012 г., 9:48:51
    Ответить
    Давно пора прихлопнуть это "Покаяние" вместе с их мартирологом. Всё каются с пеной у рта. Надоело уже. Неужели непонятно, что это никому не интересно, кроме "узкого круга ограниченных людей"? Сейчас мартирологи похлеще можно издавать, тем вокруг завались, а эти нафталиновые динозавры все никак не успокоятся. Уперлись тупо в ГУЛАГ и нудят, нудят...Денег им подай, дальше в дерьме копаться, любят они это. Контуженые
    • Кроха Ру
      25 нояб. 2012 г., 16:50:20
      Ответить
      Коммунист закукарекал
      заместо Авроры
  • Хм
    25 нояб. 2012 г., 9:49:19
    Ответить
    Объявите яндекс-кошелек и организуйте сбор денег с народа! Сейчас все так делают, очень просто. "Мемориал" и Мартиролог - дело очень важное, спасибо вам за труд.
    • Точно
      25 нояб. 2012 г., 10:30:41
      Ответить
      И по собранной сумме сразу поймете, что на фиг никому не нужны! ХМ, что совсем уже? Сбор денег с народа! Иди продай квартиру или дом (или койкоместо под теплотрассой) и внеси на важное дело.
  • Интересная мысль
    25 нояб. 2012 г., 10:26:59
    Ответить
    "...не американцы и не недоумки типа сванизе, а истинные русские сволочи: астафьев, горбачев, пьяная шваль ельцин и эти 2 недоразумения — медвепуты привели страну в точку невозврата. не оказалось ни одного настоящего патриота в этой богом покинутой стране. дальше будет только кошмар — ваша страна будет коллапсировать в страшных мучениях а вы до конца будете хихикать и смаковать ересь про сталина и обсуждать трусики семенович. и это будет последнее, что вы увидите..."
  • Сарычев Юрий
    25 нояб. 2012 г., 10:43:48
    Ответить
    М.Б.Рогачёву
    Безусловно, Михаил Борисович и его соратники делают большое дело по восстановлению истории.
    Однако, к примеру,в нашем, ухтинском, сообществе краеведов случаются и острокритические замечания в адрес выводов, которыми, порой, М.Б. Рогачёв делится с общественностью по поводу обстоятельств зарождения, развития, по поводу результатов деятельности системы ГУЛАГ на территории РК. Такая критика не является тайной ни для самого Михаила Борисовича, ни для исторической и краеведчесской общественности РК.

    Михаилу Борисовичу и его соратникам желаем продолжения проекта - "Мемориал" выполняет важную работу - однако мы выступаем против использования материалов, посвящённых репрессиям, в идеологических интересах попрания реальных успехов нашей республики, как индустриального центра Северо-Запада России, а также и забвения нашего культурно-политического и общественного развития. С уважением.
    • Кулыгина Евгения
      25 нояб. 2012 г., 16:01:58
      Ответить
      Уважаемый г-н Сарычев, переведите на русский язык ваше заявление, очень хочется понять о чем речь, но интеллекта не хватает. С уважением представитель интинского сообщества краеведов
  • Последыши Рогачева
    25 нояб. 2012 г., 13:15:59
    Ответить
    в недалеком будущем,
    составят мартиролог из воров, типа сыктывкарского Аксенова, своровавшего 81 миллион и получившего 7.5 лет условно. И обязательно таких реабилитируют. И назовут жертвами режима!
  • Иностранные агенты и есть.
    25 нояб. 2012 г., 13:26:48
    Ответить
    Россияне дали бы столько денег Мемориалу, сколько не могло присниться Мавроди. Если бы раскрыли правду , кто организовал и проводил репрессии, а не стонали о жертвах и призывали каятся. Почему Рогачев м мартирологе не указывает фамилий, кто судил человека, кто расстреливал. Госдеп не велит?
    • Стало бы страшно по-настоящему
      25 нояб. 2012 г., 14:09:52
      Ответить
      Узнать имена палачей
      и найти среди них прямых предков нынешних власть держащих?
      Это как максимум гражданская война, как минимум нарастание
      злобы в нашем и без того недобром обществе.
      Мб к этому и подходили?
      Тут и было закрыто архивное окно.
  • Эллочка
    25 нояб. 2012 г., 15:21:01
    Ответить
    Кто хочет узнать ПРАВДУ, потрудитесь прочитать 2-х томный труд А.И. Солженицына "Двести лет вместе".
    Если "Мемориалу" потребется много денег на мартиролог и его пиар, то можно обратиться непосредственно в фонд Рокфеллера.
  • ал
    25 нояб. 2012 г., 16:56:13
    Ответить
    мартиролог
    Считаю,что тома мартиролога должны сначала появляться в интернете,чтобы большее кол-во людей ознакомилось,а уже потом в бумажном варианте.Это убережет от ошибок...и дополнит ...и уточнит
    • Хм
      25 нояб. 2012 г., 19:52:09
      Ответить
      ты в интернет-то загляни - поинтересуйся, всё давным давно уже выставлено http://www.memo.ru/memory/komi/index.htm

      (вот так граждане сидят в контактах и только бла-бла-бла... а что-нибудь серьезное узнать - мозга не хватает)
      • ал
        25 нояб. 2012 г., 20:17:19
        Ответить
        хм-бла-бла
        Я о предполагаемых публикациях.Мозг напрягите.
  • костя
    25 нояб. 2012 г., 18:31:00
    Ответить
    Друзья, не надо негатива...зачем? Негатив не нужен, просто представлять надо иногда, воображать. Про ушедших , говорят, - нельзя. но друзья эти люди сделали так много для нашей свободы. Жаль , что они не увидели
  • Костя
    25 нояб. 2012 г., 18:35:36
    Ответить
    Вы хотите фамилии, тех кто расстреливал? Вы понимаете , что просите? Это же взрыв, мир перевернётся. Многие из их детей справились же с этой проблемой. Хотя многих до сих пор видно. Не получается у них, слабаки.А многие - очень даже интересные люди.
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    25 нояб. 2012 г., 18:36:25
    Ответить
    Премия имени пузана Гайдара за выклад истории - это конечно того , ну не так конечно , чтобы..
    Меня название премии прямо по темечку тукнуло..Разговаривал в Ухте с Рогачёвым о том , что историю они мал-мала перетасовывают избирательно. Он сказал , что не могут всё охватить.. Само название "Мартиролог" - в словарях трактуется , как список МУЧЕННИКОВ за веру христову , с перечислением гонений от язычников.. Среди отсидентов и поселенцев , далеко не все агнцами были. Я сам на Войвоже знал оберлейтенанта Вермахта Паппенфота , и он не один был.. Среди спец поселенцев тоже не все бедолаги были..Многие сознательно служили немцам , у меня на руках архивные бумаги есть..А как вспомнить погибших от рук "бедолаг" коми жителей.. У меня , только за один день ,"бедолаги" вырезали 25 родственников оленеводов. Они похоронены в Лабытнангах в одной могиле..Германия , сейчас конечно профинансирует этот том.. Следующий наверно будет посвящён жертвам Холокоста.. Негоже как-то однобоко историю трактовать - опасная это штука...
    • Рогачев
      25 нояб. 2012 г., 21:47:45
      Ответить
      Не врите. Германия в этот том не вкладывает и не вложит ни копейки. И ваш обер-лейтенант никакого отношения к спецпоселенцам не имеет. Спецпоселенцы - российские немцы. Каким образом они могли фашистам в Сибири и Казахстане, куда их выслали, служить? Совесть имейте. Нельзя же так беспардонно все перевирать.
      • вася кирульский
        26 нояб. 2012 г., 8:41:35
        Ответить
        ...научили на свою голову,облысели все... М.Булгаков.
        Одна из главных гадостей которую сделали коммунисты(на деньги германии) - научили всех колхозников писать и читать! Теперь Терентьев Анатолий Филиппович.и подобные бредят прямо в эфире...
        Михаил Борисович!Ну Вы же знаете коммунисты - врать и воровать,врать и воровать.....
      • М.Б.
        26 нояб. 2012 г., 10:00:12
        Ответить
        Не реагируй пожалуста на оленевода Терентусю. Видно же, что вертухай
  • 13
    25 нояб. 2012 г., 20:29:36
    Ответить
    Сколько можно каяться и за что?. Шла борьба, много было предателей, воров, "коррупционеров", как нынче называется. Я знала так называемых пострадавших, которые были полицаями при немцах (тоже невинно пострадавших?)
    Вор кричит "Держи вора". Такое впечатление от этой возни.
    • Добавить
      25 нояб. 2012 г., 22:29:00
      Ответить
      Где ты и чем покаялся, рожа ты красная. Вы спокойно пережили смену строя, отправившись на персональные пенсии, (за труды непосильные - как-никак, одних шпиенов наловили - хватит порядочную европейскую страну заселить) и набили еще себе карманы на перестроечке. Борьба говоришь? Массовых убийц с народами, населяющими эту страну? (которым не повезло, -скажем честно, - с местом проживания)
  • Всё это "отвлекающая" ЧУШЬ!!!
    25 нояб. 2012 г., 21:05:20
    Ответить
    Товарищ Сталин - это ангел, по сравнению с Кремлядями
    Геноцид народов СССР за 20 лет правления Элькиных-Медведпутов – вот злодеяние, пострашней ВОВ и "репрессий".
  • Рогачеву
    26 нояб. 2012 г., 10:59:40
    Ответить
    Вы прекрасно знаете, пофамильно, кто ответственнен за репрессии. Вы же изучаете документы, фамилии жертвы и "палача" стоят рядом. Есть ли случаи из вашей практики, кто покаялся из числа тех, кто организовал террор и в нем учавствовал?
    Покаялись ли лично вы, за репрессии против народа публично, и где это покаяние произошло?
  • Терентьев Анатолий Филиппович
    26 нояб. 2012 г., 11:53:04
    Ответить
    ответ согражданину "Рогачёву" и прихлебателям..
    Упомянутый мной Карл Паппенфот - поволжский фольксдойч и сознательно пошёл в Вермахт . И таких много в коми было.. Есть у меня документы о служивших в Германии в полиции и сданных америкосами , бывших на поселении.. Есть документы трибуналов о "промотавших воинское имущество" .Отчим моей матери был недоволен засилием евреев , доставлен в НКВД - а там еврей его принял и на червонец укатал в Коми.А чего молчим о погибших , ограбленных и изнасилованных "репрессированными невольниками " : коми, ненцах , ханты , манси.. Их список пофамильно слабо составить Рогачёву , или не тренд , не бренд , не круто...
  • Юрий Бодрихин
    26 нояб. 2012 г., 13:04:40
    Ответить
    Рогачев сдулся и сдуется еще сильнее.
    не гоже такому именитому историку говна на вентилятор накидывать.
    воняет сильно..
  • Юрий Бодрихин
    26 нояб. 2012 г., 13:05:03
    Ответить
    Рогачеву как несомненно самому просвещенному самому однобокому историку всея руси
    http://eotperm.ru/?p=646

    Сотрудник «Пермского треугольника» (ИТК №35, №36 и №37). Например, Терентьев Анатолий Алексеевич

    — Пишут про «узников совести» каких-то. А большая часть тех, кто там содержались это бывшие полицейские, это власовцы, это бывшие украинские националисты, например, Овсиенко, который просто лютой ненавистью ненавидит евреев и коммунистов…

    — В помещении стоят грубо сколоченные двухъярусные деревянные нары, на которых нет ни белья, ни матрасов. Никогда не было того, чтобы человек спал на досках…

    — Даже форму и то в музее показывают не того образца. Демонстрируют полосатую форму, а это враньё, форма чёрная была.

    Эти слова подтверждает и Сергей Андреевич Рыжков, с 1972-го по 1979-й бывший начальником оперативного отдела ИТК №36:

    — В основном это были каратели, полицаи, эсэсовцы из числа граждан Советского Союза, которые служили в сформированных дивизиях СС…



    — Были там, в том числе и послевоенные, так называемые, изменники родины: продавали секреты иностранным спецслужбам, перевербованные разведчики.



    — Условия содержания были на уровне, мягче чем на уголовных зонах, обращение только на «Вы».



    — Рабочие места у них были – это женский труд в Лысьве. На турбогенераторном заводе в Лысьве ТЭНы для утюгов, которые они делали, набивали песком женщины.
    • Маладэц
      27 нояб. 2012 г., 20:04:00
      Ответить
      свою капэйку отрабтоал
      на мою трубку, покури
      • Юра
        27 нояб. 2012 г., 20:05:20
        Ответить
        получи в бухгалтерии
        две капэйка и трубку
      • АННА
        07 янв. 2018 г., 23:40:05
        Ответить
        Покаяние издание 3 тома
        Что вы знаете про волжских немцев? ничего тысячи были в Котласе, в моей семье двое там остались,мой Дед в Гражданскую кровь проливал чтобы ты родился и жил в мирное время, а его как мнимого шпиона затолкали в лагерь где он от голода и открывшихся ран умерб а если и были с Украины так называемые полицаи то это были единицы улавливаешь разницу тысячи и единицы а немцев содержали хуже зэков, а они ни в чем неповинные люди может виноваты были в том что на Волге трудились в три дуги на полях а их так отблагодарили мой родственник был стахановец орден Ленина имел и тоже в этих лагерях сгинул. Большое спасибо всем кто трудится над этим материалом- мы очень благодарны таким людям, но не тебе судить об этом.
  • Князева Вера Александровна, депутат Чистопольского горсовета, Татарстан
    08 июня 2014 г., 10:46:19
    Ответить
    Найти сведения о репрессированном прадеде
    Здравствуйте. Ищу сведения о прадеде. Он отбывал наказание в Коми. Точных сведений нет. Знаем со слов заключенного, что он умер 7 апреля 1941 г. в лагере в Коми, до этого находился на острове в Свияжске. Мой координаты6 г. Чистополь, ул.Привалова, д.77, кв. 23
    8-91-72-29-90-84
    э/п
    Буду очень благодарна, если откликнитесь.
    • Смирнов Егор Панфилович
    Родился в 1895 г., Чистопольский р-н, с.Бурнашево; русский; бригадир-садовод, к-з им. Сталина.. Проживал: Чистопольский р-н, с.Бурнашево.
    Арестован 25 июня 1938 г.
    Приговорен: Судебной коллегией Верховного суда ТАССР 15 мая 1939 г., обв.: 58-7, 58-10 ч.1, 58-11. ("антиколхозная агитация").
    Приговор: 8 лет лишения свободы, поражен. прав на 3 года. Реабилитирован 23 ноября 1963 г.
    Источник: Книга памяти Республики Татарстан