РСЯ лента топ
10:19, 03.06.2015

Старший инспектор ПДН Светлана Мокрецова: «Проблемы каждой семьи, каждого ребенка я переживаю, как свои»

Восьмидесятилетие со дня создания службы отметили сотрудники отдела по делам несовершеннолетних. Это не совсем обычные стражи порядка - зачастую они становятся для своих подопечных педагогами, психологами и даже друзьями. Со старшим инспектором ОПДН УМВД России по Сыктывкару Светланой Мокрецовой корреспонденты БНК смогли встретиться только поздно вечером: график девушки расписан по минутам и четких рамок рабочего дня для нее просто не существует.

ANT_7004.jpg

Фото Николая Антоновского



- Светлана, как давно вы работаете и что привело вас именно в эту профессию?

- Я закончила химико-биологический факультет Сыктывкарского государственного университета и около пяти лет работала учителем химии в школе. Потом моя жизнь сложилась несколько по-иному, и меня пригласили на работу в отдел по делам несовершеннолетних. Здесь я тружусь с декабря 2006 года.

- Не смущала иная специфика работы, нежели в школе: приходится работать с детьми, склонными или совершившими преступление?

- Работа в школе научила меня правильно общаться с детьми. Думаю, без этого опыта я бы вряд ли справилась с работой в полиции. Соглашусь, конечно: тут дети не совсем обычные, зачастую с девиантным поведением. И все же ребенок есть ребенок. Все они одинаковы и одинаково нуждаются в том, чтобы их выслушали и поняли, просто к трудным детям нужно немного по-другому подходить и строить беседу.

ANT_7020.jpg

- Что, на ваш взгляд, самое сложное в вашей работе?

- Я настолько люблю свою работу, что даже не могу назвать ни одного существенного недостатка или трудности. Сложностей в общении с детьми у меня нет, главное - всегда помнить, что агрессивным поведением ребенок лишь пытается спровоцировать взрослого на эмоции, и относиться к этому снисходительно. Единственное, что меня действительно беспокоит - нехватка времени, хотелось бы, чтобы в сутках было больше двадцати четырех часов. Лично для меня самое сложное – это успеть совместить и работу, и личную жизнь. Тут мне помогает четкое планирование своего времени, хотя с приходом утром на работу все мои планы могут вмиг разрушиться. Тем не менее, я, в первую очередь, женщина и жена, поэтому стараюсь уделять время как самой себе, так и мужу. Честно говоря, я человек достаточно эмоциональный и, придя домой, не могу полностью абстрагироваться от работы. За каждую семью, каждого ребенка, каждый материал я переживаю, и, если не физически, то мысленно я постоянно на работе. Тут мне на помощь приходит мой муж. Он знает, насколько мне нравится то, чем я занимаюсь, и не только поддерживает, но и по возможности участвует в моих делах, дает советы, помогает. Я ему за это бесконечно благодарна.


- С какими обращениями чаще всего приходится встречаться?

- Поступающие в полицию сообщения регистрируются, и все, что касается несовершеннолетних, направляется в наш отдел. Это и сообщения о фактах жестокого обращения с детьми, совершении преступления несовершеннолетним, проблемах в неблагополучных семьях. Во время учебного года нередко бывают конфликты между детьми, не поделившими друг с другом что-то.

- Бывали в вашей практике случаи изъятия ребенка из неблагополучной семьи?

- В первую очередь, мы выясняем образ жизни ребенка, состав семьи, жилищно-бытовые условия. Как правило, выводы можно сделать уже с первого взгляда, войдя в квартиру. Конечно, прежде всего, мы призываем родителей к ответу, пытаемся на них как-то воздействовать, чтобы они изменили свое поведение. Обычно, изъятием детей занимаются органы опеки, но, если мы видим, что родители совсем не в состоянии заниматься ребенком, приходится идти на крайние меры. У меня были такие случаи, и, честно скажу, это не так-то легко: для детей родители всегда самые лучшие, и, даже если мама или папа лежат пьяные, ребенок все равно будет к ним тянуться. Это действительно беда семьи, которая не может не тронуть. Но тут профессия меня воспитала, и я понимаю, что в некоторых случаях крайние меры необходимы.

ANT_7022.jpg

- А как в целом в Сыктывкаре обстоят дела с детской преступностью?

- К сожалению, уровень детской преступности в городе растет. В основном это кражи, нахождение в состоянии алкогольного опьянения подростков. За последние два года увеличилось количество преступлений, связанных с употреблением наркотиков, особенно так называемых спайсов. Лично я связываю это, во-первых, с недостаточным вниманием к детям со стороны родителей. Во-вторых, современным детям стало слишком много дозволено. Не последнюю роль в этом сыграл интернет: вроде бы это колоссальная возможность получать информацию, но вместе с тем именно тут идет пропаганда легкой жизни. Естественно, подросток, выросший на этом, предпочтет легкий путь. Более того, нередко в интернете публикуют конкретные схемы и способы совершения преступлений.


- Но ведь интернет доступен всем, но не каждый поддается именно дурному влиянию, а тем более не каждый идет на преступление. Может, все-таки основная причина кроется не во всемирной паутине? Что побуждает детей идти на «реальное» преступление?

- Иногда за компанию. Бывает, что преступление совершается для того, чтобы утвердить лидерские позиции в коллективе, а проще говоря, «покрасоваться» перед друзьями. Однако чаще всего этой некий, быть может, даже бессознательный, протест на какие-то семейные конфликты. Конечно, неблагополучных семей в Сыктывкаре достаточно, но даже то, что ребенок из благополучной семьи, еще не означает, что он не способен на преступление. Многие родители думают, что, если они определят ребенка в бесчисленное количество кружков и займут его время, обезопасят его от дурных поступков. Это заблуждение. Ребенок всегда будет проецировать в жизнь только те традиции и поведение, которые ему прививают родители.

- Какова, на ваш взгляд, главная проблема современных родителей при воспитании детей?

- В настоящее время это однозначно нехватка времени. Родители в основном работают, и дети предоставлены улице, которая их воспитывает и учит. Многие считают, что воспитывать ребенка – это значит обеспечивать его всем необходимым. Нет! Я не устаю повторять родителям, что в любом случае нужно общаться, беседовать, иначе вы сами не заметите, как «потеряете» его. Что касается подростков – тут отдельная история, и главная проблема родителей в том, что они пытаются объяснить что-то своему чаду путем наставлений и нравоучений. Однако это зачастую отдаляет, и детям просто надоедает изо дня в день слушать одно и то же. Я всегда советую родителям подростков разговаривать с детьми как со взрослыми, равными себе людьми.


- Как вы относитесь к мнению о том, что ребенку нужно давать возможность совершать собственные ошибки, делать выводы и учиться на них?

- Думаю, в этом есть смысл. Опять же, если дать понять ребенку, что вы на равных, и он может открыто говорить с вами о своих проблемах и неудачах, то тогда всегда будет возможность незаметно направлять его. Свобода должна быть в любом случае, ну а как подросток распорядится ею, зависит уже от того, какие традиции существуют в семье и что было заложено родителями ранее. Начинать воспитывать своего ребенка в подростковом возрасте – слишком поздно.

ANT_7029.jpg

- По долгу службы вы работаете как с детьми, так и с родителями. Тяжело бывает образумить родителей?

- Порой да, даже очень тяжело. С детками работать всегда легче, они очень восприимчивы. Иногда бывает, что дети что-то не поделят между собой в школе и подерутся. Сами ребята помирятся и забудут о конфликте, а вот родители его продолжают. Еще одна очень распространенная ситуация, когда родители разводятся и пытаются «поделить» ребенка. Тогда мы работаем непосредственно с родителями.

- Считается, что в вашей профессии достаточно негатива. Это так?

- Негатива, конечно, хватает. Мы пытаемся исправить ребенка, разговариваем с ним, стараемся достучаться до его сердца. Однако, кроме бесед, есть нормы законодательства. Все-таки полиция - это карательный орган, и за совершенным противоправным действием всегда следует наказание. Я очень переживаю за этих детей. С некоторыми семьями сталкиваюсь вновь и вновь и уже знаю обо всех семейных трудностях, радостях, праздниках. Эти дети и родители звонят мне, когда есть сложности, и, честно говоря, даже во время отпуска я продолжаю работать. Да, у меня практически нет выходных, нет четких рамок рабочего дня. Порой я общаюсь с очень сложными, своенравными и даже грубыми детьми. Но вы не представляете, какую я испытываю радость, когда вижу, что подростки или их родители встают на путь исправления, меняются, приводят свою жизнь в порядок. Здорово, когда я знаю, что смогла помочь людям, принять верное решение, сказать нужные слова. Это чувство затмевает для меня любой негатив, и тогда я понимаю, что нахожусь на своем месте и занимаюсь своим делом.


- Светлана, вы сумели встретиться с журналистом только в десять часов вечера. Расскажите о вызове, с которого вы только что пришли.

- Да, формально наш рабочий день ограничен, но, если поступило обращение, независимо от времени, мы не можем не отреагировать. Сейчас был конфликт между мамой и сыном. Сыну 17 лет, и он вдруг стал прогуливать учебу. Мама в отчаянии пытается ему объяснить, что необходимо получить образование, учиться, но он открыто и грубо протестует.


- Удалось помочь?

- Тут суть проблемы лежала немного глубже, чем могло показаться на первый взгляд. Родители не так давно развелись, и, по всей видимости, у подростка, единственного в семье ребенка, привыкшего к безоговорочному вниманию к себе обоих родителей, идет некий протест. Больше всего им необходимо было сесть и поговорить откровенно, без криков, ругани и упрямой уверенности в собственной правоте. Конечно, мама думала, что мы приедем, побеседуем, и проблема сразу решится, но это, конечно, невозможно. Но все-таки я так полагаю, что молодой человек задумался: по крайней мере, когда мы пришли, он категорично заявил, что уходит из дома, но в результате беседы поменял свое мнение.


- Времена меняются. Проблемы и пути их решения остаются или тоже поддаются изменениям?

- Конечно, вместе с поколениями немного видоизменяются проблемы, но в целом это всегда один и тот же вечный конфликт отцов и детей в разных его проявлениях.

ANT_7011.jpg

- Что, на ваш взгляд, главное в человеке вашей профессии?

-Тут нужно просто любить детей, иначе ты даже не сможешь работать, не сможешь терпеливо находить взаимопонимание с детьми, которые стоят на учете. Нужно быть готовым тратить свое время только на детей, искать в каждой ситуации свой индивидуальный подход: с одним ребенком быть строгим или даже жестким, к другому подходить с лаской и пониманием. Главное – научиться этому, ну а все остальное приложится.


- Вы работаете инспектором ОПДН уже около десяти лет, но ваши глаза все еще горят энтузиазмом. Наверняка бывали тяжелые периоды, когда вам хотелось все бросить?

- Можете мне не верить, но нет, такого еще не было. Я до сих пор с радостью хожу на работу. Мой энтузиазм сохранился и, надеюсь, не покинет меня никогда. А для того, чтобы избежать равнодушия к своей работе, нужно постоянно развиваться, как профессионально, так и личностно. Все-таки мы и учителя, и полицейские, и психологи, и друзья, поэтому нужно работать над собой всесторонне. Я стараюсь уделять время общению с друзьями и родными, чтению книг, просмотру кино. Не позволяю усталости взять над собой верх. Очень люблю поэзию, в особенности творчество Эдуарда Асадова. Работа над собой помогает двигаться вперед. Полицейским нужно развиваться, чтобы не стоять на месте, особенно когда работаешь с детьми. Я не устану повторять, что дети, какими бы они тяжелыми или даже агрессивными ни были – это все-таки дети, нуждающиеся в понимании. Я люблю их и, если вы спросите, о чем я мечтаю, однозначно отвечу: о пополнении в семье.

5896

Комментарии (28)

Добавить комментарий
  • Она теперь будет
    03 июня 2015 г., 10:34:19
    Ответить
    наша коми-няша?
  • Владислав
    03 июня 2015 г., 10:46:22
    Ответить
    1-му
    1-му - Вы, батенька, подумали бы немного. Может ирония не всегда уместна?
    Светлана молодец.
    Хорошая статья, добрая и живая, что редко бывает.
    Отправлено из мобильной версии
    • а никто
      03 июня 2015 г., 11:13:30
      Ответить
      не иронизирует.
    • согласна
      03 июня 2015 г., 13:19:53
      Ответить
      +100
  • да, точно
    03 июня 2015 г., 10:55:30
    Ответить
    этим надо болеть
    и желательно не переживать чужие проблемы как свои, меня так только на 3 года хватило...
    А Светлана молодец!
  • Александр Огнев
    03 июня 2015 г., 11:02:33
    Ответить
    Лишение материнских прав.
    Требуется помощь! Вот мой сотовый.
    89121010103
    Отправлено из мобильной версии
  • Иван
    03 июня 2015 г., 11:09:45
    Ответить
    Красотка
    !!!!!!!!!!!!!
  • КОМИльфо
    03 июня 2015 г., 11:28:20
    Ответить
    «Проблемы каждой семьи, каждого ребенка я переживаю, как свои»....Извините,ничего личного,но НЕ ВЕРЮ!

    • 123
      03 июня 2015 г., 12:34:11
      Ответить
      и правильно,что не верите.в декабре написала у нее заявление о причинении телесных повреждений ребенку, суд.мед экспертиза до сих пор не готова.в ответе отписка-ОБЯЗАТЕЛЬНО дождитесь результатов СМЭ. Жду полгода. Не смешно.
      • 11
        03 июня 2015 г., 15:38:05
        Ответить
        При чем тут ПДН? СМЭ совершенно другая контора, причем гражданская.
        • 123
          03 июня 2015 г., 16:16:21
          Ответить
          При том, что заявление я писала именно в ПДН, которое направило ребенка на СМЭ в начале декабря,а запрос в РДБ по факту травмы был вообще в феврале. Хотите сказать,что результаты СМЭ приходят напрямую с Кирова, если направление выдала полиция??? Я понимаю,что куча работы, но давайте не будем писать при таких отписках, что "проблему КАЖДОГО ребенка я переживаю как свою"
  • Александр
    03 июня 2015 г., 11:58:37
    Ответить
    Семейное положение не написали.Я бы пригасил может Светлану на свидание.
    • Гость
      03 июня 2015 г., 12:07:27
      Ответить
      У нее есть муж. Вот ее слова "За каждую семью, каждого ребенка, каждый материал я переживаю, и, если не физически, то мысленно я постоянно на работе. Тут мне на помощь приходит мой муж. Он знает, насколько мне нравится то, чем я занимаюсь, и не только поддерживает, но и по возможности участвует в моих делах, дает советы, помогает. Я ему за это бесконечно благодарна"
  • комильфУ
    03 июня 2015 г., 12:39:11
    Ответить
    согласна. Никому не может нравиться лазить по подвалам и видеть грязных голодных пьяных ДЕТЕЙ. В статье одни общие тезисы и попытка увязать их с конкретной персоной Имхо
  • Петр
    03 июня 2015 г., 12:41:10
    Ответить
    Светочка, молодец! Удачи тебе!
  • учитель-очень сожалею
    03 июня 2015 г., 13:46:14
    Ответить
    потеряли не плохого учителя, по глазам видно
    ушла из-за зарплаты, разница огромная. Плохо, очень плохо, когда нормальные учителя вынуждены (а химиков- учителей дефицит) уходить в систему НКВД
    • экономист
      03 июня 2015 г., 13:57:04
      Ответить
      и для этого надо было получать образование по специальност преподаватель - химии?
      выпускает истиховска со и не хочу говорить, слов нет. Готовит химиков очень затратно, а потом, сам и пони маете. Саладины, КУлимовы, Уродовы на все мастера...
    • учитель-химик
      04 июня 2015 г., 3:46:43
      Ответить
      нет в сыктывкаре
      Вакансий учителя химиии в школах.
      Отправлено из мобильной версии
  • Петр. Н.
    03 июня 2015 г., 13:50:45
    Ответить
    ...
    Светлана Мокрец, просто молодец...
    • ученики
      03 июня 2015 г., 14:00:35
      Ответить
      в СОШ п. Подзь нужен химик
      Мы тебя будем уважать
  • пух
    03 июня 2015 г., 15:40:26
    Ответить
    ...
    Светик,так держать! Побольше бы таких как ты!!!
    Отправлено из мобильной версии
  • лех
    03 июня 2015 г., 16:05:28
    Ответить
    «Проблемы каждой семьи, каждого ребенка я переживаю, как свои»... так будешь переживать, до пенсии не доработаешь.
  • Александр
    03 июня 2015 г., 16:17:41
    Ответить
    Молодчина!!!
  • Да ладно
    03 июня 2015 г., 16:40:24
    Ответить
    Если переживать за всех, быстро сгоришь на такой работе.
  • 111
    04 июня 2015 г., 1:29:07
    Ответить
    Светлана добрейший человечик
    И кто пишет отрицательные коменты, глубоко несчастные люди, завидуют тебе Светик))), что они не могут быть такими добрыми!!!
    Отправлено из мобильной версии
  • Петр. Н.
    04 июня 2015 г., 8:25:25
    Ответить
    ...
    Мокрецова-Молодцова-Умнецова-Добрецова-Детолюбецова-Работохорошодельцова-Руководствопоощрецова-Напенсиюподполковникомвыходецова.
  • Петр.Н.
    04 июня 2015 г., 8:26:22
    Ответить
    ...
    Пуху привет..
  • доброжелатель
    04 июня 2015 г., 11:15:22
    Ответить
    Светлана, очень хороший добрый человек на своем месте, многие ребята "из трудных" очень хорошо о ней отзываются и с благодарностью!!! Так Света держать!!! МОЛОДЕЦ!!!!
Архив