content/news/images/51757/FW3A4425-kopiya_mainPhoto.jpg
16:39, 03.07.2016

Андрей Перловас: «К детским смертям на дорогах привыкнуть невозможно»

Заместитель начальника регионального управления ГИБДД Андрей Перловас - человек, который 20 лет посвятил службе в правоохранительных органах и знает ее не понаслышке. Он разрушает стереотипы о сотрудниках автоинспекции, совмещая два вроде бы абсолютно противоположных занятия — служение безопасности дорожного движения и байкерство. Сегодня, в день 80-летия Госавтоинспекции, корреспонденты БНК расспросили Перловаса о его увлечении, работе и личной жизни.

Андрей Перловас: «К детским смертям на дорогах привыкнуть невозможно»
Фото Виктора Бобыря

- Андрей Львович, сколько лет вы посвятили службе в органах?

- В сентябре будет 20 лет, как я работаю в органах внутренних дел. Из них 11 (с 2005 года) — я сотрудник ГИБДД. Вообще, я, наверное, всегда подразумевал, что буду работать в правоохранительных органах, но не особо себя видел в Госавтоинспекции. В какой-то момент я получил высшее юридическое образование, и меня назначили оперуполномоченным в уголовный розыск. Отдал этой службе пять лет, а потом поменял направление. В отделении ГИБДД Корткеросского района стала вакантна должность начальника: бывший руководитель был понижен в должности, а мне предложили его место. Так что работу в Госавтоинспекции я начал с руководителя небольшого подразделения, у меня в подчинении было 24 человека. Тем не менее я занимался той же работой, что и простой инспектор, потому что начальник такого маленького подразделения — это, как универсальный солдат, который и жнец, и чтец, и на дуде игрец. На достигнутом не останавливался и стремился к чему-то большему, через пять лет мне предложили возглавить регистрационное отделение в столичном ГИБДД. Я согласился, не обдумывая. Но, проработав в этой должности около года, стал командиром отдельного батальона — эта служба была мне ближе по духу и по знаниям. А в конце прошлого года руководитель управления республиканского ГИБДД предложил мне стать его заместителем. Я вообще полностью поддерживаю мнение, что на одной должности нельзя задерживаться более пяти лет. Если человек желает развиваться, он должен свою работу периодически менять.

FW3A4403-kopiya.jpg

- Сейчас вы в должности заместителя начальника регионального управления ГИБДД, куда дальше развиваться будете?

- О своем дальнейшем продвижении мне сейчас говорить тяжело. Пока надо здесь поработать, изучить все. Одно понимаю — менять специфику не хочу, если бы сейчас предложили возглавить, к примеру, уголовный розыск, не пошел бы уже. Я вижу себя на службе в родной Госавтоинспекции. Прикипел я уже к ней.

- Насколько мне известно, у вас есть хобби — мотоциклы. Как удается совмещать работу и увлечение, и как реагируют коллеги и друзья?

- Это стереотипы, что байкер обязательно хулиган. Среди них есть много достойных и хороших людей. Я на мотоциклы смотрю больше как на транспортное средство — средство передвижения. Когда-нибудь и общество у нас созреет и поймет, что это не спортивный болид. Да, он двигается несколько быстрее и маневренее, но цель у него доехать из точки А в точку Б, при этом также необходимо соблюдать правила дорожного движения. Я думаю, и читатели ваши заметили, что байкерская дисциплина последнее время поправилась. Помню времена, когда ездили как попало: не зарегистрированы, без номеров, без шлемов. Сейчас такое встречается еще, но крайне редко. К сожалению, и среди байкеров есть не очень ответственные люди, как, впрочем, и среди автолюбителей. Хотя понимаю, задержать мотоциклиста гораздо сложнее, чем автомобилиста.

Я сам, управляя двухколесным транспортом, стараюсь придерживаться правил и не нарушать их. Приезжаю и на работу на мотоцикле, к сожалению, наш климат позволяет это сделать не так часто. Первое время это немножко шокировало коллег, но теперь нормально воспринимают. Естественно, на мотоцикле я езжу не по форме, я сторонник безопасной езды, поэтому считаю необходимым надевать не только шлем, но и специальную экипировку. В байкерклубах я принципиально не состою, хотя со многими общаюсь.

- Сейчас простые граждане могут записать нарушение на видео и направить в ГИБДД.

- Да и это дисциплинирует даже меня, я понимаю, что у многих есть видеорегистраторы, и запись о нарушениях можно отправить в ГИБДД. Да, немного тяжеловато будет даже с моральной точки зрения привлечь замначальника ГИБДД к ответственности, но любой гражданин может повлиять на это, и я осознаю данный факт.

Вообще, отношение граждан к ведомству за годы моей работы сильно изменилось. Раньше это усложняло работу, в народе бытовал стереотип, и наверняка он не случайный, а пережиток определенного периода, о госавтоинспекторе-взяточнике. На сегодня в республике ситуация кардинально поменялась. При этом в южных регионах страны до сих пор случаются такие факты, о чем нас уведомляет главное управление России. В нашем регионе бывает наоборот, попадаются водители, в основном заезжие, которые предлагают взятку сотрудникам и в результате попадают в неприятную ситуацию.

- За 11 лет службы наверняка происходили интересные или страшные ситуации, которые вам запомнились.

- Интересных случаев много. Мне всегда нравились погони, они давали определенный адреналин. И если погоня на патрульной машине за автомобилем нарушителя это одно, то когда они бросают транспорт и пытаются убежать — получается личное соревнование, кто быстрее. Я с детства занимался лыжами, поэтому подготовка имеется, ни один от меня еще не ушел. Как-то еще в Корткеросском районе бегал за нарушителем, самое интересное — он никуда не пытался сбежать, мы просто бегали вокруг гаража. Несколько кругов намотали прежде, чем он начал выдыхаться и был задержан. Оказалось он был в состоянии алкогольного опьянения.

В Сыктывкаре был момент, когда как дежурный по МВД, двигаясь с коллегами по городу, обнаружил автомобиль, которым управляли, как показалось, уж больно молодые парни. Мы последовали за ними, попросили остановиться, но в районе Кочпона они бросили машину и попытались скрыться в зарослях борщевика. Одного сразу догнали, а второй залег и затаился. Мы понимаем, что он где-то рядом, но ни шума, ни шевеления зарослей нет, не можем его найти. Уже прибыл еще один экипаж, а толку нет. Тут я попросил жестами ребят выйти на дорогу, сделать вид, что все ушли. А сам остался. И через пару минут парень зашевелился, оказалось, он был всего метрах в пяти от нас. Задержали. Оказалось 17-летние подростки разбили стекло в машине и угнали его.

FW3A4469-kopiya.jpg

Помню, как выезжал на первое ДТП со смертельным исходом. Пока ехал, все представлял себе ситуацию и как это выглядит. Когда увидел, произошел как будто щелчок, и я стал работать. С тех пор отношусь к этому с точки зрения работы. Многие считают нас жестокими, что мы спокойно относимся к этому, но если мы будем каждый раз воспринимать смерть близко к сердцу — сломаемся. Вот детские смерти до сих пор не могу принять и спокойно смотреть. Это противоестественно.

- Служба у вас довольно напряженная, а как семья относится к отсутствию у вас времени, удается проводить праздники вместе?

- Если говорить о праздничных днях, то для службы ГАИ — это самые рабочие дни. Думаю, видно, что сотрудники ГИБДД постоянно привлекаются к охране порядка при проведении массовых мероприятий - начиная от Нового года и заканчивая локальными праздниками. Так что праздничные дни ждешь, понимая, что это для нас работа. Семья давно привыкла к этому и не питает надежды, что в праздник пойдет гулять с папой по городу. Хотя, если честно, мне самому в какой-то момент большие скопления людей стали неприятны, не люблю я сцены, праздники. Они ассоциируются со службой и ответственностью. Так что большие праздники с семьей не празднуем даже. Конечно, 9 мая я считаю очень значимым праздником, и надо детям его показывать и рассказывать о нем, День Победы по времени продолжительный и поэтому в этом году мы с коллегами разделили его пополам, я дежурил во второй половине дня, а в первой — посетили с детьми празднование.

- А дети, видя такую работу папы, не высказывают желание пойти по вашим стопам?

- В силу возраста они, наверное, пока не задумываются. Но я бы не хотел, чтобы они посвятили свою жизнь правоохранительной системе. Я буду против этого.

- Сегодня ваш профессиональный праздник...

- Да, и пользуясь случаем, хотел бы в этот день поздравить все работников и ветеранов ГАИ. Деятельность сотрудников Госавтоинспекции – ответственная и трудная, а порой и вовсе опасная. Высоким профессионализмом, работоспособностью и настойчивостью, вы заслуживаете признание и уважение. Отдаете много сил и здоровья нелегкому труду по обеспечению безопасности дорожного движения на наших автодорогах. По случаю профессионального праздника желаю всем сотрудникам и их семьям успехов в нелегком труде, здоровья, благополучия, вдохновения, уважения от водителей и новых профессиональных успехов. От всей души поздравляю и ветеранов службы!

6391