content/news/images/85346/PSV_1710_mainPhoto.jpg
16:15, 25.10.2018

Кандидат педагогических наук Зоя Остапова: «Родители хотят передать коми язык детям, но не могут»

В Коми стартовала V Международная научно-практическая конференция «Родные языки в условиях двуязычия», где одной из ключевых тем станет коми язык в детских садах. Автор проекта «Школа игропедагогики «Дзолюк-Малышок» Зоя Остапова в интервью БНК рассказала, сколько дошкольников-билингвов в республике, кто виноват в «музейном» отношении к национальному языку и почему родители не всегда могут научить своих детей говорить по-коми.

Кандидат педагогических наук Зоя Остапова: «Родители хотят передать коми язык детям, но не могут»
Фото Сергея Паршукова

Зоя Остапова – кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией национальных проблем дошкольного образования Коми республиканского института развития образования. На конференции выступит она модератором методической площадки «Родной язык в детском саду: освоение языка в условиях двуязычия».

- Есть ли какая-то статистика по детям-билингвам, проживающим в Коми?

- Детский билингвизм чаще всего – коми-русский. Исконными билингвами являются все дети, для которых коми – родной, а русский они осваивают с самого детства. На сегодняшний день можно утверждать, что их в нашей республике около пяти тысяч. Они воспитываются в сельских детских садах, находящихся в местах компактного проживания коми народа. Русско-коми двуязычие среди детей тоже имеет место быть, но статистики по этому вопросу нет.

- Какое формируется мнение о коми языке в детских садах?

- В городах и районных центрах основным языком общения является русский. В таких местах педагоги стараются преподнести детям коми язык как язык предков, бабушек и дедушек. Поэтому у многих детей складывается мнение, что коми язык им пригодится только в старости. Это неправильно. Получается, что педагоги формируют у детей отношение к коми языку как к чему-то древнему, музейному. Коми язык загоняют в сундук. У педагогов дошкольного образования очень часто среди распространенных праздников, связанных с национальным языком, являются посиделки у бабушки.

PSV_1689.jpg

- Ваша лаборатория выступает против подобного «музейного» отношения?

- Есть такая технология, как «музейная педагогика», она очень эффективна в работе с детьми. А вот «музейное» отношение к языку часто приводит к ошибкам. Мы пытаемся преодолеть этот стереотип. Хотим показать, что коми язык современен и нужен. В лаборатории разработаны и даны в распоряжение педагогам современные языковые средства: богатый песенный детский репертуар на коми языке на современную тематику, разнообразные игры, в том числе компьютерные и интерактивные. Есть телепередача на коми языке для детей дошкольного возраста «Чолöм, дзолюк!» («Привет, малыш!»), где показывается реальная жизнь, в которой герои с увлечением общаются на коми языке. Ежегодно в течение 19 лет проводится праздник «Привет, малыши!» в разных районах республики. Он проводятся на коми языке и на современном материале, без традиционных народных атрибутов, где дети поют современные песни, шутят и общаются с взрослыми, педагогами и родителями. Интересно всем! Разрушение стереотипа – это дело не одного года, но уже заметно изменение в лучшую сторону.

- Изменения надо начинать с педагогов?

- Какое-то время мы ограничивались семинарами и курсами для педагогов. Затем был педагогический десант: выезжали в разные районы, чтобы «заразить» других специалистов своими новинками, методами работы. Затем появились более масштабные проекты.

- Наиболее известный проект – это ваша «Школа игропедагогики «Дзолюк». Как тут построена работа?

- Первый этап – информационно-ознакомительный. Мы проводим семинары с педагогами и с родителями. Говорим о значимости правильного отношения к национальному языку, детскому двуязычию. Мы не уговариваем учить коми язык, а на собственном примере, через игры и мастер-классы показываем преимущества двуязычного человека, особенно если коми язык является языком предков. Объединяющей идеей проекта является создание детско-родительских театральных коллективов в детских садах, в которых участники разыгрывают спектакли на коми языке. Педагоги, родители и дети вместе готовят декорации, разучивают роли. На втором этапе мы уже выезжаем к ним со съемочной группой: участники становятся героями телепередач. Третий этап – большое мероприятие на сцене районного дома культуры, где выступают все детско-родительские коллективы.

PSV_1698.jpg

- Современные родители хотят передавать коми язык своим детям?

- Ситуация такая, что молодые родители хотели бы передать коми язык детям, но не могут. Два поколения ушло из языка – это нынешние 30-35-летние. Многие представители сельской молодежи понимают коми язык на 100%, но говорить не могут. Самое обидное, что это не только переехавшие в город люди, но и те, кто исконно живут в коми селах – Усть-Кулом, Визинга и Объячево.

- В этом проекте вы в основном ориентируетесь на села: были в Ижме, Прилузье, Сыктывдине в этом году. Почему не города, где казалось бы хуже с коми языком?

- Конечно, в городах есть детские сады, в которых ведутся занятия по коми языку. И родители поддерживают эту работу. Жаль, конечно, что в городах мало педагогов, владеющих языком на уровне родного. Кстати, сельские районы часто ориентируются на наши столичные детские сады. И все же, с сожалением нужно заметить, что в сельских районах, где коми язык был традиционным в своем функционировании, стал уходить из семейного общения. Мы считаем, что в селе коми язык должен сохраняться.

- Через подобные проекты вы создаете положительное отношение к коми языку. Почему же находятся те, кто выступает против изучения его в садиках и школах?

- Многие придерживаются мнения, что коми язык «не кормит», не дает преференций для ребенка в будущем – нет льгот при поступлении в вузы, зарплата говорящему на коми языке не увеличится. Если человек отрицает свой родной язык, то это, на мой взгляд, указывает на проблемы в духовно-нравственной сфере. А ведь известно, что именно язык – душа народа.

PSV_1732.jpg

7631

Комментарии (77)

Добавить комментарий
  • 1
    25 окт. 2018 г., 16:24:27
    Ответить
    современному человеку необходим английский как обязательный второй язык,который он должен знать,чтоб просто не быть отсталым от жизни.у нас большинство даже после института английским не владеют,зачем им коми язык?
    • Кок
      25 окт. 2018 г., 16:36:54
      Ответить
      А русский вам зачем?
      • Мне 65 лет
        25 окт. 2018 г., 18:33:11
        Ответить
        В детстве у нас была немецкая семь, из немцев Поволжья.
        Меня удивляло, что дети к родителям обращались на Вы. Все свободно говорили по
        немецки. В семье по-русски не говорили вовсе. Особенными умственными способностями не отличались. По крайней мере я помогал своему сверстнику по математике. В школе изучали английский. Кроме того понимали и как-то говорили по-коми, потому что до этого жили где-то в коми поселке. Никаких вопросов ни у кого не возникало.
        Люди! Что с вами происходит?
        • С горяча не
          25 окт. 2018 г., 18:34:38
          Ответить
          написал
          Семь соседей
        • мое мнение
          25 окт. 2018 г., 19:02:53
          Ответить
          родители - вот главный фактор препятствующий изучению детьми коми языка в школах. первые его не знают, вторые его стыдятся!
          • первые его не знают, вторые его стыдятся!
            25 окт. 2018 г., 19:23:15
            Ответить
            И те и др. - так называемые коми. Вы говорите про одних и тех же людей.
    • Вася
      25 окт. 2018 г., 16:38:15
      Ответить
      Так лучше вообще ничего не учи, зачем.
      • родители хотели бы передать коми язык детям, но не могут
        31 окт. 2018 г., 0:45:46
        Ответить
        Поэтому будем заставлять его передавать всех, кому он не нужен - русских, татар, башкир, молдаван и прочих
    • сыктывкарка
      31 окт. 2018 г., 9:14:18
      Ответить
      Ну,кто-нибудь объясните,для чего всё-таки нужен коми язык? Где и с кем можно на нём разговаривать. Или учиться. Если он вам родной,говорите на нём со своими детьми,родными,друзьями,наконец..Ведь никто не запрещает. А если ваш ребёнок поедет учиться в любой другой город России,плохо говоря на русском,ему придётся не легко..а коми акцент вообще неистребим.
  • не мешайте им
    25 окт. 2018 г., 16:40:00
    Ответить
    если
    никто коми не будет учить, они будут без работы, не будут писать книги, делать теле и радио передачи, получать звания, грамоты и награды
    • Эраст пришпандорин
      25 окт. 2018 г., 16:58:58
      Ответить
      Никто никому не мешает изучать хоть коми язык, хоть суахили. Но зря насильно внедряли изучение коми языка в школах. Ибо вот вам результат: насилие и принуждение вызвало отторжение...Принудиловку вроде бы отменили. Но: осадочек то остался.
    • Рочь
      25 окт. 2018 г., 17:51:37
      Ответить
      Ну тётенька благодаря надуманной проблеме с Коми языком всю жизнь и кормилась на этой стезе, а сколько ещё таких же "учёных" и не очень учёных дербанят выделяемые в этих целях деньги, одна только типография на 60 процентов загружена бюджетными заказами по программам укрепления и развития Коми языка.
    • Коми роч
      25 окт. 2018 г., 19:22:02
      Ответить
      .
      В точку
    • 100%
      25 окт. 2018 г., 20:08:33
      Ответить
      !
    • а вы попробуйте для начала хоть что-то создать
      25 окт. 2018 г., 22:02:34
      Ответить
      попробуйте!
      книгу напишите, передачу сделайте, ну и получите за это заслуженную награду. ЗА ТРУД. а зависть- плохое качество.
  • ну
    25 окт. 2018 г., 16:41:16
    Ответить
    Ну и зачем Коми язык то им? Голову лишним забивать,они Русский то с трудом усваивают,а тут ещё этот ненужный никому язык навязывают
  • оленевод Бельдыев
    25 окт. 2018 г., 16:46:14
    Ответить
    а это точно задает бредовый вопрос кандидат педнаук ???
    Поскольку те родители, которые реально хотят передать коми язык своим детям-они его и передают-являясь НОСИТЕЛЯМИ этого языка, разговаривая дома на своем языке.
    А как следует из названия статьи-хотят-но не могут. ЭТО КАК???
    Не могут и не хотят-только при одном условии им самим этот язык нафик не нужен. Так,что не сваливайте все в кучу одну-навязывая свой коми язык с южными диалектами - который на севере республики даже не знают.
    НОСИТЕЛИ И ХРАНИТЕЛИ СВОЕГО РОДНОГО ЯЗЫКА И СВОЕЙ КУЛЬТУРЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОЙ ЖЕ НАРОД - эту простую истину оленевод Бельдыев должен объяснять кандидату педагогических наук ??? Однако )))))
    • Александр Щиголев
      25 окт. 2018 г., 16:50:08
      Ответить
      Подтекст тут политический...
      .
      "Правозащитники" должны сразу понять, что не могут из-за прорусской политике властей!!!
      • Епрст, голову включите
        25 окт. 2018 г., 19:00:16
        Ответить
        Страшно с человеком, у которого любая тема, даже такая мирная и общечеловеческая, как сохранение традиций, имеет конкретную политическую подоплеку...
        А просто о душе? Пробовали? Или вся жизнь- война? Ну-ну! Мельниц и на ваш век хватит
    • Ага
      25 окт. 2018 г., 17:11:34
      Ответить
      мне тоже непонятна точка зрения Зои Остаповой. Я знаю коми язык, но не хочу передавать его своим детям. Т.к. не вижу смысла в их знании этого языка. Зачем он им? Где он может им понадобиться? Где у нас коми среда?
      Зы. Дети у меня уже большие, 15 и 18 лет. Коми языка не знают. И ни я, ни они нисколько не печалятся по этому поводу....
      • Сыктывкар
        25 окт. 2018 г., 17:20:40
        Ответить
        Их, ваших детей, ничего не будет связывать ни с коми, ни с русским народоми - перекати поле, другими словами. Везде будут чужими.
        • Ага
          25 окт. 2018 г., 17:42:09
          Ответить
          Еще одна непонятная точка зрения. Если люди не знают коми языка, то их ничего не связывает с русским народом. Так незнание коми языка подходит под абсолютное большинство населения России. И неужели их всех ничего не связывает с русским народом?
          • Сыктывкар
            25 окт. 2018 г., 17:56:12
            Ответить
            С раскосыми-то глазами и круглым лицом. Всегда для русских будете...
            • Ага
              25 окт. 2018 г., 18:01:58
              Ответить
              Раскосые глаза и круглое лицо? Да вы коми людей-то видели хоть раз в жизни? С ненцами не путаете?
              • Сыктывкар
                25 окт. 2018 г., 18:43:44
                Ответить
                Это ненцы такие, а вы лучше, выше, почти как русские? Не комплекс ли неполноценности движет вами?
                • О ком вы? О чем вы?
                  25 окт. 2018 г., 19:40:09
                  Ответить
                  Уж эти мне милые советские интернационалисты. Какая разница с какими лицами. По мнению китайцев вы все - одна бледная масса.
                  • сыктывкару
                    31 окт. 2018 г., 0:48:57
                    Ответить
                    вот похоже ты тут один обиженный. У нас на работе коми, русские, еврей, дагестанец, белорус, немец и еще кого только нет. И нкто никого по национальности не делит. Делят по другому принципу - гомно или не гомно.
            • реникса
              25 окт. 2018 г., 18:53:43
              Ответить
              Пользователь под ником "Сыктывкар" выдает свое ограниченное мнение за истину. Вещает, так сказать. У меня раскосые глаза, круглое лицо, желтая кожа, волосы темные и длинный нос. И что? По происхождению я - полька и еврейка. Мои предки ( и по папе, и по маме) оказались в Российской империи после второго передела Польши и присоединения Кишинева к СССР в 1940 году. В Воркуте мои родители оказались, как враги народа. И что? В Одессе меня всегда считали одесситкой, в Риге - латышкой, в Клайпеде и Минске - литовкой, а в Воркуте сказали, что я на коми похожа... И что? О чем это вы тут вещаете и чего внушаете? Свои ограниченные представления о многообразии человеческого мира с высоты своей культуры, которая выросла до уровня табуретки, да так и осталась?..
              • Врк
                25 окт. 2018 г., 19:25:29
                Ответить
                Да уж. Типичный польский фенотип. Если в Воркуте вас принимают за коми, то точно в вас ничего от коми нет.
          • Местные
            25 окт. 2018 г., 19:58:51
            Ответить
            А кто такие чисто русские, где они живут? У них вроде какой-то особенный ген должен быть?
            • R1a1
              25 окт. 2018 г., 20:05:47
              Ответить
              Гаплотип. У каждого народа свой. Жутко интересная тема!
            • Станислав 1960
              26 окт. 2018 г., 13:57:26
              Ответить
              Русские - это скорее не народ , а социальная общность людей, забывших собственные корни, объединенные только лишь русским языком, проще говоря - "Иваны, родства не помнящие".
              • тебе б стасик полечиться
                31 окт. 2018 г., 0:50:16
                Ответить
                осень, у таких как ты вечно обострение
  • Русский дед
    25 окт. 2018 г., 16:49:23
    Ответить
    Язык основа
    Хочешь сохранить своих предков-учи язык.Практически все народы России- от русских до наших коми теряют прелесть своего языка.Коми-храните свой язык в уголках нашей Благословенной местности.Бог в помощь!И прекратите быть республикой- нет государства такого !!!!
    • Александр Щиголев
      25 окт. 2018 г., 16:52:11
      Ответить
      Не будет Республике - не будет возможности у коми-нациков и Госдепа с "правозащитниками" лодку раскачивать ...
      .
      Так что, без Республике, где в Конституции регион записан, как ГОСУДАРСТВО и Коми - государственный язык, ну никак нельзя...
  • старый друг
    25 окт. 2018 г., 16:50:19
    Ответить
    чолым дороргая Зоя Васильевна
    рад видеть вас в добром здравии!
  • Лиза
    25 окт. 2018 г., 17:05:34
    Ответить
    Я считаю что дети должны изучить язык необходимый в жизни в коми язык нигде не применим,я коми мне он не пригодился нигде,
  • Грустно
    25 окт. 2018 г., 17:18:38
    Ответить
    Грусти такое читать. А это мнение человека, занимающегося «сохранением» языка. Извините, но вы кроме насаждения ничего не делаете. Семинар-постановка и съемка передачи-концерт в дк- это так надо учить и любить язык?! Не позорьтесь. Ещё и про какие-то преференции говорите.
    Если язык как средство коммуникации необходим, его будут знать, если нет - он будет в прошедшем времени. Учить языки надо, но это должна быть потребность конкретного человека.
    • Ага
      25 окт. 2018 г., 17:43:58
      Ответить
      именно поэтому дети коми родителей не хотят чтобы их дети знали коми язык. Т.к. не видят смысла в этом знании....
      • Скт
        26 окт. 2018 г., 9:57:59
        Ответить
        Скорее ума и культуры не хватает. К сожалению, таких много...
  • Кыдъяроч
    25 окт. 2018 г., 18:36:14
    Ответить
    Я изучал конец языка великого народа айнов. Картина конца языка внушает оптимизм
    Коми язык остался как чемодан без ручки, причём совершенно пустой и ненужный. Через 50 - 70 лет не будет его носителей даже в том модифицированном виде, как сегодня, с бредовым псевдонаучным новоязом. Кстати, вся история человечества - это история утрат языков и наций. И ничего трагичного в этом нет. Развалины зданий и руины домов - больше всех они на Земле городов (с). Нет носителей этрусского языка и ничего, туристов от этого не меньше :)).
    • Cова
      26 окт. 2018 г., 9:54:37
      Ответить
      А чем "велики" айны?
      Маленький народ с Сахалина и севера Японии...
  • Василий
    25 окт. 2018 г., 18:38:19
    Ответить
    коми язык
    Само название статьи очень о многом говорит. Но самая изюминка в конце статьи:"то коми язык «не кормит», не дает преференций для ребенка в будущем – нет льгот при поступлении в вузы, зарплата говорящему на коми языке не увеличится". Вдумайтесь к чему призывает автор? Мое мнение: язык коми нужно сохранять. но только не за счет принуждения всех других национальностей.
  • Отвлеклись от темы
    25 окт. 2018 г., 18:57:48
    Ответить
    По сути
    Речь именно о добровольности. И именно о тех, кто в этой языковой среде живет и жить будет. Они и так есть хранители. Не вижу ничего плохого в тех мероприятиях, которые проводятся педагогами. Это интересно !
  • житель
    25 окт. 2018 г., 19:00:01
    Ответить
    только родители могут дать детям коми язык. в детских садах и школах воспитатели и учителя его просто не знают. вы посмотрите на татар, чечен и др. малые народы. в своих городах и республиках там разговаривают на родных языках и не чураются их. я бы сказал если человек стыдится своего родного языка, он стыдится своих родителей!
  • Манси
    25 окт. 2018 г., 19:08:29
    Ответить
    Отторжение коми языка началось с появления коми "новояза",изобретённый горе- " учёными". Народный коми язык был простым и понятным.Теперь для самих коми он стал малопонятным. Ни один верующий вместо слова "книга" не скажет новоязовский "небог"(о с двумя точками).
    • продолжая вашу мысль
      25 окт. 2018 г., 19:27:06
      Ответить
      ... а закончилось статусом республики, государственным обязательным коми кывом, национальной политикой в республике, распадом промышленности, падением численности населения и уровнем жизни простых людей. А еще Торлоповым, Гайзером со всей компанией, которые сделали все, чтобы экономика и культура в республике стагнировали на долгие годы. И еще: пока у нас будут титульные и не - титульные граждане, ничего в плане языка не изменится...
      • продолжим...
        25 окт. 2018 г., 19:56:21
        Ответить
        Народы на коренные и пришлые делят основополагающие документы ООН.
        • ксенофобия
          25 окт. 2018 г., 20:12:51
          Ответить
          Я вас умоляю! Проблемы начинаются с конституции, которая, как известно, не поспевает за изменяющимся временем. Коренные народы? Пришлые? - Народы всё - время в истории находятся в движении. Пришли - ушли... Ваши коми в Подмосковье скоро могут объявить себя второй республикой и требовать признать их малочисленным коренным народом Подмосковья. Может, хватит пыжиться и (отм) меряться? Давайте уже жить дружно, нас мало осталось!!!
  • Раз не могут научить, значит
    25 окт. 2018 г., 19:21:13
    Ответить
    язык не родной. А посему и разговоры эти все абсолютно беспредметны.
  • мих
    25 окт. 2018 г., 19:52:01
    Ответить
    всё происходящие говорит за закрытие сыктыкварской республики и рождении губернии Усть-Сысольской
    • поддерживаю!
      25 окт. 2018 г., 20:14:05
      Ответить
      Кто за референдум?
    • Поправлю.
      25 окт. 2018 г., 23:15:50
      Ответить
      Уезд Усть-Сысольский.
      Я так думаю. И надо бы сохранять то, что осталось от Усть -Сысольска.
      • Коми
        26 окт. 2018 г., 9:05:07
        Ответить
        Мысли свои, оставь на пивные кухонные разговоры!
  • Мнение
    25 окт. 2018 г., 19:58:41
    Ответить
    Как надоело слушать про билингвов. Найдите нормальное слово., Уже не понятно, какой больше язык стремятся сохранить
    • В точку!
      26 окт. 2018 г., 5:48:01
      Ответить
      Как надоело слушать про билингвов. Найдите нормальное слово
      "но панталоны, фрак, жилет - всех этих слов на русском нет!" (А.С.Пушкин).
      Вот и билингов тетенька на коми не нашла )) А вообще, впору криком кричать, что на чистом, грамотном, красивом русском языке никто почти уже не говорит и не пишет.
      Все сми, и банка в т.ч. , забиты неологизмами, иностранщиной, сленгом и словами-паразитами. А раньше по сми можно было вместо учебника грамотному языку учиться.
      Но что-то никто не кричит, что русский язык вымирает, замещаясь каким-то суржиком повседневным. А за коми постоянные вопли.
  • русский родитель, всю жизнь живущий в РК
    25 окт. 2018 г., 20:46:00
    Ответить
    "Мы считаем". "мы решили", " мы" и "мы"...Кто мы то?Кто вам дал право считать и решать за всех, тем более всего за 5000 человек????
    Вопрос вроде разрешился, ну вы никак не успокоитесь и опять и опять всех заводите. А ЭТО ВЫЗЫВАЕТ ТОЛЬКО ЗЛОСТЬ И ОТТОРЖЕНИЕ.
    Хватит, пора поставить точку и сохранять любой язык в семье!
  • 50
    25 окт. 2018 г., 23:22:14
    Ответить
    Игрульками язык не сохранить, это только для защиты всяких диссертаций. Коми много раз перемещались по территории земли, меняли места дислокации, когда они переставали соответствовать их ментальности.Искусственное адм- территориальное деление, когда к территории коми соединялись территории, которые никогда не были исконно коми территориями, а относились к Архангельской, Кировской, и др областям, сделали свое дело. А сам по себе коми язык, как и коми люди, очень красив, мелодичен, задорен, но в последнее время его очень трудно слушать по СМИ, потому что искусственно опять насаждения какие-то диалекты и редкие слова, которые невстречаются в обыденной жизни и непонятны основной массе, как будто взяты из какой то отдельно взятой тьмутаракани или насаждения искусственно,загрязняя исконно коми язык. Лучше думать над тем, как организовать жизнь так, чтобы коми язык был жизненно необходим, конечно для тех, кто этого хочет, но это должна быть гос. программа хотя бы на уровне республики, а пока заинтересованности в этом нет и вряд ли будет с учётом того, как схватились за развитие Арктики, которая кстати никогда не была землёю коми
  • Жытель
    26 окт. 2018 г., 9:24:51
    Ответить
    17.08.2018 года г-жа Максимова подписала постановление Правительства Республики Коми "Об утверждении региональной программы "Сохранение и развитие государственных языков РК на 2019-2024 годы". Хоть программа и обзывается "государственных языков", суть этой всей программы касается фактически только одного языка - коми. Так стоимость всей этой программы 1 миллиард 90 миллионов 572 тыс. рублей. Вдумайтесь! 1 миллиард! Для каких деятелей эта кормушка? Дороги, школы, детские сады, больницы в нашей республике не нужны. Где новые производства и новые рабочие места в коми деревнях? Народ бежит из коми деревни, кто остается спивается и деградирует. Оставшимся уже никакой язык не нужен. Как не поймут Марков, Габов, Максимова, Дорофеева и иже с ними, чтобы жил коми язык, нужно чтобы жила коми деревня. Прожекты, программы, фестивали, съезды, слеты, танцы с бубнами и т.д. и т.п. - все это деньги на ветер. Народные деньги.
  • дык
    26 окт. 2018 г., 10:05:53
    Ответить
    перестаньте обслуживать тех, кто не знает коми язык и все наладится
  • Все верно
    26 окт. 2018 г., 11:42:22
    Ответить
    Вот я как-раз жертва такой политики, когда в семье родители не передали родной язык, в школе в мое время его не изучали вообще. И в результате я всю жизнь пытаюсь его учить, читаю и понимаю уже хорошо, а говорить для меня большая проблема. Всю жизнь я чувствую, что мне не хватает родного языка, как человеку не хватает ампутированной ноги или руки. Считаю, то что убрали обязательное изучение - чудовищная ошибка. Но думаю все вернут, когда власть в стане сменится, и весь этот театр абсурда, который сейчас творится уйдет в прошлое.
    • 1234
      26 окт. 2018 г., 17:18:45
      Ответить
      Каким боком и какая власть виновата?
      К родителям претензии предъявляете. А то все кругом виноваты...
    • 1 23
      27 окт. 2018 г., 11:15:51
      Ответить
      Это только ваши проблемы!! Вы даже этого не понимаете. То, что вы считаете, касается только вас и для вас важно и нужно.
    • При чем тут
      01 нояб. 2018 г., 9:21:40
      Ответить
      обязательность?
      Все ваши претензии - к вашим родителям.
      Родной язык - это тот, на котором мама с младенцем агукает и песенки колыбельные ему поет. Никакой обязательностью этого не добиться.
      Много молодых мам со своими детками на коми говорят? Вот из этого и надо исходить в вопросе "сохранения".
  • Аида Панюкова
    26 окт. 2018 г., 11:50:49
    Ответить
    Коми кыв да сылон водзо быдмом?!
    Видлой асьныд сетавны асланыд юаломъяслы воча кыв-вошад! с.к., коми муо воис роч морт, кыв вылас кутисны лёка матысчины. Ми вунодим кывйыслысь воддзя кыломсо,они борто зэв сьокыд чукортныто!?
  • нуу
    26 окт. 2018 г., 13:11:34
    Ответить
    счас попрет
    некто, о ком не говорят вслух, подписал указ о поддержке нац.языков, с будущего года разделят триллион на это дело
  • Константин
    26 окт. 2018 г., 14:47:30
    Ответить
    Предложение.
    Установить знание коми языка обязательным условием для поступления на госслужбу, в полицию. Сделать знание коми языка обязательным для депутатов. И все с радостью побегут учить коми язык. И коми и некоми :)
    • 1 23
      27 окт. 2018 г., 11:10:55
      Ответить
      А для чего??? Результат какой будет?? Не несите бред.
  • Столыпин
    26 окт. 2018 г., 15:12:54
    Ответить
    "Народ,не имеющий национального самосознания-есть навоз,на котором произрастают другие народы! "
  • резерваця
    26 окт. 2018 г., 22:58:11
    Ответить
    в правильном
    понимании спасет любой язык
  • Да
    27 окт. 2018 г., 7:45:35
    Ответить
    Играем, поём и пляшем! Хлеб выращивать (производить) кто будет?
  • Да
    27 окт. 2018 г., 7:45:35
    Ответить
    Играем, поём и пляшем! Хлеб выращивать (производить) кто будет?
  • бабушка
    27 окт. 2018 г., 10:27:54
    Ответить
    Маленькие детки должны петь и плясать, счастливо и радостно проводить свое детство! Тогда и любая работа будет в радость....
    Вот ведь как задело за живое ....Или столько злости накопилось в обществе?!
  • Мама
    28 окт. 2018 г., 11:57:25
    Ответить
    Мы хотим изучать коми язык,но с этого года в 36 школе коми язык не изучается.вместо этого читают рассказы коми писателей.такие рассказы мы и дома умеем читать.
    • Пишите жалобу
      01 нояб. 2018 г., 9:23:42
      Ответить
      в управление образования. Школа ОБЯЗАНА предоставить вам возможность изучения родного языка по выбору.