Истребитель Ла-5. История и применение
В первые годы Великой Отечественной войны перед тем как сесть за штурвал истребителя ЛаГГ-3, а затем Ла-5, проходили подготовку на УТИ-4, который был выполнен на базе устаревшего И-16. Нужно отметить, что это был не самый лучший вариант подготовки пилотов по той простой причине, что управление истребителем И-16 кардинально отличалось от управления современными машинами, поэтому вновь прибывших нужно было, фактически, обучать заново. Чтобы исправить эту ситуацию, летом 1943 года было принято решение разработать новый самолет на базе Ла-5Ф. Позади кабины ученика была оборудована кабина инструктора, которая была оборудована дублирующим комплектом органов управления. Скажем так, что обзор у инструктора получался не очень хорошим, но для устранения этого нюанса требовалась полная переделка самолета. Почитать интересно про авиацию можно тут aeroo.ru.
Вооружение Ла-5УТИ было сокращено до одной пушки со 170 снарядами. Помимо этого, было решено убрать радиостанцию, бронеспинки, кислородное оборудование, бомбосбрасыватели. Это позволило существенно облегчить самолет, который теперь весил как одноместный и летные характеристики остались прежними.
Эта версия выпускалась с 1944 по 1946 гг до тех пор, пока ему на смену не пришел учебный истребитель Ла-7.
История
В конце 1941 года стало понятно, что характеристики истребителя ЛаГГ-3 не отвечают требованиям войны, поскольку они бессильны против немецких Мессершмиттов. Основной недостаток деревянного ЛаГГ-3 – его масса и слабый мотор М-105. Для того, чтобы эти недостатки устранить, требовалось либо облегчить самолет, либо поставить более мощный двигатель. За счет чего можно было снизить массу? Вариант демонтажа части вооружений практически не решал задачу. Изготавливать детали не из дерева, а из дюраля было невозможно из-за острейшего дефицита. Оставался один единственный вариант: более мощный двигатель.
Сначала С.А. Лавочкин собирался заменить М-105 на более мощный М-107. Однако это сделать было не суждено, поскольку постоянно откладывался запуск в серию. А тут в начале 1942 года проект ЛаГГ-3 вообще решили закрывать. Спасение пришло неожиданно. Лавочкину стало известно, что на складах пылятся звездообразные двигатели воздушного охлаждения М-82, которые в свое время разработал А.Д. Шевцов для бомбардировщика Су-2. После того, как Су-2 сняли с производства, М-82 стали никому не нужны.
Заместитель Лавочкина Алексеев предложил попытаться установить М-82 на истребитель ЛаГГ-3. Эта идея выглядела безумной, поскольку этот двигатель был на 250 килограмм тяжелее М-105, а машина и так слишком тяжелая. Помимо этого, М-82 имел круглое сечение, что никак не стыковалось с формой носа самолета. И все-таки решение совместить М-82 и ЛаГГ-3 было принято. Основанием послужили преимущества двигателя. Хоть он был и тяжелее, но его номинальная мощность по сравнению с М-105 была больше на 400 л.с, в взлетная – на все 500! Это компенсировало увеличение массы самолета и дало значительный рост его характеристик.
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram
- Viber

