12:43, 27.08.2020

Свойства и область применения графитовой смазки

Составы на основе графита используются для снижения износа трущихся деталей более ста лет. Первое поколение смазки представляло собой мелко размолотый минерал, который использовали, чтобы снизить трение в грубых узлах – шарнирах, ступицах и т.д. Затем графитовый порошок начали добавлять в солидол. Такие смазки были дешёвыми и достаточно надёжными в температурном диапазоне от -20°С до +70°С. В некоторых механизмах их успешно используют до сих пор, однако для автопрома они больше не годятся. Современные графитовые смазки стали более термостойкими и приобрели множество новых качеств.

Свойства и характеристики

Достоинства смазок на основе графита во многом определяются свойствами самого минерала, который:

  • не растворяется в воде и маслах, поэтому изготовленные на его основе суспензии не ограничены по сроку годности;
  • устойчив к колебаниям температуры, что позволяет использовать смазки в узлах, испытывающих экстремальные термические нагрузки;
  • характеризуется высокой несущей способностью, которая обусловлена слоистой структурой минерала;
  • химически малоактивен, поэтому может выступать в качестве антикоррозионной защиты металла и в роли присадки, улучшающей характеристики пластичных смазок;
  • проводит электрический ток и может использоваться для улучшения токопроводности контактных площадок в электрооборудовании.

Графитная смазка обладает стабильной структурой, прекрасно удерживается на поверхности металла и не вымывается водой, защищает детали от разрушающего воздействия химически агрессивных сред. При этом она характеризуется довольно высокой температурой каплепадения и способна защитить рабочие узлы механизма от замерзания и заиндевения.

Где используется

Сегодня графитовая смазка наиболее востребована в автомобильном транспорте, промышленности и бытовой сфере.

  • В автомобиле – для смазывания шарниров и других механизмов рулевой колонки, шаровых опор, направляющих суппортов и т.д. Нередко её используют для противодействия прикипанию резьбовых соединений. Однако для обработки узлов трения, детали которых изготовлены с минимальными допусками, она не годится, так как даже очень мелкие частицы графита могут повреждать поверхность металла и ускорять износ техники.
  • В промышленности – для смазывания зубчатых передач, эксплуатируемых без кожуха, конвейерных цепей и валков, лебёдок, всевозможной запорной арматуры, низкоскоростных подшипников, шпинделей и др. Использование графита увеличивает интервал между плановыми сеансами сервисного обслуживания техники, продлевает срок эксплуатации оборудования.
  • В бытовой сфере – для смазывания велосипедных звёздочек и цепей, дверных замков и петель, других узлов и механизмов, эксплуатация которых не предполагает высокой скорости вращения трущихся деталей.

Добавление к основному составу графитовой смазки различных присадок позволяет существенно улучшить её эксплуатационные характеристики и расширить область использования.

23