content/news/images/122081/BOB_9756_mainPhoto.jpg
09:00, 25.12.2020 / ТЕХНОЛОГИИ

Светлана Смирнова: «В ДНК им. Витязевой дети не только приобретают технологические компетенции, но и создают проектные команды»

Уже больше года при СГУ им. Питирима Сорокина работает Дом научной коллаборации имени Валентины Витязевой. Здесь школьники 5-11 классов в качестве дополнительного образования изучают робототехнику, микробиологию, медиа и программирование под руководством ведущих преподавателей вуза. Руководитель ДНК Светлана Смирнова рассказала БНК, как за год изменилась организация и почему важна обратная связь для будущего Дома и его воспитанников.

Светлана Смирнова: «В ДНК им. Витязевой дети не только приобретают технологические компетенции, но и создают проектные команды»
Фото Виктора Бобыря

- ДНК работает уже чуть больше года – вы открылись осенью 2019 года. Сколько детей сейчас занимается в центре? Какие изменения произошли за год?

- Сегодня у нас обучается 420 детей 5-11 классов, а начинали мы с 400. Все программы центра годичные, но по результатам первого года обучения родители пожелалипродолжить обучение своих детей у нас. Их привлекают интересные программы, которые мы предлагаем, и вузовские преподаватели. Мы получили много запросов на углубленные программы. Летом вместе с преподавателями мы их разработали, поэтому сегодня дети обучаются уже по программам второго года. Например, на «Урок технологии» в ДНК дети в прошлом году ходили как на дополнительную общеобразовательную программу, факультатив, а уже сейчас, не меняя формата, они приходят уже на полноценный урок. Наши программы таким образом заменяют урок в тех образовательных организациях, которые не могут предоставить такую площадку.

BOB_9715.jpg

- У вас два основных направления – естественно-научное и техническое. Какие программы по ним самые востребованные?

- Всего у нас семь программ: «Урок технологии», «Ведение в микробиологию», «Робототехника», «Медиаобразование в XXI веке: СМИ по-взрослому», «Программирование на С++», «Разработка компьютерных игр и мультимедиа» и «Микробиология, биотехнология и клеточная инженерия».

Самая популярная - «Микробиология», где мы предлагаем обучение для детей с 5 по 11 класс. Здесь учащиеся наблюдают за различными микробами, выращивают, красят их, кормят и размножают. Это абсолютно практическая программа, которая дает навыки практической биологии, работы с высокоточными микроскопами и развивает востребованные навыки наблюдения, анализа и проектирования. Очень востребован «Урок технологии» и «Робототехника», где дети того же возраста занимаются на самом современном оборудовании.

BOB_9782.jpg

- Запрос на расширение и углубление программ идет от заинтересованных детей или родителей, которые хотят, чтобы в будущем их дочери и сыновья связали свою жизнь с техническим или естественно-научным направлением?

- Можно совершенно уверенно сказать, что и дети, и родители формируют этот запрос. Мамы и папы любят с нами общаться, спрашивать, как обучение у нас поможет учащимся в дальнейшем выстроить свой путь в образовании и науке, как мы видим развитие ДНК, какие программы мы готовы предлагать. Есть прецеденты, когда нам звонят по телефону дети и настойчиво просят принять их на обучение. В прошлом году один мальчик – на тот момент пятиклассник – хотел присоединиться к программе «СМИ по-взрослому», где дети учатся работать перед и за камерой, писать различные тексты, работать с информацией. Мы его убеждали, что ему рановатопуть приходит, но с 7 класса. Но он настойчиво ежедневно звонил, и мы решили попробовать. В итоге он стал лучшим учеником на этой программе и в этом году продолжает обучение.

BOB_9696.jpg

- Какие итоги обучения: что получает родитель и создают ли дети свои проекты?

- Родитель получает довольного ребенка, поскольку дети ходят к нам с большим удовольствием, не пропускают занятий, увлеченно работают, не очень любят перерывы на каникулы и постоянно просят увеличить количество занятий в неделю. Есть еще и косвенные эффекты, когда дети очень скоро начинают работать самостоятельно, самоорганизуются без помощи преподавателя, объединяясь в различные команды. При этом работа идет продуктивно, не бывает ситуаций, когда кто-то мешает другому. Я думаю, многие школьные учителя мечтают о таком настрое учащихся. Обратная связь доказывает, что это так. Например, родители обучающихся прошлого года, за исключением 11-классников, связались с нами, потому что дети хотели продолжить обучение. А учителя, которые приводили к нам пятиклашек на урок технологии в прошлом году, в конце учебного года заявили, что надеются, что эти же дети и в 6 и в 7 классе должны ходить к нам!

По итогам обучения мы выдаем сертификат. Сейчас также прорабатываем вопрос, чтобы дети-победители конкурсов, в которых участвуют наши ученики, получали бонусы при поступлении в университет. У нас есть победители регионального этапа Всероссийской олимпиады «Робофест», федеральный этап которой, к сожалению, так и не состоялся в этом году из-за карантина. Есть победители межрегиональной технологической олимпиады, а также серьезные проектные работы, которые необходимо показывать на различных уровнях.

Наше обучение построено на проектном подходе. Немного погрузившись в тему, дети осознают, что могут что-то создать сами. Преподаватели на всех направлениях учат их проектному мышлению с первого занятия: как освоить и сделать что-то самостоятельно, как разрешать проблемные ситуации. Например, у нас есть заказ от одного из предприятий города на создание особой детали. Этим дети занимаются в рамках «Урока технологии» с помощью теории решения изобретательских задач: есть проблема, описание, функции. Наши дети сейчас конструируют эту деталь.

Преподаватели у нас тоже креативно подходят к своим функциям и разработке различных проектных заданий. К примеру, сейчас стоит задача, как соединить наши программы для их презентации на летней олимпиаде. Предложение такое: объединить программирование и микробиологию. Может получиться довольно любопытный продукт, с востребованными проектными характеристиками. Например, при помощи программы создать различные варианты развития микробов в зависимости от условий.

BOB_9721.jpg

BOB_9722.jpg

- У вас обучаются и 11-классники. Вы отслеживаете их дальнейший путь, может они поступают в СГУ по тем же направлениям, по которым учились в ДНК?

- Эта система в настоящее время отлаживается. Многие дети из 10-11 классов идут с прицелом на поступление в университет. Для них важно, каким навыкам и компетенциям они смогут обучиться у нас, какое взаимодействие с преподавателем возможно в дальнейшем. У нас есть пока единичные истории о детях, которые к нам ходили и поступили на то же направление.

BOB_9772.jpg

- Ваша основная аудитория – 5-11 классы. А для младших школьников есть что-то?

- Есть большой запрос в Сыктывкаре на конструирование и программирование. Поэтому мы ввели курс робототехники для малышей. В нем используется конструктор попроще, с которым могут справиться дети 2 класса. При создании таких программ дело не столько в возрасте, а в знаниях, которые есть у детей. У них должно быть элементарное представление о математике, они должны уверенно считать. Поэтому мы не можем пока взять дошколят. Но если запрос будет, мы разработаем и такие программы. На сегодняшний день обучение малышей не может финансироваться за счет федерального проекта, поэтому мы предлагаем такие группы на платной основе, однако стараемся стоимость делать конкурентной, чтобы родители не теряли к нам интерес. Записаться на платные программы можно в течение года. Для этого необходимо написать нам в группе «ВКонтакте» или позвонить по телефону. Мы поможем подобрать удобное время занятий и конкретную программу. На наши же основные программы запись осуществляется через портал ПФДО и средства сертификата не списываются, поэтому кроме нас учащийся может записаться и на другие кружки и секции.

BOB_9741.jpg

BOB_9738.jpg

- Каково техническое оснащение Дома научной коллаборации?

- Например, в прошлом году на момент старта проекта мы закупили оборудование для «Урока технологии». Это мощные станки, которые видели даже не все учителя технологии, поэтому мы активно их приглашаем и обучаем работе на этих станках. Уже после педагоги создают запрос к властям региона, чтобы такое оборудование дали муниципалитетам. В этом году мы обновили оборудование для программы «Медиаобразование», уроков технологии – это видеокамеры, осветительные приборы, фотоаппаратура, смартфоны и пульты для управления дронами. А в целом это различные робототехнические комплекты, мощные компьютеры для профессионального создания видеоигр и программирования, микроскопы – это то оборудование, на котором занимаются наши учащиеся.

- Вы обучаете не только детей. Расскажите о программе для педагогов «Педагог К-21». Что это за курсы?

- «Педагог К-21» - это зашифрованное название. «Педагог, обладающий компетенциями 21 века». Это программа повышения квалификации. Мы обучаем только предметников, которые ведут технологию в школах. Сейчас задача любого педагога – взращивать навыки, востребованные компетенции у детей, поэтому они сами должны уверенно владеть ими.

BOB_9757.jpg

- Как руководитель, какое будущее ДНК вы видите?

- Мы видим большой запрос от родителей на развитие социально-гуманитарного направления. На фоне активного развития технического направления в последние годы оно осталось позади. Родители, чьи дети попробовали себя в техническом и естественно-научном направлениях, хотят возвращаться к изучению истории, географии, программам художественным. Недавно мы получили запрос на обучение игре на гитаре, чему были очень удивлены. Если запрос есть, мы будем реагировать.

***

Со 2 сентября 2019 года школьники 5-11 классов могут записываться в ДНК им. В.А. Витязевой на программы «Урок технологии», «Ведение в микробиологию», «Робототехника», «Медиаобразование в XXI веке: СМИ по-взрослому», «Программирование на С++», «Разработка компьютерных игр и мультимедиа» и «Микробиология, биотехнология и клеточная инженерия». Все занятия ведут востребованные преподаватели, ведущие специалисты университета.

Телефон для справок и записи +7 (8212) 39-03-47.

278