content/news/images/122433/BOB_9826_mainPhoto.jpg
18:40, 03.01.2021 / ОБЩЕСТВО

Станислав Штралер: «Национальность у меня немецкая, а по духу я русский»

В Коми, по данным последней переписи населения 2010 года, живет более 100 разных национальностей. Коренных жителей в Коми порядка 30 процентов от общего числа населения. Каждый день представители разных этнических групп участвуют в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики. В интервью БНК для рубрики «Многонациональная Коми» сыктывкарец с немецкими корнями Станислав Штралер рассказал о своих предках, известных в Коми, культурном контрасте и о том, почему русские остаются в Германии.

Станислав Штралер: «Национальность у меня немецкая, а по духу я русский»
Фото Виктора Бобыря

Станислав Штралер — российский немец, родившийся в 1973 году в Заречье, в рабочей семье: мама была товароведом, а отец водителем. Всю свою профессиональную деятельность Станислав Васильевич посвятил работе в ПАО «Ростелеком». Начав свою карьеру с работы в роли обычного электромонтера. Он постоянно повышал квалификацию, и добился должности инженера технического блока.

Станислав Штрален известен активным участием в общественной жизни города, один из последних его проектов - информирование горожан об острой проблеме раздельного сбора мусора. Еще одним его проектом является создание благоустроенных дворовых и общественных территорий в Сыктывкаре. Но беседу начали с двух выдающихся представителей его фамилии — Франце и Олеге Штралерах:

— Стоит начать с истории моего деда, чистокровного немца — Франца Штралера. Родился и вырос он в Германии, молодость его проходила в период Первой мировой войны. По образованию он был химиком. В 1899 году оказался в России. В 20-е и 30-е годы 20 века в Советский союз было приглашено много немецких специалистов, большинство которых впоследствии обвинили в контрреволюционном шпионаже.

После стремительного ухудшения отношений между СССР и Германией, Франц Штралер принял решение отправить членов семьи обратно в Германию, а сам он в числе остальных иностранных специалистов был обвинен советскими властями, а после чего сослан под Ухту в поселок Водный. Там он работал на предприятии по производству радия.

После окончания ареста работал как вольнонаемный, позже был отправлен на лесоповал в Корткеросском районе. Одним из значимых моментов его биографии можно отметить работу в судоремонтном заводе, где был задействован в создании судна «Коммунальник». Он был высококвалифицированным химиком, под его руководством проходили испытания альтернативных горючих смесей, которые должны были заменить бензин и дизель.

Задолго после его смерти, моим дядей, Олегом Францевичем были найдены архивы в городе Харьков. В частности, была обнаружена копия решения суда, которая доказывала, что сослан мой дед был незаконно.

Я очень жалею, что мой дедушка ушел из жизни, когда я был еще совсем ребенком. Несмотря на это, я всегда интересовался его жизнью и старался узнавать через родственников новую информацию о нём. После него в семье осталось очень много литературы. Также у него было хобби — собирать марки. Необычным можно отметить то, что он собирал именно гашеные марки. Поэтому в доме осталась большая библиотека из художественных произведений и коллекционных альбомов. После смерти дедушки было принято решение отдать коллекцию в распоряжение Ленинской библиотеки.

Не менее важная личность в моей семье — это Олег Францевич, бывший руководитель Немецкой национально-культурной автономии в Сыктывкаре. Совместно с ним мы, в свое время, собирали семейное древо, которое затронуло целых восемь поколений. Начало этому проекту положил еще дедушка. Благодаря ему сохранились редкие изображения, датированные 17 веком. Олег Францевич внес большой вклад в развитие немецкой культуры в Коми. Одним из глобальных его проектов можно считать попытку создания немецкой слободы, с целью сближения немцев, чтобы они оставались здесь и жили в своей общине.

— Принимаете участие в национально-культурных мероприятиях немецкой диаспоры?

- Я всегда старался участвовать в жизни немецкой автономии. Но получалось это периодично и, в большей части, я помогал Олегу Францевичу. Это связано с тем, что такая деятельность занимает огромное количество времени, поэтому участие в культурной жизни немецкого центра не всегда становится возможным. Могу отметить, что своими глазами видел становление и развитие автономии. Мои дети часто посещали центр, а моя мама по сей день старается принимать участие в культурной деятельности автономии и участвует в проводимых мероприятиях.

Говоря о культурных мероприятиях, скажу, что в свое время, я увлекался любительским монтажом и участвовал в конкурсе, приуроченному к 9 мая. В рамках акции нужно было подготовить видеосюжет. Для себя я выбрал историю о русских немцах в период Великой Отечественной Войны, а точнее сказать о героях Советского союза. В конкурсе клип занял второе место, а в проекте приняло участие 20 человек. Люди предоставляли информацию из личных архивов, кто-то черпал информацию из интернета. Одной из сложностей в проекте стало то, что многие немцы того времени старались спрятать свою причастность к немецкой национальности. Они меняли фамилии, с целью скрыть свою национальность и служить на стороне советской армии. Поэтому, мы едва ли сможем узнать историю многих героев тех времен…

— Стараетесь продвигать культурные традиции немцев в Коми?

BOB_9828.jpg

— Этим, непосредственно, нужно жить. Для меня первостепенно важно доносить до людей информацию о том, что у нас существует немецкий национально-культурный центр. Несмотря на то, что в Коми живёт большое количество людей немецкой национальности, среди них существенная часть не знает о существовании этого места. Именно этот центр нацелен продвигать немецкие традиции и культуру. Он создан с для того, чтобы участники немецкой диаспоры не забывали свои корни, традиции и язык.

— Считаете себя немцем? Культура чьей страны вам ближе по духу?

— Скажу так, национальность у меня немецкая, а по духу я русский. У каждой национальности есть свои и плюсы и минусы. Я понимаю, что родился и вырос я в России, поэтому эта культура мне ближе и роднее.

— Многие немцы разграничивают понятия «немец» и «российский немец», объясняя это историей национальности. Есть ли для вас разница между этими понятиями?

— Я считаю, что эти понятия синонимичны. Нет такой страны, где проживали бы лица одной национальности. В республике очень много представителей разных этнических групп, каждый из которых самостоятельно выбирает национальность. На мой взгляд, приписка «русский», в этом случае не сильно важна.

— Как люди реагируют на немецкую фамилию?

— Практически никак. Это связано с тем, что очень много немцев, в свое время, были высланы в Россию и немецкая фамилия не является какой-то редкостью. Сейчас такие фамилии можно встретить в органах власти, среди ученых и просто известных людей. Конечно, встречались люди, держащие злобу после войны. По рассказам мамы, их было не так много, и, в основном, они просто цеплялись за фамильную причастность к немецкому народу и по глупости приписывали таких людей к врагам народа.

— Россия и Германия — два абсолютно уникальных государства, с разной культурой, но есть ли между ними нечто общее?

BOB_9854.jpg

— Тяжело тем, кто родился в России, как-то сравнивать население нашей страны с гражданами Германии. Между странами существует большой культурный контраст. Переезжая в Германию, русских зачастую не принимают коренные жители. Просто потому, что это разные люди. На примере знакомых мне семей могу подтвердить слова о том, что это очень частая практика, когда люди не приживаются в другой стране. Многие возвращаются обратно, потому что в Германии им тяжело. Страны кардинально не похожи друг на друга.

— По данным Национально-культурной автономии российских немцев, ежегодно около трех тысяч немцев возвращаются в Россию. С чем это связано?

— Я сделал выводы, после многочисленных бесед с различными семьями. Часть людей, проживающих в относительно плохих жизненных условиях, обычно решали остаться в Германии. Это напрямую связано с высоким уровнем жизни в Европе. А те, кто имели здесь определенный статус, работу, высшее образование, квартиру, дачу, машину и прочие блага, возвращались в Россию. Просто потому, что прошлые условия жизни для них более комфортны, выгодны и удобны.

— Думали о переезде?

— Нет, такой мысли у меня не было. Родившись здесь, я понимаю, что тут мне будет гораздо комфортнее. Признаюсь, что я никогда не был в Германии, но очень хочу побывать там. Меня очень тянет увидеть те места, откуда приехал мой дед, где жил он и его родители.

2457

Комментарии (80)

Добавить комментарий
  • Русские
    03 янв. 2021 г., 18:50:28
    Ответить
    Император Николай I однажды на придворном балу спросил маркиза Астольфа де Кюстина, спасавшегося в России от французской революции:

    — Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?

    — Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!

    — Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещёный еврей.

    — Тогда где же русские? — спросил Кюстин.

    — А вот все вместе они и есть русские.

    • Игорь Викторович
      03 янв. 2021 г., 19:01:24
      Ответить
      Пусть на мне нет одежды коми морта, но душой я коми.
      Сердце мое – сердце коми морта.
      Я чувствую это и действую как коми морт.
      3
      • Изьваса
        03 янв. 2021 г., 19:06:24
        Ответить
        Игорь Викторович, ты - лучший!
        4
        • Игорь Викторович
          03 янв. 2021 г., 19:54:57
          Ответить
          хоть ты и не коми, но ты лучший камяк!
          6
          • Ск
            03 янв. 2021 г., 20:03:51
            Ответить
            На местных сайтах известен своими комифобными высказываниями. Не обращайте внимание на его никнейм - он фальшивый. К Ижме не имеет отношения.
            7
            • Помоздино
              03 янв. 2021 г., 20:11:16
              Ответить
              Ты о ком сейчас об Игоре. Так он имеет прямое, непосредственное отношение. А вот тебя то мы знаем, коми бöрдöдчысь.
              2
              • Так
                03 янв. 2021 г., 21:25:40
                Ответить
                Был "Изьваса" - стал "Помоздино", а фирменный его ник "Русский Север". Но "гадить" может под любым ником, особенно если ник кем-то уже раскручен.
                4
                • Усть-Сысольск
                  04 янв. 2021 г., 15:10:47
                  Ответить
                  "Русский Север" очень быстро и чётко поставил на место одного лжезырянина- язычника посредством исторических фактов. Тот только и смог, пару раз, промямлить что-то и ретировался поджав хвост.
                  • Русскому Северу
                    04 янв. 2021 г., 16:42:25
                    Ответить
                    О себе-то зачем в третьм лице писать?
                    1
    • Соглас
      03 янв. 2021 г., 19:21:14
      Ответить
      Русские - общность не этническая, а имперская. Так.
      1
      • А
        03 янв. 2021 г., 19:44:05
        Ответить
        Это значит, что нет народа русские, а есть только русские имперцы, которые исчезнут вместе с империей.
        11
        • ))
          03 янв. 2021 г., 19:57:54
          Ответить
          Тем не менее, эти все "немцы", "поляки" быстренько забыли свои корни и в обе руки стали "русскими" еще и некоторые фыркают перед местными коми).
          Забыли язык, культуру свою... непонятно даже, как можно
          3
          • Сигизмунд
            03 янв. 2021 г., 21:50:59
            Ответить
            Мы все русские.
            • Спорить не о чём
              03 янв. 2021 г., 23:42:36
              Ответить
              империя русская, но не этнос
              Смоти комментарий выше. Сказал сам Николай I
              • Евграф
                04 янв. 2021 г., 9:01:35
                Ответить
                Русский - это состояние души.
                • ЮНЕСКО
                  04 янв. 2021 г., 10:53:53
                  Ответить
                  Русский - это самогонка, махорка и балалайка
                  26
              • состояние души
                04 янв. 2021 г., 13:41:30
                Ответить
                "Мы в сношениях с иностранцами не имеем ни гордости, ни стыда — при англичанах дурачим Василья Львовича; пред M-me de Staël заставляем Милорадовича отличаться в мазурке. Русский барин кричит: мальчик! забавляй Гекторку (датского кобеля). Мы хохочем и переводим эти барские слова любопытному путешественнику" (А.С.Пушкин)
      • так-то
        03 янв. 2021 г., 21:06:32
        Ответить
        за границей - для них - мы, с территорий бывшего СССР, все русские
        • врёшь!
          04 янв. 2021 г., 9:56:55
          Ответить
          Они все там знают, что мы все разной национальности.
          Очень многих приветствуют)
          1
  • Знаю
    03 янв. 2021 г., 18:56:18
    Ответить
    1. Пир - директор с/х "Сыктывкарский"
    2. Шумахер - начальник автоцеха РПО"Комикомунэнерго"
    • ТТ
      03 янв. 2021 г., 19:27:12
      Ответить
      Поправлю вас: Вадим Павлович Пийр
    • ТТ
      03 янв. 2021 г., 19:27:14
      Ответить
      Поправлю вас: Вадим Павлович Пийр
  • Фотограф любитель
    03 янв. 2021 г., 19:03:25
    Ответить
    Фото семнадцатого века
    Это круто немцы придумали
  • Гога
    03 янв. 2021 г., 19:08:10
    Ответить
    Ну и зачем вы нам его показываете?
    2
    • просто
      03 янв. 2021 г., 19:15:55
      Ответить
      у него
      не было 500 р. для покупки голосов ,как у риэлтора кс а
      1
  • Читатель
    03 янв. 2021 г., 19:12:38
    Ответить
    Уважаемый редактор!
    В 1899 году не было территории «бывшего Советского союза», так как до создания самого Союза оставалось еще более 20 лет.
    Фотография была изобретена только в 19 веке...
  • Не так?
    03 янв. 2021 г., 19:19:43
    Ответить
    Чтобы числиться немецким страдальцем, отказался от фамилии отца и взял фамилию дяди.
    • Да
      03 янв. 2021 г., 19:25:19
      Ответить
      и дядя полукровка. немец только по отцу.
      • Да
        03 янв. 2021 г., 19:31:27
        Ответить
        Приходилось читать в интернете биографию дядя-немца. Как там написано, мать дяди - местная женщина. Даже без имени. Зато об отце немце - на несколько страниц.
        • А
          03 янв. 2021 г., 19:48:33
          Ответить
          В Коми так к матери не относятся. Можно было и указать имя матери. От отца-немца бы не убыло.
          2
  • Да!
    03 янв. 2021 г., 19:21:20
    Ответить
    Уважаемая редакция, будьте столь любезны писать почаще о коми мортах. Вот тогда не будет никаких придирок и критических замечаний к тексту. При условии, что статьи будут позитивными!
    2
    • Адольф
      03 янв. 2021 г., 19:27:26
      Ответить
      Я, я!!!
    • Энто точно!
      03 янв. 2021 г., 19:28:21
      Ответить
      А много ли известных мортов оставалось и остается в родных пенатах? Куда не плюнь - все поуехавшие или эмигировавшие. Пилигримы, блин. О ком писать то???
      • Так
        03 янв. 2021 г., 19:35:56
        Ответить
        Напишите о Михайлове, руководителе фракции в Госсовете. Он тоже полукровка, но душой - коми морт.
        3
        • похоже, коми-фамилия
          03 янв. 2021 г., 20:54:40
          Ответить
          уж много Михайловых в Коми
  • Спасибо большое,
    03 янв. 2021 г., 20:24:08
    Ответить
    очень интересно было
    прочитать про Вас.
    • Национальность - Хороший человек!
      04 янв. 2021 г., 7:53:26
      Ответить
      "Национальный вопрос" - прошлое человеческой расы. Национальность была востребована в период создания государств и монархий. Сегодня национальность так же "значима" как цвет волос. Человечество уже давно живёт по принципу - что ты умеешь делать хорошо. Хороший врач, программист, инженер, повар, нянька - уважаемы и востребованы в любой точке мира, независимо от национальности, роста, веса, цвета глаз....
      1
      • поддерживаю
        04 янв. 2021 г., 8:33:09
        Ответить
        Эти едут в Германию и цепляются за свою нац. - русскость. Переехал как немец и будь им. Еще и хают там все
  • 321
    03 янв. 2021 г., 20:38:02
    Ответить
    По роду-племени-я ...тутошний...а по образованию- я тамошний...
    Ни о чём
    2
  • 1
    03 янв. 2021 г., 20:57:06
    Ответить
    - "национальность"-Корректнее говорить о нации или этнической группе. Национальность - это "изобретение" большевиков.
    2
    • 0
      03 янв. 2021 г., 21:43:39
      Ответить
      о гражданстве -перед какой страной у тебя обязательства, к примеру, защищать в случае военного конфликта. Этничность - твое частное дело - можешь идентифицировать себя с любой общностью.
  • .
    03 янв. 2021 г., 21:02:45
    Ответить
    а еще много лет помощник был в облсовпрофе у торлопова с одгозначной фэмили.
    да и ингерманландцы были не чужды в роду. пишите больше о коми народе, его истории.
    1
  • не стыкуется
    03 янв. 2021 г., 21:03:21
    Ответить
    это ж, сколько ему лет было в 1973?..
    "В 1899 году был приглашен в качестве специалиста в Россию в роли иностранного специалиста".

    вот так вернее будет:
    Штралер Франц Эдмундович
    Родился в 1899 г., Германия;
    Приговор: высылка на спецпоселение по нац.призн. (немцы) Реабилитирован 20 февраля 1996 г.
    Источник: МВД Республики Коми
  • ежегодно около трех тысяч немцев возвращаются в Россию
    03 янв. 2021 г., 22:01:47
    Ответить
    откровенная деза, еще и 'ежегодно', оч.смешно.
    Это единичные случаи, из которых некоторые опять бегут назад "теряя тапки" от 'ужасов' рос.действит-ти
    8
    • да
      03 янв. 2021 г., 22:03:21
      Ответить
      поскольку привыкли к комфорту,
      просто выгуляли свой бзик
    • Действительно
      28 янв. 2021 г., 8:28:06
      Ответить
      А те, кто имели здесь определенный статус, работу, высшее образование, квартиру, дачу, машину и прочие блага, возвращались в Россию. Просто потому, что прошлые условия жизни для них более комфортны, выгодны и удобны.
      Имевшие здесь свои кормушки и не нашедшие их в Германии, некоторые из них вернулись. Но даже бывшие директора советских предприятий не захотели этого делать. Только самые не любящие трудиться, имевшие здесь блат, вернулись
  • очень много немцев, в свое время, были высланы в Россию
    03 янв. 2021 г., 22:19:33
    Ответить
    Основная часть немецких потомков в России - это те, чьи предки были приглашены Екатериной 2 и Александром 1 по манифесту.
    "Манифест Екатерины Второй

    4 декабря 1762 года и 22 июля 1763 года Екатерина Вторая подписала два знаменитых манифеста, согласно которым иностранцам было дозволено селиться на территории Российской империи". "Основные положения манифеста были закреплены законом о колонистах от 19 марта 1764 года. Все эти льготы немало способствовали тому, чтобы в буквальном смысле поток иностранцев (в том числе и немцев) хлынул в Россию".
    • далее
      03 янв. 2021 г., 22:21:26
      Ответить
      "Следующая «волна» эмиграции последовала после манифеста Александра I 1804 года – император снова звал немцев на пустующие земли. В течение 18 и 19 веков в России появились поволжские немцы, немцы, жившие на территории Казахстана, в Донском краю, крымские и украинские немцы – и это только самые крупные диаспоры".
      Еще петербургские колонии, новгородские (расселенные из петербургских немецких колоний).
  • Ох, стасик
    03 янв. 2021 г., 22:42:57
    Ответить
    «У каждой национальности есть свои и плюсы и минусы». Стас, ты вроде взрослый мужик, но глупость морозишь отменную!
  • Посмотрите
    03 янв. 2021 г., 22:51:53
    Ответить
    Как комяки активизировались, а ведь сами через одного немцы и евреи. Вон у мужа дед Фридрих, бабка так и не призналась, что он чистокровный немец, говорит, имя ему дали дурное, а на внешку типичный кайзер, жаль что умер раньше времени, все благодаря медицине.
    3
    • Некомяку
      04 янв. 2021 г., 5:12:37
      Ответить
      Мы- коми, а вот вы и вам подобные - без роду и племени.
      5
      • уважаемым комякам
        04 янв. 2021 г., 5:22:32
        Ответить
        https://www.bnkomi.ru/data/news/23626/
        В судебном решении приводятся письменные разъяснения заведующего сектором этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УРО РАН. Термин «комяк», согласно разъяснениям, является производным от этнонима («имени народа», этнического сообщества) коми. Сам по себе этноним не имеет ни позитивного, ни негативного значения, и понять, какой смысл вкладывает говорящий в тот или иной этноним или его аналог, можно лишь по контексту.
        3
        • Скт
          04 янв. 2021 г., 10:58:06
          Ответить
          Всего лишь экспертное мнение одного эксперта. Мнение другого эксперта может быть противоположным, как и мнение самого народа.
          Тот эксперт написал такое заключение, какое от него ждало руководство республики (Чернов, Марущак).











          ,
          5
          • уважаемому комяку
            04 янв. 2021 г., 11:12:39
            Ответить
            С этим экспертным мнением согласился Сыктывкарский городской суд и Верховный суд РК, если ты читал статью. Опротестовывай судебное решение, добивайся иного мнения в суде, а пока в слове "комяк" нет ничего дурного. Так и говорить удобно. Пермяк, комяк, вотяк, а народ да, народ - коми.
            • ))
              04 янв. 2021 г., 12:13:28
              Ответить
              и русишь... тоже нет?
            • Ага
              04 янв. 2021 г., 12:59:05
              Ответить
              В таком случае и жителей Воркуты можно называть так: "воркутяк", "воркутячка" . И короче, и удобней произносить.
              2
              • Так
                04 янв. 2021 г., 14:43:41
                Ответить
                Многие неправильно называют жителя того или иного города, такое бывает. Но это не относится к этническому сообществу в ч.т. "коми". это всё от недостатка образования и незнания русского языка.
            • Русскому-на-Севере
              04 янв. 2021 г., 15:18:28
              Ответить
              Судебный прецедент не является источником (формой) права в Российской Федерации.
              То решение имеет отношение только к делу Чупров против Норкина.

              • Русскому -на-Севере
                04 янв. 2021 г., 15:50:33
                Ответить
                Уважаемый комяк, подай в суд и измени решение ВС и мнение эксперта. Хватит порожняки гонять.
                • Комифобу
                  04 янв. 2021 г., 16:09:08
                  Ответить
                  То суд состоялся и его решение отменять ни к чему, а вот суд другой вполне может быть с другим экспертом.
                  Повторяю: судебный прецендент не может быть источником права.
                  5
                  • комину
                    04 янв. 2021 г., 16:19:55
                    Ответить
                    Вай, ёртöй,тэрмась, кадыс скöр.

                    Давай, друг, спеши время нынче сердитое.
  • serf
    04 янв. 2021 г., 8:48:21
    Ответить
    Люди живут в Коми разные. Немцы воспринимаются как свои, проверенные, надежные. Были и есть бандиты, есть и работают классные спецы, навыки они получили вместе с другими ребятами. Какой путь они выберут - их право. Как и гордых носителей имени Коми народа. Печально, что последние выбирают маргинальные темы для развития.
    Вырываются из деревни, поселков и общагах, на улице, в клубах, в ТЦ, начинают самоутверждаться ни с того ничего. Получают в нюх. Печалятся после типа выпил, был не прав.
    Конечно, не только коми-ребята, дофига головной боли милиции в Лесозаводе в прежние годы и люди с немецкими фамилиями доставляли Фрели к примеру. Порядок наводили тоже они другие спасибо Карпухе Виктору.
    А Штраллеры порядочные люди все кого знал. Знаю трудно им было за честность. Ну вот не все с немецкими фамилиями оказались честными Гайзер к примеру.
    • ))
      04 янв. 2021 г., 12:17:30
      Ответить
      безродному не по себе стало)
    • не
      04 янв. 2021 г., 16:07:33
      Ответить
      гони
      на каждого фрелиха был свой БИХЕРТ
  • 123
    04 янв. 2021 г., 10:18:10
    Ответить
    Так и не поняла кем Станислав приходится Олегу Штраллеру?
    • Скт
      04 янв. 2021 г., 11:04:55
      Ответить
      Племянник, мама Славика - сестра Олега. Ради "славной" фамилии Штралер Славик отказался от фамилии отца.
      1
      • ?
        04 янв. 2021 г., 13:23:47
        Ответить
        У отца как фамилия?
        • ФИО
          04 янв. 2021 г., 13:48:38
          Ответить
          Изьюров или Рочев:?
          • А
            04 янв. 2021 г., 14:14:26
            Ответить
            Вынужден огорчить: у папы Славика русская фамилия. Славик не захотел носить русскую фамилию.
            • тюркская
              04 янв. 2021 г., 14:22:54
              Ответить
              башкир или балкарец
            • БНК
              16 дек. 2021 г., 19:28:48
              Ответить
              Зовут его не "Славик", а Стас, а фамилия его отца Курманов.
        • !
          04 янв. 2021 г., 13:51:59
          Ответить
          многоэтничная
      • 1
        04 янв. 2021 г., 14:27:09
        Ответить
        Почему бы и нет, фамилия не чужая, предковая, множество людей меняют, кто-то вообще "левую" берет, а то и с именем, у кого какие обстоятельства, семейная история, это личное дело.
        • Да
          04 янв. 2021 г., 15:03:25
          Ответить
          В стране, пожалуй, не осталось ни одного еврея с "природной" фамилией.
  • "Задолго после его смерти,"
    04 янв. 2021 г., 14:22:48
    Ответить
    Это как?
    • Недоперепил,
      05 янв. 2021 г., 13:31:43
      Ответить
      бывает. )))
  • Жучёк М. Г.
    04 янв. 2021 г., 23:15:05
    Ответить
    У меня мама немка, папа был коми, бывший муж и сын белорусы, а вся наша большая семья - русские, так как живём мы в большой многонациональной России.
  • Дурилка картонная
    04 янв. 2021 г., 23:41:56
    Ответить
    кого обмануть хочешь
    Ну Станиславище... Не так просто его пиарят... Рассказ красивый, сказка - лейся песня!
    Но у каждого свой шкаф со скелетами и никто о них добровольно не упомянет!!!
    Низкий рост о многом говорит, комплекс Наполеона не дает покоя.
    Лапшу на вешал, а между строк не все так складно)
  • Прокрутил по диагонали
    07 янв. 2021 г., 15:09:19
    Ответить
    Посмотрел фото
    Подумал, чего-то Тома Круза уже на Банке обсуждают...)))
    Ан нет, какой-то Штралер.
    Очень похож. Род один.