Офтальмохирург КРКБ Денис Винницкий: «Большинство наших пациентов лучше видят уже на следующий день после операции»
Врач-офтальмолог микрохирургического отделения, кандидат медицинских наук, врач высшей категории Денис Винницкий рассказал БНК, как лечат опасные заболевания глаз в Коми республиканской клинической больнице, что поможет сохранить зрения до самой старости и поможет ли употребление черники.
— С какими патологиями чаще всего проходят лечение в отделении офтальмологии? Как проявляются и лечатся такие заболевания?
— В нашем отделении оказывают плановую и экстренную медицинскую помощь. Плановая чаще всего касается патологий глаз и орбиты — катаракта, глаукома, болезнь сетчатки. Экстренная помощь оказывается при травмах и ожогах глаз.
При катаракте у пациента мутнеет хрусталик глаза, человек начинает хуже видеть. Для лечения мы используем метод ультразвуковой факоэмульсификации. На сегодня это золотой стандарт в хирургии катаракты: удаляется хрусталик через двухмилиметровый разрез и вставляется искусственный.
При глаукоме у пациента повышается внутриглазное давление, и хирургическим методом мы производим снижение этого давления, тем самым приостанавливая снижение зрения. Если прооперировав хрусталик при катаракте, мы возвращаем зрение, то при глаукоме задача офтальмологов — сохранить что есть. К сожалению, в этом случае зрение не улучшается.
При патологиях сетчатки на первое место, наверное, можно поместить отслойку сетчатки — это грозное заболевание, из-за которого можно лишиться зрения. Есть еще отдельный комплекс заболеваний — патологии макулярной области. Это различные виды макулярных отверстий, эпиритенальных мембран, когда хирургически мы восстанавливаем целостность сетчатки, ее анатомию, повышая функциональность.
— Если сетчатка отслаивается, то глаз перестает видеть?
— На сетчатке есть центральная зона, которая называется макулярная область. Если она на месте, то при начальных формах отслоения сетчатки центральное зрение еще может сохраняться, но пациенту уже мешает большое черное пятно в виде занавесочки, холмика. Когда отслаивается макулярная область, тогда уже идет полное снижение зрения. И здесь наша задача — вернуть сетчатку на место и восстановить ее анатомию.
— А при помутнении хрусталика?
— Хрусталик мутнеет постепенно, плавно. Сначала пациента беспокоит пелена перед глазом, туман, есть ощущение целлофана. Дело в том, что свет плохо проходит через мутный хрусталик и не попадает на сетчатку.
— Заболевание после операции может вернуться?
— Например, глаукома — болезнь очень коварная и опасная. Порой мы ее неоднократно оперируем. У меня есть пациентка, которой уже в третий раз провели операцию. Очень все индивидуально и зависит от многих факторов.
— Что может повлиять на развития глаукомы?
— При глаукоме один из важных факторов — наследственность. Поэтому если у родителей есть это заболевание, то надо проверять уровень внутриглазного давления значительно раньше, чем в 40 лет, и этот момент на приеме всегда обговаривать. Но какого-то одного фактора наука не выявила, почему у одних возникает заболевание, а у других — нет. Есть предикторы, моменты, которые могут способствовать развитию глаукомы, но все индивидуально.
Что касается катаракты, я бы выделил возраст, сопутствующие заболевания, в том числе сахарный диабет, и экзогенные поражения (травмы, потребление алкоголя и токсических веществ, химиотерапия, лучевое воздействие).
— А сколько времени пациент восстанавливается после операции?
— Большинство пациентов замечают значительное улучшение зрения уже на следующий день после операции. То есть утром они снимают повязку и чувствуют, что света много, зрение хорошее. Но у некоторых такого нет. Стандартное время восстановление — два месяца.
Лечение катаракты выполняется бесшовной техникой, то есть ни одного шва во время операции не накладывается, и глаз самостоятельно герметизируется за счет внутриглазного давления. На окончательное заживление разрезов, окончательную установку хрусталика внутри капсулы, чтобы глаз успокоился и пациент перестал капать капли, нужно два месяца.
— Как изменились методы лечение за последнее время?
— До пандемии нам пришло новое оборудование для хирургии катаракты и сетчатки. Оно сопоставимо с теми же приборами, с которым работают офтальмохирурги федеральных центров. Современное оборудование позволяет делать больше, чем стандартное хирургическое оборудование, сокращается время операции, а спектр возможностей намного шире. Офтальмология, на мой взгляд, один из пластов медицины, где очень многое зависит от оборудования. Врач может поставить часть диагнозов только при помощи современной техники. Просто так подойти и посмотреть глаз — ничего нам не даст.
— Восстанавливаете ли вы зрение нехирургическим путем?
— Здесь зависит от патологии. Наше отделение называется микрохирургическое, поэтому мы лечим только те патологии, которые можно вылечить исключительно хирургическим путем. Ту же самую катаракту терапевтически не вылечить. При глаукоме есть глазные капли, которые помогают. Сейчас медицина и фармакология не стоят на месте, есть большое количество капель. В связи с этим у нас даже снизилось количество операций по глаукоме, потому что капли держат и снижают глазное давление, но не у всех. Когда лекарства не помогают, мы проводим операцию.
— Много успеваете проводить операций?
— До ковида мы проводили порядка 2500 операций в год. В стандартный операционный день удается сделать 18 операций. У нас задействованы один заведующий, три оперирующих доктора и один лазерный хирург.
— Как обычному человеку понять, что у него опасное заболевание?
— Самый оптимальный вариант — сходить к офтальмологу. Доктор посмотрит и все скажет. Вообще к врачу нужно ходить раз в год для проверки зрения.
— Сложно ли попасть на лечение в ваше отделение?
— Пациенту нужно прийти на прием в свою поликлинику, врач-офтальмолог решает, нужна ли человеку операция, звонит нам и записывает. В назначенный день пациент с направлением и анализами поступает к нам.
— Время ожидания длительное?
— Всегда по-разному. Если у человека травма или отслойка сетчатки, то ждать вообще не потребуется. При зрелой или перезрелой катаракте тоже минимальный комплекс обследований.
— С травмами часто поступают?
— Все травмы обычно приходятся на дежурства. Самая популярная травма — попадание металла от болгарки, сварки. Это все из-за несоблюдения техники безопасности. Был недавно смешной случай: девушка отстригала ногти на ногах, один ноготь отскочил и попал ей в глаз.
Из тяжелых и неприятных был случай, когда мужчина развел костер на участке и бросил в него бутылку с крышкой. От нагревания крышка вылетела пациенту в глаз.
При тяжелых травмах в 100 процентах случаев нам удается сохранить глаз как орган, но надо понимать, что есть травмы, которые несовместимы со зрением. Это контузии, проникающие ранения, бывают и криминальные травмы, когда кулаком в глаз дают. Делаем все возможное, но порой зрение вернуть медики не в силах.
— Можно ли сохранить зрение до самой старости?
— Глаза — это часть организма. Пожалуй, здесь глазам будет хорошо, если всему организму будет хорошо. Стандартные правила здорового образа жизни: движение, физические нагрузки, правильное питание, отсутствие вредных привычек.
— Упражнения для глаз эффективны?
— Упражнения для глаз — вещь вообще хорошая, она помогает, но больше это в детском возрасте.
— Что делать тем, кто постоянно сидит за компьютером?
— При работе на компьютере чаще всего проявляется синдром сухого глаза, когда пациентов беспокоят чувства усталости, жжения, сухости в глазах. В этом случае необходимо периодически отвлекаться от компьютера и посетить офтальмолога для подбора увлажняющих глазных капель.
— Как вы относитесь к лазерной коррекции зрения?
— Положительно. Лазерная коррекция зрения имеет место быть, сейчас есть несколько вариантов проведения таких операций. Но надо всегда помнить, что это хирургия, это операция, вмешательство, поэтому всякое может быть.
— Что лучше — линзы или очки?
— Я считаю, что исключительно пользоваться контактными линзами не надо. Должно быть и то, и другое. И при ношении линз обязательно нужно соблюдать гигиену и правила ношения, потому что осложнения от неправильного ношения бывают довольно серьезные.
— Говорят, что черника помогает улучшить зрение? Это правда?
— Черника полезна, там содержатся лютеин и зеаксантин — естественные элементы сетчатки. Но чтобы достигнуть значимого количества полезных элементов, нужно ее есть ведрами.
— А биодобавки?
— БАДы работают. Они назначаются, но не всем пациентам, здоровому человеку они точно не нужны, а людям с макулярной дегенерацией их стоит принимать. Но тут нужно консультироваться с врачом.
БНК