Пилот Светлана Корепина: «Полеты в Коми ― настоящая школа для летчика»
В Коми, как и по всей стране, 9 февраля поздравляют работников и ветеранов гражданской авиации. Пилот Вологодского авиапредприятия Светлана Корепина часто летает в Коми. В свой профессиональный праздник она рассказала о том, как пришла в профессию, как на нее реагируют мужчины-коллеги и почему начала пилотировать легенду советской авиации ― Як-40.
― Почему вы решили стать пилотом?
― Вряд ли я кроме авиации что-то так сильно люблю в жизни. Любовь к самолетам и профессии мне привил отец. Я горжусь этим. Будучи большим авиафанатом, он купил самолет, потом вертолет и с детства брал с собой в аэроклуб. Затем он стал вторым пилотом вертолета Ми-8, и ничего кроме белых рубашек я не видела.
― А кто стал вашим наставником в профессии?
― Главным наставником и примером был мой отец. Он всегда меня поддерживал.
― Где вы учились?
― Окончила Краснокутское летное училище гражданской авиации в Саратовской области в 2020 году. Училась почти четыре года из-за организационных проблем в училище с налетом. Официальный срок обучения в летном училище ― 2 года 10 месяцев.
― Сколько часов уже налетали?
― Мой общий налет ― 850 часов, включая ученический.
― Какими самолетами можете управлять?
― Выпускными типами были Cessna-172S и L-410, а уже при трудоустройстве Як-40.
― Почему решили учиться управлять ЯК-40? Почему не другие самолеты? Сложнее ли им управлять, чем современными самолетами?
― Мой родной город ― Вологда, где и базируется авиакомпания, эксплуатирующая Як-40. Когда появилась вакансия второго пилота, меня взяли.
― Почему не другие самолеты?
― В 2021 году сложилась неблагоприятная, в том числе для авиации, обстановка из-за закрытия границ и снижения объема перевозок, что и продолжается по сей день. Для моей профессии не было вакантных мест. Это и было основной причиной трудоустройства в Вологде, но по прошествии времени я поняла, что так должно было случиться. С самого зарождения мысли стать пилотом я мечтала освоить советскую технику. Каждая встреча с Як-40 ― это восторг.
Як-40 ― невероятно технически грамотная машина для своего времени с большой историей и возможностью управления «за штурвалом». Современные коммерческие типы воздушных судов из-за внутренней политики авиакомпаний зачастую лишены возможности, например, в горизонтальном полете лететь без автопилота. В моей работе таких ограничений нет. В самом начале практики рейсы выполнялись полностью вручную. Сейчас, конечно, я знатно обленилась
Неграмотно будет считать, что управление Як-40 сложнее, чем например, современными самолетами в своем классе с бустерами и навигационными дисплеями. Оно другое. Надо понимать, что это советский самолет с приборами «будильниками» и тросовой проводкой к рулям управления с часто тяжелым штурвалом. Физически слабый пилот не справится.
― Самый долгий ваш перелёт?
― Самый долгий перелет в моей жизни длился четыре часа.
― Как справляетесь с перегрузками?
― Настоящие перегрузки можно почувствовать только на пилотажных самолетах или в экспериментальных полетах. «Бочку» мы на Як-40 не крутим.
― В чем разница между первым и вторым пилотом? При каких условиях повышают до первого пилота?
― Нет первого пилота, есть командир воздушного судна и второй пилот. Условия повышения регламентируются внутренними документами отдельной авиакомпании. На моем предприятии необходимы налет в 1500 часов и, конечно, отличные показатели работы.
― Приходилось ли сталкиваться со скептическим отношением со стороны коллег, начальника или пассажиров?
― Никогда не сталкивалась со скептическим отношением в свой адрес со стороны коллег или пассажиров. По крайней мере, мне так кажется. Фигурально говоря, коллеги-пилоты носят меня на руках.
― Приходилось ли успокаивать буйных пассажиров или сажать самолет из-за них?
― Лично мне нет. Бортпроводникам часто приходится доблестно слушать недовольства пассажиров и искать компромисс. Я уверена, без их профессионализма конфликтных случаев было бы значительно больше.
― Даете ласковые прозвища своим «птичкам»? Какие?
― Только борт с номером 88188 носит гордое название «Сгущеночка» из-за оставшейся старой ямальской ливреи, так схожей с нашей родной банкой сгущенки. Думаю со временем, я придумаю названия всем нашим Як-40.
― Какие рейсы выполняли в Коми? Какие запомнились больше других?
― В Коми я выполняю санзадания и коммерческие рейсы в Усинск, Печору, Воркуту и Усть-Цильму. Больше других запомнился недавний рейс в Воркуту. Это был необычайно красивый полет с курсом прямо на луну.
― С какими сложностями сталкиваетесь при полетах в Коми?
― Полеты в Коми ― настоящая школа для летчика и испытание для самолета. Например, в Воркуте из-за особенностей расположения взлетно-посадочной полосы почти всегда дует боковой ветер, и часто он не дает возможности безопасно посадить самолет, а разбитое покрытие полосы разрушает стойки самолета. Разбитые полосы в Коми я отметила также в Печоре и Усть-Цильме. В последней короткая полоса, всего 1342 метра, поэтому приходится тщательно следить за взлетным весом, иначе дистанции для разбега просто не хватит.
― Какое место показалось вам самыми красивыми с высоты птичьего полета?
― Однозначно в Коми самое красивое место с высоты птичьего полета ― это восточный Сыктывкар от Трехозерки до озера Еляты. Узоры озер и сотен ответвлений рек Сысолы и Вычегды среди леса очень завораживают.
Комментарии (11)
Мое личное мнение.
"Если бы была возможность узнавать КТО за штурвалом, и отказываться за малую комиссию" - если бы такая возможность была и народ начал бы массово заранее отказываться от полетов с членом ЛЕТНОГО экипажа женского пола, авиакомпании пулей бы выкинули соответствующих членов экипажа на мороз, ничего личного, только бизнес, а массовое мнение под "дискриминацию" затруднительно подвести.