Главный режиссер Театра драмы имени Виктора Савина Денис Рассыхаев: «Я за мыслящий театр»
В Театре драмы имени Виктора Савина 6 августа появился главный режиссер. Должность была вакантна почти шесть лет и сейчас ее занял Денис Рассыхаев. Он служит в драмтеатре с 1998 года и за это время сыграл более ста ролей и поставил десяток спектаклей. О том, что ждет театр с появлением главного режиссера, новом спектакле, педагогической работе и многом другом Денис Рассыхаев рассказал в интервью БНК.
– Что изменится в вашей профессиональной жизни с новой должностью?
– Изменится только распорядок дня: еще больше времени буду проводить в театре. Ну, и ответственности больше. Теперь я отвечаю не только за тот спектакль, который поставил, а уже за весь репертуар. Например, у нас много спектаклей, поставленных приглашенными режиссерами. И если за спектаклем нет контроля, он живет своей жизнью, мы не заметили – а он уже развалился – естественный процесс для такого «живого организма». Поэтому необходим творческий контроль.
– Какие перемены ждут театр, в котором, спустя шесть лет снова появился главный режиссер?
– Я бы не сказал, что надо что-то менять, мы идем в правильном направлении, курс у нас хороший. Может быть, есть вопросы, ответственность за решение которых надо перераспределить. То, что должен делать главный режиссер, выполняли специалисты, которым и своей работы достаточно. Мы что-то не успевали, что-то упускали. Сейчас, я думаю, планирование будет более четким. Также необходимо обеспечить правильное распределение актерского состава, чтобы одни актеры не пахали, как сумасшедшие, весь год, а потом с языком на плече выходили в отпуск, а другим, наоборот, не хватало работы. Нужно найти баланс, все уравновесить. Мне кажется, это главное. Я не считаю, что нужно рубить топором, что-то менять кардинально. Путь, который был выбран директором театра, верен, театр развивается: в репертуаре много новых интересных постановок, приезжают приглашенные режиссеры, появляются новые формы. Зачем это менять, если это приносит свои плоды?
– Наверное, статус главного режиссера должен помочь в дальнейшем профессиональном росте. Какие вы видите в нем плюсы для себя как режиссера?
– Я не считаю, что получу какой-то бонус как режиссер, потому что эта должность лишает свободы. Я должен смотреть за общей репертуарной политикой театра, поэтому где-то мне надо идти в ущерб себе. Как раз своими личными режиссерскими амбициями мне придется иногда поступаться, потому что я должен думать о целостности театра, а не о том, какие названия у меня появятся. Конечно, я хочу и буду ставить, но «я хочу, а остальные подвиньтесь» — такого не будет, я за демократию в этом смысле.
– У вас есть представлением об идеальном театре? Каковы его составляющие?
– Театр – это праздник, но это не значит, что надо превращаться в театр музкомедии или комедии. Праздник вообще, он должен приносить катарсис, я все-таки за аристотелевский театр. Мне кажется, только в этом состоянии, которое способен подарить театр, есть его некое высшее предназначение, а совсем не в том, чтобы сделать шоу или удивить кого-то, создав новую форму без мысли. Я за мыслящий театр. Конечно, я люблю театр Эфроса, Товстоновгова, я люблю символический театр Туминаса, обожаю. Что бы ни говорили про МХАТ, что это музейный театр и так далее – и он имеет право быть. Я за разнообразие форм. Единственное, что не люблю в театре, – это соревнование с кино, когда спектакль превращают в шоу, развешивают большие экраны, транслируют видео. Понятно, что я никому палки в колеса вставлять не буду, если у режиссера возникнет такая идея, я говорю о себе. Мне важно искать театральные способы выражения.
– Кроме показа спектаклей, Театр имени Савина проводит фестивали, лаборатории, читки, на гастроли к вам приезжают известные театральные коллективы, – без всего этого сейчас сложно представить современный театральный процесс. Что еще, на ваш взгляд, нужно для развития театра?
– Хочется, чтобы актеры были более гибкие, пластичные – не в физическом плане, а по своей профессиональной сути. Хочется разножанровости, попробовать разные школы, стили. Например, у нас нет совершенно ничего от эпического театра Брехта, у нас нет полунинской клоунады. Для того, чтобы это пробовать, надо приглашать специалистов, режиссерские команды, которые работают в такой стилистике. Жанров в нашем театре хватает, не хватает именно разнообразия школ.
– Вы в Театре имени Савина служите много лет и хорошо знаете все его потребности и проблемы. Расскажите о них.
– Есть какие-то чисто технические вещи: хотелось бы доделать нашу малую сцену, сейчас она у нас не до конца оборудована. В труппе есть пробелы. Например, не хватает актеров старшего возраста, некому играть старцев, дедов, пожилых отцов, и эта проблема практически нерешаема — мы не столичный город, где можно пригласить возрастного актера из другого театра. Это страшный пробел. Нет наивных героев и наивных героинь. Здесь сложность во времени, в эпохе. У актеров этого амплуа должно быть особое мировосприятие, когда человек сам, по своей природе, очень искренен, чист, все воспринимает с открытым сердцем. Но время перестало рождать таких детей. Их надо искать в деревнях, в глубинках, где они еще не загрязнены этими интернетами, телефонами, тиктоками. Характерные героини есть, потому что парни заболели инфантилизмом, проводят много времени у зеркала — это же не герой, и девушкам приходится многое брать на себя. Это не мода такая, это время диктует правила.
– Вы много лет преподаете в колледже искусств Коми мастерство актера и в этом году снова набираете курс. Как будете совмещать обязанности главрежа и педагога?
– Я уже разговаривал с художественным руководителем актерского отделения колледжа по этому поводу. Хочу взять второго педагога к себе на курс, буду вводить его в работу, по-другому сейчас просто никак не получится.
– У вас десятки выпускников, на сцену Театра имени Савина попадают немногие из них. Переживаете за остальных?
– Первое время переживал. Но я сразу, с первого курса, ребят предупреждаю, чтобы они не рассчитывали после учебы оказаться в нашем театре, просто потому что нет ставок, поэтому больших надежд, связанных с Театром имени Савина, они не питают изначально. Но ведь и само обучение этой профессии уже помогает в жизни. Мы же воспитываем личность, а не только учим быть актером. Хороший актер – это восприятие мира, способность к эмпатии, умение чужую беду и чужую радость воспринимать, как свою. А это же психология человеческих отношений, это все равно в жизни помогает. Все мои выпускники чем-то заняты: кто-то поступил в МГИМО на бюджет и закончил с красным дипломом, кто-то работает врачом, кто-то педагогом, одна из выпускниц сейчас ведущая актриса театра в Шадринске (Свердловская область), занята в спектаклях по полной. Так что нет неприкаянных, ни у кого жизнь не сломалась, слава богу.
– Совсем скоро новый творческий сезон Театра имени Савина откроется комедией А.Н. Островского «Волки и овцы» в вашей постановке. Для вас это уже третий спектакль по Островскому, почему вы так любите этого автора?
– Мне всегда интересно работать над пьесами Островского. Я ставил «Снегурочку» на русском и коми языках, и, честно говоря, обращаться к другим его текстам, не поэтическим, страшно. Они настолько пропитаны человеческим естеством, их герои – живые, настоящие люди. Нужно быть очень аккуратным, чтобы не натоптать в этом мире своими современными ногами, но, в то же время, и не скатиться к музейности. Здесь тонкая грань. Ни один драматург не проверяет русского актера на профессионализм так, как Островский. Работая с его типажами, надо показать все, на что способен артист, настолько гибкой должна быть его природа.
– Каким будет ваш спектакль «Волки и овцы»?
– В художественном решении будут намеки на стимпанк. Потому что время действия — это викторианская эпоха: появляются паровые машины, поезда, теплоходы. Промышленность набирает обороты, начинается строительство Транссибирской магистрали, выходят труды Карла Маркса. Техническая революция понемногу доходит и до русской провинции. Музыкальное оформление спектакля будет выполнено в стилистике эпического театра Брехта, появятся брехтовские зонги (зонг – изначально обозначение музыкального номера в эпическом театре Брехта, содержащего сатиру и критику общества – прим. ред.) – для этого мы басни Крылова переложим на музыку.
– Вы когда-нибудь мечтали о собственном авторском театре?
– Нет, не думал о том, чтобы создать свой авторский театр. Может быть, потому что я до сих пор в поиске и не нашел своего почерка. Мне больше нравится идея синтетического театра, интересно наблюдать за тем, как работают разные режиссеры.
*** Денис Александрович Рассыхаев, актер, режиссер, лауреат премии правительства Республики Коми, заслуженный работник Республики Коми.
В 1998 году был принят во вспомогательный состав труппы Театра имени Виктора Савина.
В 2002 году окончил актерское отделение Республиканского училища искусств (сейчас колледж искусств Республики Коми) и был принят в труппу Театра драмы имени Виктора Савина.
В 2006 году окончил Ярославский театральный институт по специальности «Актер театра и кино».
В 2018 году окончил режиссерское отделение Театрального института имени Бориса. Щукина.
На сцене Театра имени Савина сыграл более ста ролей и поставил спектакли «12 месяцев», «Зверь», «Снегурочка.LIVE», «Тувсовъя мойд», «Хуха и день рождения Родничка», «Свадьба с приданым», «История одного свидания», «А зори здесь тихие. Лебёдушки». В репертуаре Молодежного театра Республики Коми в его постановке идут спектакли «Игра в фанты», «Каштанка».
Сейчас преподает актерское мастерство в Колледже искусств Республики Коми, студенты Дениса Рассыхаева представляют молодое поколение труппы Театра имени Виктора. Савина.
БНК
Комментарии (7)
Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка.
Желаю Денису Александровичу творческого вдохновения, крепкого здоровья, новых воплощений на сцене и семейного благополучия! Мед ставыс артмас!