12:46, 09.11.2013

Хормейстер театра оперы и балета Коми Наталья Масанова: «Мы поем и этим спасаемся»

14 ноября на сцене Государственного театра оперы и балета РК состоится творческий вечер заслуженной артистки России, заслуженного деятеля искусств Коми, лауреата премии правительства республики, главного хормейстера театра Натальи Масановой. Программа «Портрет в интерьере» объединит выступления солистов и самых разных хоров Сыктывкара. О том, что можно будет увидеть и услышать на подмостках театра, корреспонденту БНК рассказала сама виновница действа.

KIR_1937.jpg

Фото Кирилла Затрутина

Это будет творческий вечер, где будет представлена моя работа за 30 лет. Зрители увидят народный хор «Купалинка» национально-культурной автономии «Беларусь» в Республике Коми, народный хор «Украина» национально-культурной автономии украинцев в Республике Коми. С этими коллективами я давно работаю и дружу. В программе примет участие Академический хор Сыктывкара. В свое время я работала с хором СыктГУ, который потом плавно превратился в Академический хор Сыктывкара. Дружеские отношения с этим коллективом у меня остались до сих пор. Им руководит моя подруга Ольга Кузьмина, хормейстер, с которой мы вместе учились в консерватории. Участники этого хора также подготовили для публики интересную программу. Солисты театра представят в концерте самые разнообразные номера. В качестве приглашенного гостя будет петь моя дочь Ольга Георгиева, которая на сегодняшний день является солисткой театра оперы и балета при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Будет еще одна солистка – Настенька Глушкова, начинающая певица, с которой я работаю. Ей всего десять лет, но она уже подает большие надежды. Также в концерте примет участие известный эстрадный певец Андрей Максимов, которого я тоже смело могу назвать своим учеником. Он специально приедет из Ухты. Ну и, конечно, главным действующим лицом вечера станет мой любимый профессиональный коллектив – хор театра.

Театральный хор, которым вы руководите, представит отрывки из спектаклей?

Да. Будет отрывок из оперы Верди «Трубадур», сцены из первого действия «Евгения Онегина» Чайковского, сцена из оперы «Кармен» Бизе, а также заключительная сцена из оперы «Иоланта». Но хочется показать не только работу в спектаклях. Хор, работающий в театре, – это удивительно талантливый коллектив. Артисты не просто стоят на сцене, уткнувшись в ноты, они двигаются, танцуют и создают различные образы. Хочется все это показать зрителю. Кроме того, мы подготовили программу народных песен в обработках современных композиторов.

Творческий вечер посвящен 30-летию вашей работы. Говорят, что у вас в трудовой книжке всего одна запись. Правда?

Да. Я все время работала в театре. Причем, это было именно то, чем я всегда хотела заниматься. В восьмом классе мама привезла меня в Москву. В Большом театре мы посмотрели «Князя Игоря» Бородина. Помимо того, что в этой опере есть уникальные, по-настоящему классические партии солистов, в этом материале очень много шикарных хоров. Я вышла из зала и сказала маме, что хочу руководить хором. Потом было хоровое отделение училища искусств, затем консерватория. Когда я вернулась после учебы в Сыктывкар, в театре хормейстером был Владимир Буслаев. Но его примерно в это же время пригласили работать в театр оперы и балета города Новосибирска. И из всех выпускников, которые были на тот момент в Сыктывкаре, он выбрал в качестве преемницы именно меня, сказал, что чувствует, что я смогу. Я была счастлива, потому что попала в свою стезю. И плыву уже по ней 30 лет. И, знаете, очень душевно.

Один из российских композиторов сказал, что хор – самое братское и самое спасительное из всех искусств. Согласитесь?

Однозначно. У нас девальвации, стрессы, кризисы, денег не платят, перевороты… А я прихожу к своим певцам и смотрю на них, а они смотрят на меня. И я им говорю: а давайте петь. И мы поем. И этим спасаемся. Совместное пение – лечит. Хор – это прежде всего работа с людьми, разного возраста и характера. И очень важно сохранить это их стремление к прекрасному. Особенно, когда речь идет о самодеятельности, где люди не владеют музыкальной грамотой, но искренне хотят показать свои таланты.

Что самое сложное в работе хормейстера?

Найти поющих людей. Особенно мужчин и привлечь их к работе в театре.

Но на фестивале авангардной музыки, который прошел в конце 2012 года в Сыктывкаре, состоялось выступление мужского хора Сыктывкара под управлением Владимира Цыганкова. Собрались ведь?

Собрались и тем самым очень многих приятно удивили. Хотелось бы, чтобы этот коллектив существовал долго и плодотворно.

Мужчины совсем не идут петь в хор?

У меня однажды был совершенно бесподобный театральный сезон. В моем хоре было 15 молодых ребят. И шестеро из них после того сезона поступили учиться. Сейчас их имена знают не только в Сыктывкаре, но и далеко за его пределами – Эдуард Цанга, Георгий Григорьев, Павел Напалков, Георгий Клементьев, Валерий Димов, Владимир Морозов. Сейчас один работает в Германии, другой – в Бельгии, Эдуард – солист Мариинского театра. Но такие таланты очень сложно удержать в театре, они вырастают и уезжают. Восполнять такие пробелы сложно. С девчонками немного попроще, их больше.

А репертуар?

В театре с этим легче. Все-таки здесь мы работаем в режиме плановых спектаклей, постановок. А когда речь идет о других сценических программах, там да – процесс подбора репертуара происходит очень интересно. Я сама ищу, слушаю, продумываю, как ставить композиции. Иногда найдешь десять песен, и думаешь – радость какая. На следующее утро слушаешь – понравится только одна.

KIR_1950.jpg

Сколько сегодня человек поет в театральном хоре?

Сейчас в театре хор составляет 25 человек. По штату – 30. Получается, не хватает пяти человек. Мы сейчас готовимся к зарубежным гастролям, хор поедет в составе 18 человек, но я за них спокойна.

Помните, когда начали петь?

Я всегда пела, с детства. Мама работала в Ухте в геофизической партии, а я в это время жила в Таганроге. И я все время устраивала концерты, наряжалась в длинный бабушкин сарафан и пела. В школе я тоже была заводилой. По тетрадям с переписанными от руки текстами мы с девчонками на переменах учили популярные песни. Когда поступала в консерваторию, у меня был достаточно красивый, большой голос, я не знала, куда поступать – на вокальное отделение или на дирижерское. Подруга посоветовала дирижерское. Так я и сделала. Но сейчас я очень хорошо понимаю, что никогда не стала бы вокалисткой. Нет во мне этого внутреннего стержня артистического. Когда я смотрела, как занималась моя дочь, я поняла – она будет артисткой. Она умеет выходить на сцену и преподносить себя на 110 процентов. Я могу провести репетицию: посадите передо мной пять-шесть коллективов, я их всех научу, покажу, объясню. Но, если меня выставить на сцене одну, я и рта открыть не смогу.

Не обидно, что при огромном объеме работы, вы все время остаетесь в тени? Хор вот он – на сцене, а хормейстера мы не видим.

Да, мы всегда за кулисами. Но хормейстер работает не только над спектаклями. В 1995 году был создан профессиональный академический хор «Таежные голоса», в нем собрались солисты нашего театра. Мы подготовили программу, с которой выступали не только в Коми, но даже бывали в Европе, ездили с гастролями по городам Австрии, Италии, Германии.

Почему тогда сейчас хора нет? Голосов нет?

Есть голоса, что вы! Я этот творческий этап уже пережила, хочется чего–то другого. К тому же лично у меня сейчас на это времени не хватает. А найти хорошего руководителя для хора – это очень сложная задача в Сыктывкаре. Я вот работаю с белорусским хором. Брала их всего на месяц – подготовить к выступлению в Москве, а в итоге сотрудничаю с ними третий год.

Если вернуться к работе в театре. Над какими спектаклями хочется поработать?

За 30 лет я участвовала в постановке почти 60 опер, оперетт, мюзиклов и детских спектаклей. Есть среди них те, которые при мне ставились дважды и даже трижды. И для меня эти произведения – уже прочитанные книги. Ты прочитал, отложил, возвращаешься к прочитанному, только чтобы какие-то выдержки посмотреть, цитату вспомнить. Но ощущения полета, воодушевления, которое испытываешь, когда проходишь оперный материал в первый раз, уже нет. Когда мы ставили «Отелло» в первый раз я испытывала настоящий восторг, второй раз уже не хочется, потому что таких эмоций не будет. Что хочется поставить? Красивые, массовые, сложные оперы. Например, «Турандот» Пуччини, «Аиду» Верди, «Князя Игоря» Бородина.

Вы много работаете с самодеятельными хорами. Насколько мне известно, в свое время даже хор врачей у вас был.

Да, это было в самом начале моей работы в Сыктывкаре. Хору врачей республиканской больницы нужно было подготовить какое-то выступление, и это затянулось лет на десять. Мы ездили с ними по деревням и городам республики, выступали, давали концерты. Это был замечательный коллектив «Надежда».

А сейчас какой бы хор хотелось собрать?

Сложный вопрос. Я бы инспекторов ГИБДД в хор бы собрала, мне как заядлому автолюбителю хотелось бы с ними поработать. Или пожарных. Чем больше мужских хоров – тем лучше. Мы бы поехали с ними в Москву на «Битву хоров» и однозначно стали бы победителями.

2290

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • первач
    09 нояб. 2013 г., 13:00:20
    Ответить
    "примет участие известный эстрадный певец Андрей Максимов"

    Это тот, который возле Дома быта всех доставал своим блатным шансоном. Ужос!
    • первачу
      09 нояб. 2013 г., 13:31:25
      Ответить
      Завидуете Максимову Андрею? Отлично поёт! А то, что приходится подрабатывать, не его вина. Андрей, ты молодец, талантливый певец. Не слушай таких, как первач. Ты супер!!!
      • 62725
        09 нояб. 2013 г., 21:29:26
        Ответить
        А при чём здесь зависть? Мне тоже Максимов никогда не нравился. К тому же он хамоватый и назойливый.
        • Z
          11 нояб. 2013 г., 8:00:49
          Ответить
          Максимов как Фигаро
          кочевал по летним шатрам.
          • 62725
            11 нояб. 2013 г., 14:03:49
            Ответить
            Не по шатрам, а стоял прямо у Дома быта со стороны Коммуны и горланил мерзко на всю округу. Достача была невероятная! Плохую память он о себе оставил в Сыктывкаре.
  • Чёрный Волк
    09 нояб. 2013 г., 13:40:17
    Ответить
    Наташ, очень оригинальный ход! Может, мне тоже запеть? А если всей России... Впрочем, она уже давно поёт. Иначе бы вышла на барикады...
  • Мария.Сосногорск
    09 нояб. 2013 г., 15:03:50
    Ответить
    Наталья в музыке
    Наталья.поздравляю со всеми юбилеями и датами.Ты просто хороший человек по жизни и в музыке.Я желаю тебе всего-всего на свете.Специально приеду на твое торжество 14 ноября.Буду в зале и мои самые громкие аплодисменты и виват в твой адрес.Целую.
  • украинка
    09 нояб. 2013 г., 16:03:00
    Ответить
    А я жутко сожалею, что не смогу послушать Вас и Ваш творческий отчет. Спасибо Вам.