20:40, 22.01.2015

Художник Олег Сизоненко: «Я не создаю гениальные произведения — я стремлюсь сделать их безупречными»

Завтра в Национальной галерее Республики Коми откроется первая персональная выставка ухтинского художника и фотографа Олега Сизоненко. Пишущий в реалистическом жанре и ориентирующийся на классическую живопись художник не проходил никаких университетов. За кисть он серьезно взялся 12 лет назад, и сегодня в его мастерской полсотни полотен — от «голландских» натюрмортов до изображений обнаженной натуры. Накануне открытия экспозиции «Тихая жизнь Иосифа Эткина, нарисованная Олегом Сизоненко» ее автор рассказал корреспонденту БНК о любви к Рембрандту, критериях настоящего искусства и о том, кто такой Иосиф Эткин.

KAB_4562.jpg

Олег Сизоненко терпеть не может слово «фотохудожник». Фото Юрия Кабанцева

- Много лет Вы занимались фотографией, сегодня ощущаете себя художником или фотографом?

- Когда я был только фотографом, говорил: «Я маленький фотограф с большой буквы». Сейчас я точно так же могу сказать, что я маленький художник с большой буквы. С моей знакомой поэтессой мы даже продолжили эту фразу: «Я художник с большой буквой «Х». Позиционирую себя именно как профессионального фотографа. Но только не надо писать, что я фотохудожник - терпеть не могу это слово. Хотя с 1994 года состою в союзе фотохудожников. Не знаю, может быть, меня оттуда уже и выгнали, потому что членские взносы я платил всего два года. Тем не менее, удостоверение есть. Фотохудожником я себя никогда не представлял и не знаю, что такое фотоискусство.

- Почему 12 лет назад Вы вдруг стали рисовать? Это произошло внезапно?

KAB_4554.jpg

- В молодости я немного рисовал. Первую картину написал в 1987 году, она была такая сюрреалистическая. А потом это все забросил на много лет, потому что меня не интересовала живопись — как и большинство молодых людей, меня тогда интересовал сюжет. А когда человек созревает, он понимает, что сюжет не так важен и живописные задачи гораздо интереснее.

- Профессиональное занятие фотографией как-то повлияло на Ваш художественный почерк?

- Повлияло не то, что я профессиональный фотограф, а то, что я фотограф черно-белый. Я за фотоаппарат держусь 35-36 лет и начинал именно как черно-белый фотограф, поэтому первые мои работы сделаны как классическая черно-белая фотография. Они не цветом написаны, а светом, выявляющим фактуру. Сейчас художников учат писать цветом — это так называемый «сезанизм», вся российская художественная школа такая. А поскольку я нигде не учился, писать стал в другой технике — классической, которой владели и которую демонстрировали голландские мастера. Если объяснять просто, то, работая в ней, сначала делаешь гризайль, который потом просто раскрашивается. Посмотрите на «Джоконду» - она практически монохромная. Настоящая живопись началась с импрессионизма: именно импрессионисты стали класть цвет на нужное место.

- Рембрандт — один из Ваших любимых художников. В своем творчестве ориентируетесь именно на него?

KAB_4573.jpg

- Я не могу ориентироваться на Рембрандта, потому что это вершина, для меня недостижимая. Станиславский с Немировичем-Данченко определяли, есть здесь искусство или нет, по тому, есть от картины мороз по коже или его нет. Вот я смотрю на «Возвращение блудного сына» Рембрандта, и у меня мороз по коже. И не из-за сюжета: там самое интересное — это пятка на переднем плане. Смотришь на нее и понимаешь, что одна эта пятка стоит всего остального, что есть на полотне.

- Как, не обучаясь живописи, можно что-то сразу нарисовать, а через несколько лет добиться такого мастерства, что ни один зритель не подумает, что перед ним полотно художника-самоучки?

- Не знаю, как это получается. Началось с того, что мне для моей работы — как фотографа — принесли собачий череп. Я сел и начал его рисовать. Рисовал две недели. Потом подумал, что можно и натюрморт попробовать — на него тоже ушло две недели. Вышла довольно хорошая работа, ее сразу же купили. Потом я спросил у своего учителя Владимира Николаевича Маслова, сколько времени у него бы ушло на такую картину. Он ответил, что такое написал бы за полдня. Теперь я его понимаю.

- Вы назвали Маслова своим учителем, но до этого сказали, что нигде не учились. То есть был человек, который Вам помогал стать художником?

KAB_4578.jpg

- Учитель — это же не тот, кто тебя учит непосредственно. Учителями я считаю троих человек в своей жизни: это известные фотографы Валерий Щеколдин, Александр Слюсарев и ухтинский художник Владимир Маслов. Когда я только начинал, один парень учил меня заряжать пленку и говорил, что он мой учитель. Да какой он на фиг учитель? Учитель не тот, кто показывает, как зарядить пленку или держать кисточку, учитель — тот, кто учит свободе, чье восприятие и отношение к жизни тебе близки и ты их перенимаешь. Тот же Маслов меня спрашивал: «Ты за каждый сантиметр живописи на холсте отвечаешь?» Я не понимал, что это такое, пока не побывал на выставке Шагала. У него есть большущие работы. И вот на одной из них огромнейшее красное пятно, и ты видишь, что оно не валиком выкрашено, а выписан каждый его сантиметр. Не могу сказать, что у меня все это получается: знать, как должно быть, и делать, как должно быть, - между этими понятиями существует разница. Сейчас единственный для меня критерий в творчестве таков: пусть я не могу создать гениальное произведение, но я могу стремиться к тому, чтобы мое произведение было безупречным. И реализм это позволяет. Как можно добиться безупречности, если ты красишь черный квадрат? Как будешь определять, получилась картина или нет? Может быть, конечно, это все мой дилетантский подход.

- Современные художники гонятся за чем-то необычным, чтобы запомнится, чтобы показать свой богатый внутренний мир. А Вы рисуете в «немодном» сегодня реалистическом жанре. Вас не обвиняют в бездарности, в том, что Вы просто копируете действительность?

- Копировать действительность нельзя. Я всегда пишу с натуры — делаю эскизы, потом восстанавливаю в памяти пейзаж, если что-то нужно уточнить, заглядываю на фото, могу добавить в картину обрывки других пейзажей, которые мне запомнились. Все натюрморты честно списаны с натуры. Обычно на один натюрморт уходит два комплекта фруктов, потому что тот, что выкладывается первым, съедается. И даже про натюрморты нельзя сказать, что это копия, — я же писал яблоко по двум разным яблокам. Убежден, что портреты вообще невозможно писать по фотографии. Списанные с фото сразу видно — они неживые, «мертвечина», пусть даже в точности повторяют картинку, а живые портреты с натуры иногда не очень похожи на оригинал.

- Какая часть Ваших работ будет представлена в Национальной галерее? Для Вас это первая большая выставка?

KAB_4556.jpg

- В моей мастерской в Ухте осталось 20-30 работ, в Сыктывкар я привез лучшие, прошедшие очень строгий отбор. Это будет моя первая персональная выставка — до этого я участвовал в региональных, но для непрофессионального художника попасть на региональную выставку аж с тремя работами — это очень хорошо. В моей жизни выставок живописи было мало, потому что, например, в Ухте выставляться просто негде. Мы на всех уровнях поднимаем вопрос отсутствия выставочного зала, но пока безрезультатно.

- Кто такой Иосиф Эткин, тихую жизнь которого, судя по названию выставки, Вы нарисовали?

- Иосиф Эткин — это тоже я. Понимаете, у меня есть работы в «голландской» манере, а есть совершенно другие — очень яркие, даже не похоже, что это я рисовал. Поэтому я подписал их другим именем. Эткин — это девичья фамилия моей матери, Иосифом звали моего деда, которого расстреляли в Москве в 1938 году. Подумал, пусть эта фамилия живет в моем псевдониме. Вообще, выбор, как подписать картину, делается очень спонтанно. Впервые я использовал имя деда, когда написал автопортрет — получилось, что вроде как и не я себя рисовал.

3557

Комментарии (17)

Добавить комментарий
  • Алекс
    22 янв. 2015 г., 21:13:55
    Ответить
    Эх, Олежа!
    Кончай курить эту дурь и всё будет хорошо. А кисти выброси. Не твоё это!
    • Василий
      22 янв. 2015 г., 21:17:15
      Ответить
      кисти пусть не бросает, но курит поменьше
      тогда эта мазня станет воистину генитальной
  • вечер на высоком берегу
    22 янв. 2015 г., 21:14:01
    Ответить
    Хороший человек Олег...
  • ухта
    22 янв. 2015 г., 21:47:21
    Ответить
    Олег Александрович, спасибо за творчество, Вы настоящий талант!
  • Сыктывкар
    22 янв. 2015 г., 21:50:31
    Ответить
    И мы обязательно будем на открытии.А во сколько начало?
    Отправлено из мобильной версии
  • Комментатор
    22 янв. 2015 г., 21:51:21
    Ответить
    Хоть какие-то приятные и позитивные новости. Придется посетить выставку, позитивом подзарядиться, а то жизть какая-то...
    Отправлено из мобильной версии
  • Элла
    22 янв. 2015 г., 22:56:10
    Ответить
    И я захотела сходить... Хороший дядька, по- моему, этот олег
    Отправлено из мобильной версии
  • .
    23 янв. 2015 г., 7:27:08
    Ответить
    Откуда этого лохматого вытащили
  • Олег Сизоненко
    23 янв. 2015 г., 8:26:44
    Ответить

    Небольшое уточнение - я взял не имя а фамилию деда в качестве псевдонима.
    Ну и приглашаю всех на выставку. Особенно банковских искусствоведов.
  • Олег Сизоненко
    23 янв. 2015 г., 8:29:44
    Ответить
    выставка откроется сегодня в 16:00 в национальной галерее и продлится до 18 февраля
  • Йа
    23 янв. 2015 г., 10:09:39
    Ответить
    Скромный парнишка: "Я не могу ориентироваться на Рембрандта...". Скинемся ему на парикмахера.
  • Алекс
    23 янв. 2015 г., 10:37:55
    Ответить
    "ТАЛАНТИЩЕ"
    Олег, не обижайся, но, как художник, ты не дотягиваешь даже до моей трехлетней внучки. Она мазюкает так, как и ты. Однако, не надувает щеки и не говорит, что "академиев" не кончала, когда я её хвалю, т.к. дедушка ей уже объяснил, что мастером своего дела можно стать только ценой огромного труда-ученичества в том числе. "Особенно банковских искусствоведов." Эта цитата о многом говорит. Видно, что критика видевших ваши творения проскочила мимо ушей, а зря. Ну, а в конце пожелание. Всё-таки ориентируйтесь на великих художников в своём творчестве-не ошибётесь!
  • Олеся
    23 янв. 2015 г., 12:25:23
    Ответить
    А мне нравятся работы Олега. С удовольствием бы сходила на выставку!
    • Яна
      26 янв. 2015 г., 22:28:32
      Ответить
      Алекс, давайте-ка, чтобы не голословно, работы вашей внучки в студию... Мы скоренько оценим по заслугам талант юного дарования и обо_рём так же легко, как это сделали вы. Легко обидеть Художника. А Олег -гений. Просто пока не оцененный. Но это пока. Уверена в этом)))
      Отправлено из мобильной версии
  • После выставки
    24 янв. 2015 г., 17:42:43
    Ответить
    Алексу
    Прежде чем гадости писать стоило бы на выставку прийти! А то выставка в 16-00 открылась, а вы на банке две карикатуры увидели и слюной брызгать в 10:37:55 принялись.
    Работы Олега на "Русском севере" экспонировались, а где ваши шедевры? Через выставком не прошли?
    Прочитала комменты и расстроилась - хамоватый у нас народ.
  • Иштен
    25 янв. 2015 г., 8:18:56
    Ответить
    Олег, спасибо Вам.
    Сколько живу, столько поражаюсь. Как это возможно, когда вместо радости за своих земляков, добившихся признания собственным трудом и талантом, их начинают поливать грязью. Да мало того, хаять авторитетно и априори, не удосужившись хоть глазком посмотреть на то, что они пытаются низвести до своего убогонького уровня. Какой же это вызывает дискомфорт, оказывается, когда кто-то из современников, да еще живущий буквально по соседству, оказывается лучше, чище, талантливее и целеустремленнее нас и имеет наглость жить чем-то бОльшим, чем окружающая действительность. Да, Олег, мы сегодня умеем радоваться только за спортсменов и за крымнаш, это нам проще и понятнее, чем этот Ваш высокий духовный поиск.
    Простите нас, пожалуйста.
    А выставка у Вас замечательная получилась. И открыли Вы ее так, как делают не для випов от администрации, официальных приглашенных и коллег по артели - а для друзей. Неожиданно, с юмором и фантазией, и очень тепло.
    По себе знаю, как тяжело отрывается пятая точка от насиженного дивана, но настоятельно рекомендую господам сетевым троллям таки сходить и посмотреть выставку в нац. галерее. Вам пора начинать над собой работать, ребята. Тем более, что некоторые уже до внуков дожили, а так и не поумнели.