Фотохудожник Анжелика Штепа: «Я хотела раскрыть и заархивировать личность каждого ветерана»
С 12 апреля на БНК стартует новый совместный проект фотохудожника Анжелики Штепа и центра культурных инициатив «Югор» - «Наставление». В течение месяца до 9 мая на ленте появятся семь фотографий ветеранов Великой Отечественной с небольшими историями о их войне и кратким советом-наставлением от людей, которые пережили все трудности военного и послевоенного времени. Это часть большого проекта Анжелики Штепа — 10 апреля в «Югоре» откроется выставка из семи десятков портретов ветеранов, а 9 мая заработает сайт, где можно будет узнать истории всех героев фотосессии. Анжелика Штепа рассказала БНК о подготовке проекта, его участниках, а также о том, кто они - люди, в жизни которых была война.
Фото Николая Антоновского
- Что будет представлять из себя проект «Наставление»?
- Во-первых, это будет выставка, которая откроется в «Югоре» 10 апреля. На ней будет представлено 70 фотографий с короткими историями. Всего было сделано 106 снимков, все они пойдут на сайт. Я разговаривала с каждым ветераном, задавала им вопрос о том, где они встретили День Победы, какие чувства и эмоции при этом испытывали и что бы они могли посоветовать нашему поколению - самые главные слова о сути жизни. У каждого из них свой огромный жизненный опыт, ком переживаний, страданий и радостей, больший, чем у нас, и это я хотела услышать от них. Поэтому проект называется «Наставление». Я эти рассказы кропотливо записывала. Наш материал — это более ста фотографий, небольшие видео и наставления. Все это найдет выход на выставке и на сайте. Но сайт будет раскрыт не сразу, до 9 мая там будет только объявление о скором открытии. Полностью сайт заработает 9 мая и будет подарком для каждого, кто хочет соприкоснуться с этими очень важными событиями и глубже узнать истории их героев.
- Как появилась идея создать такой проект?
- Я очень хотела пофотографировать пожилых людей, и эта идея давно уже зрела в моей голове. Фотографировать я их хотела необычно, а с эмоциями — улыбающимися, грустящими, смеющимися. Это должны были быть не просто изображения пожилых людей, чтобы их стало жалко, они должны вызывать другие эмоции. Зритель должен видеть не старика, а человека, личность.
- То есть эта выставка планировалась не к юбилею Победы?
- Можно сказать, что звезды так сложились. Я в простой беседе рассказала о своем желании сотруднику «Югора» Марии Носковой, а она уже имела опыт общения с пожилыми людьми, так как какое-то время занималась социальной работой. И вот она мне предложила фотографировать ветеранов Великой Отечественной войны. Тогда я еще не задумывалась о будущей дате. Подумала, что, если это будут еще и люди, которые пережили такой жизненный момент, как война, это будет особо значимо и для меня самой. Общение с такими людьми — это приобретение огромных знаний и опыта, и по завершении проекта я чувствую, как обогатила свой мир. Уже через неделю я представила концепцию проекта «Югору», и ее одобрили.
- Как была организована работа?
- У проекта было несколько координаторов, мы сотрудничали с Коми республиканской общественной организацией ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, которые нам очень помогли в поиске героев для фотосессий. Было несколько вариантов работы: ветераны приходили в студию, мы сами выезжали к ним домой со всей техникой, еще несколько раз мы ездили в дом престарелых. «В гости» я обязательно приходила не одна, а в сопровождении координатора из «Югора», так как я все-таки чужой для них человек, но нас всегда очень тепло встречали. Нам удалось охватить ветеранов из Сыктывкара, Сыктывдинского и Усть-Вымского районов. После фотосессий они уходили очень довольные и воодушевленные. Первая фотосъемка состоялась в августе, получается, что только над фотосъемкой мы работали больше полугода.
- Сразу ли удавалось расположить героя съемки?
- На человека у меня уходил в среднем час-полтора. Я понимала, что я для них совершенно чужой человек, корреспондент, который задает им вопрос. Заходя в студию, они часто шутили или, наоборот, были очень серьезными, но, как только я задавала вопрос о войне, о том, как они встретили День Победы, их лица сразу же менялись: появлялись волнение, горечь и ностальгия о молодости. Тогда они были молоды, сильны и, несмотря на то, что во время войны было безумно трудно, для каждого из них молодость — это счастливое время. И во время этих воспоминаний их лицо наполнялось светом радости, практически у всех во время разговора я видела сияющие глаза, именно это я и хотела запечатлеть.
- Что в работе произвело на вас наибольшее впечатление?
- Я пережила этот проект, пережила каждую встречу с каждым из них. Это подразумевалось, именно для этого все и делалось. В каких-то моментах было очень сложно — мы ездили в дом престарелых и встречались с людьми, у которых никого нет. Несмотря на то, что там за ними ухаживают, постоянно вывозят на концерты, устраивают досуг гораздо лучше, чем для тех, кто живет в своей квартире, люди из домов престарелых чувствуют себя часто несчастными, потому что никого из близких и родных у них нет, либо от них отказались. Я неделю, наверное, отходила от первой поездки в дом престарелых. Но, уложив все в своей голове, успокоилась, ведь жизнь прекрасна всегда, хоть и не всегда так красива, как хотелось бы.
На первую съемку я тоже шла с огромным волнением и радостью. Ветераны рассказывали мне о том, как в День Победы люди выходили на улицы, как даже незнакомые обнимали друг друга, как стреляли в воздух те, кто был на фронте, мне казалось, что я тоже стала частью их переживаний. И обнимала их с тем же чувством радости, которым они со мной поделились. Бывают моменты, когда люди становятся одним целым — в горе, в ненависти и в радости. Это я ощутила на себе и это я хотела рассказать в своем проекте.
- Чему нужно поучиться у героев ваших портретов?
- Я не могу их называть бабушками и дедушками. Я их называю мужчинами и женщинами, потому что такими их воспринимаю. Одна из женщин сказала, что их отправляли туда, где было труднее всего, и это было здорово, это называлось романтикой. А сейчас все воспринимается по-другому — даже на картошку если послать современных молодых людей, чаще всего они это воспримут с агрессией и непониманием. Мы сейчас уже совсем иные. А семьи — я встречалась с семейными парами, которые прожили по 60 лет вместе. Спрашиваешь, как им это удалось, а они удивляются и говорят: мы просто живем, воспитываем детей и помогаем друг другу во всем. У них нет такого, что кто-то пытается выделиться и сказать, что он главный. У них каждый делает все друг для друга. Каждый живет так, чтобы другому было легче жить — не ему, а тому, с кем рядом он находится. И в этом их счастье. Было бы здорово, чтобы этот принцип хотя бы кто-нибудь услышал, воспринял правильно и использовал в своих отношениях. Может быть, понимание такого простого правила помогло бы даже сохранить какие-то семейные союзы.
- Какую задачу вы ставили перед собой, начиная работу?
- Каждый человек очень ценен. Каждый из них — личность. Для меня было очень важно заархивировать и раскрыть личность каждого. Не просто сделать изображение ветерана, что он есть такой, а запечатлеть именно личность, пропущенную через мои личные переживания, через мое восприятие. Возможно даже, что они в жизни себя так не чувствуют, такими не являются, какими я их запечатлела, но мой взгляд и мое восприятие этих людей вы увидите на выставке.
Комментарии (28)
Дочь участника Великой Отечественной и внучка блокадника.
Успехов!
2. Показать 1-2 кадра, больше в "видео" смотреть нечего.
3. Совет. Наложите некоторые из Ваших снимков со снимками (если нет, возьмите, например, на БНК) процветающих ныне от руководства РК (Глава, предгоссовета настоящий и прошедший(ая) и т.п.