content/news/images/49809/IMG_3411_mainPhoto.jpg
13:36, 02.05.2016

Балетмейстер Наталья Терентьева: «В спектакле я попыталась показать жизнь балетной труппы среднестатистического театра мира»

23 мая на сцене Государственного театра оперы и балета РК откроется XXVI международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». В программе этого года, кроме премьерных опер и симфонического концерта, четыре одноактных балета. Постановщиком двух из них – «Жизнь как день…» и «Вальпургиева ночь» - стала уже известный сыктывкарскому зрителю педагог-балетмейстер из Челябинска Наталья Терентьева, которая два года назад участвовала в постановке балета «Барышня-крестьянка», а ранее готовила несколько балетов для первых гастролей труппы в Англии. О том, что увидят зрители во второй день фестиваля, 24 мая, Наталья Терентьева рассказала корреспондентам БНК.

Балетмейстер Наталья Терентьева: «В спектакле я попыталась показать жизнь балетной труппы среднестатистического театра мира»
Фото Николая Антоновского

- Идея поставить для фестиваля два одноактных балета, что для нашего театра не вполне традиционна, принадлежит вам?

- Спектакль «Жизнь как день…» на музыку Чайковского, Пуни, Генделя - это полностью моя идея, а поставить «Вальпургиеву ночь» - балетную сюиту из оперы «Фауст» Шарля Гуно – предложение театра. Казалось бы, это две совершенно разные вещи, тем не менее они будут показаны в один вечер и тесно связаны между собой. Дело в том, что мой балет об одном дне из жизни балетной труппы любого среднестатистического театра, и сыктывкарского в том числе. А «Вальпургиева ночь» станет результатом этого дня, когда артисты уже танцуют в спектакле.

- Вы в нашем театре уже в четвертый раз, то есть довольно неплохо знаете нашу труппу. В спектакле есть что-то именно от нее и про нее?

- Конкретных образов у меня не было, только собирательные. Хотя, конечно, я что-то подметила и привнесла в этот спектакль. Но, вообще, хочу сказать, что все балетные труппы мира и все балетные залы мира похожи друг на друга.

- Два года назад в интервью БНК вы сказали о том, что наша труппа неплоха, есть крепкий костяк, но часто меняются балетмейстеры. Сегодня ситуация не другая?

- Сейчас труппа увеличилась, и это очень приятно, но костяк не поменялся. Что касается балетмейстеров, я заметила такую тенденцию: проходит три-четыре года и балетмейстер в театре меняется, и это во многих театрах страны. С чем такая тенденция связана, я понять не могу. Может быть, балетмейстеру как творческому человеку необходим глоток свежего воздуха.

- Вы ставите «Жизнь как день…» впервые, специально для фестиваля? Или спектакль уже шел на площадках других театров страны?

- «Жизнь как день…» ставлю первый раз. Можно было бы поставить любой другой одноактный балет, что-то из шедевров мировой хореографии: второй акт «Тени» из «Баядерки» Минкуса, второй акт из балета «Пахита», но сроки были очень ограниченны, и мы бы просто не успели пошить костюмы. Я предложила бюджетный спектакль, специальных декораций для него не надо: день проходит в балетном зале – это черный кабинет, станки и труппа.

- То есть если еще в прошлом году театр ставил большой и, вероятно, затратный балет «Тысяча и одна ночь», то в сегодняшних трудных условиях одноактный балет может стать полноценной заменой большому балету в программе фестиваля?

- Сейчас художественная отрасль в целом финансируется меньше. И я считаю, когда ставятся финансово затратные спектакли, обязательно должен быть предсказуем их хороший прокат. «Жизнь как день…» - это отдельный спектакль, его можно показывать совершенно самостоятельно, не привязываясь к «Вальпургиевой ночи», и он ценен тем, что в нем есть сюжетная линия, он насыщен разными образами, проходит очень динамично.

- Зрителю интересна не только черновая сторона балета, то есть занятия у станка, но взаимоотношения внутри труппы.

- Как раз они показаны во всех деталях: там есть приятная балетная зависть, какая-то любовная линия. Вообще, я пыталась показать труппу со всех сторон: и в актерской работе, и в работе над техникой, и в особенной жизни в балетном классе. С музыкальной точки зрения и с точки зрения техники будут представлены почти все жанры: адажио, экзерсис, антре.

- А театральные интриги вы покажете на сцене?

- Как правило, в театре открытых интриг нет. И вообще, сейчас интриговать не модно. Ни стекла, ни соли в пуанты не насыпают, иголок не кладут. Сейчас мастерство артистов дошло до такого уровня, что ничего не надо доказывать при помощи интриг: или ты приходишь и показываешь технику, или не показываешь – и идешь тренироваться дальше.

- Бывает, что судьба фестивальных спектаклей незавидна: по разным причинам их показывают один-два раза в год. С вашими балетами такого не случится?

- Особенность моего балета в том, что я вывела на сцену всю балетную труппу, но этот спектакль компануется очень просто: кто-то выбывает - и рисунок меняется, но не ломается и не исчезает. Так что в случае, если в труппе и произойдут перемены, то для балета это не станет помехой.

- В одной из своих научных статей вы проводите типологический анализ балетного зрителя, классифицируете его. На ваш взгляд, какой тип преобладает в Сыктывкаре: фанаты, любители, потребители или разовые посетители?

- Мне кажется, что интерес к труппе в городе недостаточный, а труппа очень хорошая, мобильная, в ней работают разные по типажам артисты, а, значит, с ними можно ставить практически любые спектакли. Ребята думают над тем, что танцуют, делают разумные предложения, к которым я прислушиваюсь, отрабатывают элементы до тех пор, пока они не будут получаться идеально. Помню, что на премьере балета «Барышня-крестьянка» были заинтересованные люди, но их было немного. Наверное, сейчас это беда всех театров, а нужно развивать интерес к собственной культуре и к собственному театру - театр-то очень хороший.

5540

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • usa_001
    04 мая 2016 г., 6:53:03
    Ответить
    разве театр это место для ТРЕНИРОВОК ??
    Как говорил мой одноклассник, артист балета( в Википедии есть ЕГО страница, о нем)
    Если чего-то плохо в жизни - Иди Репетируй.

    Я это запомнил, а слово "тренируйся" для балета мне
    РЕЖЕТ слух.