content/news/images/50368/1.jpg
14:52, 20.05.2016

Илья Можайский: «Мы ставим трагическую историю о любви и силе зла»

Через несколько дней для театралов Сыктывкара начнётся самое настоящее духовное пиршество – международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна). Как всегда, фестиваль встретит зрителей премьерой. 23 мая это будет божественная опера великого Джакомо Пуччини – «Тоска», которую по праву считают вершиной музыкального искусства. Трагическую музыкальную историю ставит главный режиссёр Государственного театра оперы и балета РК заслуженный деятель искусств РФ Илья Можайский. Что нового он привнёс в классическое произведение и какую концепцию готов предложить зрителю совместно с главным художником театра Юрием Самодуровым и главным дирижёром Азатом Максутовым? Об этом пишет журнал «Арт» в своем свежем номере.

Илья Можайский:  «Мы ставим трагическую  историю о любви и силе зла»
Фото Дмитрия Напалкова

– Илья Семёнович, два месяца назад в нашем разговоре вы отметили, что не хотели бы ставить спектакль в традиционном интерьере. Вы искали ключевой код, приём, образ в сценографии, из которой бы выкристаллизовалась идея самого спектакля. Судя по всему, код найден?

– Найден. Мы с Юрием Самодуровым долго искали образ спектакля, в котором и разворачивается вся трагедия этой истории. Всё начало выстраиваться, когда художник предложил эскиз бегущего в тёмном туннеле человека. Интуитивно мы почувствовали: вот это тот образ затянутого паутиной мира Скарипа, выход из которого возможен только через смерть. Это и туннель, это и подвал – лаборатория пыток. И в этом мире живут Тоска и Каварадосси, пытаются творить и любить.

Согласно либретто, в первом действии бежавший из заключения Чезаре Анджелотти, бывший консул Римской республики, находит убежище в церкви Сант-Андреа-делла-Валле, в семейной капелле Аттаванти, где встречается с художником Марио Каварадосси, который пишет здесь портрет Марии Магдалины. И в первом действии это действительно храм. Здесь художник пытается создавать жизнь. С одной стороны, он как бы рисует образ Мадонны, с другой он наделяет её чертами женщины, которая недавно одухотворённо молилась в храме – маркизы Аттаванти. Но у Марио есть своя возлюбленная: горячая, живая, земная – певица Флория Тоска, которая появится здесь вскоре. В этот же мир прибегут и певчие – дети, которые устроят здесь переполох и будут веселиться по поводу разгрома Бонапарта.

И сюда же придёт хозяин этого мира Скарпиа, шеф полиции, который быстро наведёт здесь порядок. В воспалённом мозгу Скарпиа возникает коварный план: разжечь ревность в певице, подбросив ей веер маркизы. В Тоске вспыхивает пожар ревности, что приносит невероятное удовольствие Скарпиа, который нащупывает эту болевую рану. Отныне Тоска – его человек, он может манипулировать ею. Скарпиа в опере предстаёт монстром, вампиром, который насыщается чужой болью. Злодей отвлечёт Тоску своими вкрадчивыми лисьими повадками и в нужный момент нанесёт укол, заставив кровоточить рану. Этому монстру смогла противостоять слабая женщина, которая в порыве отчаяния убивает злодея.

С появлением на сцене злодея Скарпиа преобразятся и сами декорации: опрокинутый купол церкви накренится ещё больше, появится тоннель, выход из которого, затянутый паутиной, ведёт к смерти. Это уже не тот храм, где произошла встреча Каварадосси с Анджелотти, это храм смерти, так называемая «резиденция» Скарпиа. Он жрец храма смерти. В спектакле будут использованы три разных задника (мягкие декорации), выполненные в одном ключе, и каждый из них, по мере превращения Скарпиа в настоящего монстра, будет зловещее предыдущего.

– Многие режиссёры, обращаясь к «Тоске», ставят спектакль о любви, о жертвенной любви. Вы ставите спектакль о разрушительной силе зла?

– Мне довелось посмотреть множество постановок оперы «Тоска», и, скажу честно, многие меня шокировали своим бытовизмом. Когда я начал анализировать, когда вслушался в музыку спектакля, то понял, что вся эта история анормальна. Ставить, например, ту же «Мадам Баттерфляй» Пуччини было значительно легче. Потому что эта история о колоссальной вере. Но когда осуществляешь постановку спектакля о жутком человеке, который практически управляет государством, сама музыка звучит по-другому. В музыке, с её эмоциональными, нервными всплесками, всё уже заложено.

Нет, я не хочу строить какую-то современную историю, но я хочу, чтобы звучала музыка Пуччини, в которой всё очень точно выстроено, всё-таки он был гениальным драматургом. Тоска – это мощная трагедия, и создавать её надо крупными мазками. И там настолько тонкие переходы и перетекания, которые и создают мощь этого произведения, поэтому и играть её очень сложно. В самой музыке всё время ощущается некая зыбкость, нерв, потому, что в этой истории очень сложные взаимоотношения, обусловленные непростой психологической ситуацией. Это мощная трагедия, и я должен сделать её так, чтобы зритель весь спектакль находился в напряжении, чтобы он сжался в своём кресле.

– Что вы имеете в виду, когда говорите о «бытовизме» просмотренных вами постановок? Нет этого нерва? Не хватает психологизма?

– Именно. Возьмите, к примеру, первый дуэт Марио и Тоски. Практически все ставят сцену о том, что художник, спрятав человека, пытается поскорей выпроводить из храма свою возлюбленную. Но это мелко. Там же такие тонкости. Вот Тоска входит в храм, она видит в Мадонне черты прихожанки, она ранена ревностью, она боится потерять своего Марио. От того, что ревнует, она нравится ему ещё больше. Это глубокие психологические переживания, повторюсь – они есть в музыке.

– А каким образом вы ставите перед артистами задачи играть такие хрупкие и тонкие нюансы? Им это удаётся?

– Безусловно, приходилось сложно, ведь всё построено на взаимоотношениях. Вот сцена пытки Каварадосси, где Скарпиа «насаживает» Тоску на «крючок», и как она трепыхается от страха за любимого. Это не построить в мизансцене, это надо проживать партнёрам, которые должны быть как бы взаимоперетекающими сосудами.

Кому выпала честь петь Скарпиа, кого и в какой партии услышат зрители, читайте во втором номере журнала «Арт» за 2016 год, который увидит свет 23 мая - как раз в день премьеры оперы «Тоска».

5552

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • Театрал
    20 мая 2016 г., 19:26:40
    Ответить
    Ждем с нетерпением премьеры!
  • сыктывкарка
    20 мая 2016 г., 22:12:54
    Ответить
    Да, надеюсь на премьере не будет пыльных костюмов. Ходили , относительно не так давно,
    на спектакль. Так пыль летела во все стороны и до нашего ряда тоже., сидели почти по центру за дирижёром. Кстати о дирижёре. Во время спектакля он отпускал оскорбления в адрес
    музыкантов. Ошиблись ? И что ? Если бы у нас на акдемическом экзамене учащийся
    ошибался , а педагог в этот момент его оскорб**л ? А для музыканта оркестра - каждый
    спектакль экзамен. Не буду говорить слово , которое произносил дирижёр, пусть он
    не любит , не уважает музыкантов, но почему это должны слышать пришедшие в зал. Идёт СПЕКТАКЛЬ.
    Значит он не думает о зрителе. Это что ? Это ужасно.