content/news/images/52022/12.jpg
16:18, 11.07.2016

Советник-посланник Посольства Венесуэлы в России Хосе Г. Эскалона: «Que viv Venezuela, que viva la Republica de Komi!» («Да здравствует Венесуэла, да здравствует Республика Коми!»)

Сегодня мир живет в эпоху глобализации, когда расстояния между странами, народами и культурами становятся все менее заметными. Тем не менее, визит в Республику Коми делегации Посольства Боливарианской Республика Венесуэла в Российской Федерации является событием знаковым. Латинская Америка для наших жителей по-прежнему является местом далеким и экзотическим. В связи с этим особенно интересно услышать голос венесуэльского дипломата, советника-посланника Посольства Венесуэлы в РФ, господина Хосе Грегорио Эскалоны Брисеньо, который помимо дипломатической работы, занимается изучением деятельности национального героя Венесуэлы Франсиско де Миранды в России. Он посетил Сыктывкар в конце мая.

Советник-посланник Посольства Венесуэлы в России Хосе Г. Эскалона: «Que viv Venezuela, que viva la Republica de Komi!» («Да здравствует Венесуэла, да здравствует Республика Коми!»)
Фото Сергея Артеева

- Господин Эскалона, фигура Франсиско де Миранды[1] занимает особое место в истории и культуре Латинской Америки и, особенно, Венесуэлы. Как Вы считаете, можно ли в истории других стран и народов найти примеры похожих личностей? Есть ли такие фигуры в современной мировой политике?

- Конечно, для всех нас, латиноамериканцев, Франсиско де Миранда представляет собой некий идеал. Именно его мы считаем предтечей независимости всего континента Латинской Америки. Похожие фигуры, наверняка, существует и на современной политической арене. Например, Уго Чавес, которого вся Венесуэла воспринимает как продолжателя дела наших героев Франсиско де Миранды, Симона Боливара[2], Хосе де Сан-Мартина[3]. И мы верим, что Уго Чавес был тем последователем, который пытался сохранить наше политическое наследие, в том числе дух независимости и идею многополярного мира, за который мы сейчас боремся.

- Переходя от истории к современности, нельзя не упомянуть имя Симона Боливара, идеи которого в адаптированном виде вновь приобрели политическую актуальность в конце XX – начале XXI вв. и, по сути, стали идеологической платформой для «левого поворота» во многих латиноамериканских государствах. Однако сегодня можно наблюдать, как в ходе выборов власть переходит к политическим силам, занимающим консервативные и либеральные позиции. Как Вы можете охарактеризовать эти процессы? С чем это связано?

- Конечно, мы не можем забывать Симона Боливара. И в наши дни его имя пронизывает всю нашу жизнь. Имя Боливара фигурирует в названиях наших улиц, а также в названии национальной валюты Венесуэлы, которая так и называется – боливары. В связи с этим личностью Боливара пропитано все, даже воздух. И многие, конечно, утверждают, что его персона превратилась в некую мистическую фигуру. Но я думаю, что для нас его пример воплощает в себе идеалы независимости и мы его ценим именно за то наследие, которое он оставил нашей стране. Он видел Венесуэлу не как закабаленное государство, а как одно из целого ансамбля, из целого оркестра государств, которое имеет право принимать активное участие в международных отношениях. Он видел Венесуэлу как великую нацию. И хотел так и назвать ее – Великая Колумбия: страной со своей конституцией, со своими законами, с политической системой, с армией. И так появилось государство, в которое на тот момент входили территории современных Колумбии, Эквадора и Венесуэлы. И, как вы знаете, мы до сих пор очень близки. Даже наши флаги очень похожи. И сегодня мы не можем забывать о животрепещущих идеалах, которые сформулировал Симон Боливар. Продолжателями его дела являются Чавес и Мадуро. В XXI веке Венесуэла поддерживает идею интеграции. Именно поэтому были созданы такие организации как Меркосур, СЕЛАК и АЛБА. И это не просто площадки для обмена мнениями. Эти организации действительно имеют вес в мировом сообществе и пытаются сломать парадигму однополярного мира.

- И Венесуэла, и Россия являются федеративными государствами. С начала 1990-х гг. российские регионы получили возможность осуществлять международные и внешнеэкономические связи с зарубежными партнерами, в том числе взаимодействие происходит и с государственными структурами. А штаты Венесуэлы имеют возможность налаживать международное сотрудничество в каких-либо сферах?

- Для того, чтобы ответить на в аш вопрос, я должен немножко рассказать о государственном устройстве Венесуэлы. Да, Венесуэла – это федеративное государство, состоящее из двадцати четырех территорий: двадцать три из них – это штаты, одна – это округ Каракас – наша столица. И также у нас есть зависимые территории – острова в Карибском море и некоторые другие земли. У каждого штата есть свой губернатор со своей администрацией, гимном, гербом, флагом, есть свой прокурор, есть свой законодательный совет, есть своя полиция. Но следует отметить, что в бюрократическом плане все соглашения подписывает центральная власть.

- Давайте перейдем от проблем мировой политики к вопросам межкультурной коммуникации. Известно, что Венесуэла, как и большинство стран Западного полушария, является страной с весьма пестрым этническим составом. На территории страны проживают и выходцы из России, хотя их численность невелика. Играет ли какую-либо значимую роль русская община в Венесуэле для налаживания венесуэльско-российских отношений на межгосударственном уровне?

- Венесуэлу можно назвать мультикультурной страной. В ней очень гармонично сочетаются различные народы. Помимо индейцев, также очень важны испанская, португальская и немецкая общины. Много мигрантов прибыло с Карибских островов, как англоговорящих, так и франкоговорящих. Немало выходцев из Африки, которые в основном селятся на севере страны – на побережье. И, конечно, мы не можем игнорировать и русскую общину, которая прибыла на территорию нашей страны во время Первой и Второй мировых войн, и в период существования Советского Союза в целом. Конечно, выходцы из России приезжали не только в Венесуэлу, но селились и в Аргентине и других странах континента. В Латинской Америке они создавали семьи и становились частью нашего общества. Например, даже в Посольстве Венесуэлы в РФ работают представители русской общины в Венесуэле. Дед одного из сотрудников Посольства был выходцем из Сибири. Его отца звали Александр Головко-Попов. За последние 10 лет отношения между нашими странами развиваются, особенно в нефтегазовом секторе и в военной сфере. И этим вызван интерес в нашей стране к русскому языку, а в России активнее стали учить испанский.

- Как много венесуэльцев проживает на постоянной основе в России? Какие мотивы лежат в основе их решения переехать так далеко? Можно ли говорить о формировании в России венесуэльской общины?

- Конечно, присутствие венесуэльцев в России стало своеобразным эхом визита в вашу страну Франсиско де Миранды. Многие венесуэльцы прибыли в Россию в период социализма. Поступали в то время в РУДН им. Патриса Лумумбы. Они приезжали обучаться по различным направлениям: сельское хозяйство, физика, химия и многие другие. И за 10 последних лет, с углублением сотрудничества между нашими странами, конечно, присутствие Венесуэлы в России увеличилось. Развивается сотрудничество в образовательной сфере: в российских университетах сейчас обучается около 200 студентов. И учатся они на самых разных направлениях. Также на территории РФ есть представительства нашего национального банка и ряда венесуэльских предприятий. В основном венесуэльцы приезжают сюда, чтобы заниматься бизнесом, а также трудятся в гуманитарной и культурной сферах и в некоторых других областях.

- Как часто вам удается выезжать в российские регионы? Где вам уже довелось побывать? Куда бы вы хотели отправиться в будущем?

- Мне довелось побывать в различных регионах России. В некоторых из них я выступал в качестве представителя дипломатической миссии, в другие путешествовал в частном порядке (занимаясь реализацией проекта о деятельности Франсиско де Миранды в России). И, конечно, у меня было множество возможностей познакомиться с жителями России, особенно со студентами университетов. И могу утверждать, что есть определенное, даже большое сходство, между народами России и Венесуэлы. Я посетил Тулу, Орел, Санкт-Петербург и другие города, которые находятся на пути из Санкт-Петербурга в Москву. На будущее мне бы очень хотелось посетить регионы Сибири и Дальнего Востока, особенно Владивосток.

- В России есть расхожее полушутливое выражение: «Москва – это не Россия». Имеется в виду, что исторически сложилось так, что контрасты по уровню и образу жизни между столицей и другими регионами нашей страны весьма сильны и это явление сохраняется уже не одно столетие. А наблюдается ли что-то подобное в отношении Каракаса и штатов Венесуэлы? Чувствуете ли вы разницу между Москвой и российскими регионами?

- В Венесуэле существует подобное выражение. Оно не обидное, но лично я не одобряю, когда так говорят: «Каракас – это Каракас, а все остальное – лес да змеи». Я не люблю сравнивать, потому что каждая страна имеет свой дух, свое дыхание, свою жизнь. К сожалению, в мире мы не может избежать такого феномена как разделение на центр и периферию. В Венесуэле все строилось вокруг нефти – это было центральной осью развития. В XIX– начале XX вв. мы производили кофе, экспортировали его. Но как только появилась добыча нефти, люди стали покидать сельскую местность и стремились в большие города, в Каракас, где будто бы золота не меньше, чем в Эльдорадо. Но это неправда. И в итоге они оставались ни с чем.

Боливарианское[4] правительство пытается изменить эти тенденции: в провинциях создаются школы, университеты, рабочие места. Однако такой феномен по-прежнему сохраняется. Сейчас 70 % населения концентрируется в Каркасе, Маракайбо и Валенсии. И это действительно очень высокий показатель, так как остальная территория нашей страны остается практически незаселенной. В то же время 70 % наших богатств находится именно на юге Венесуэлы. И мы пытаемся изменить негативную миграционную динамику, стремимся заинтересовать людей оставаться в своих города и селах, заниматься сельским хозяйством и другой деятельностью. В принципе в России происходит то же самое. Москва и Санкт-Петербург привлекают людей. Все туда стремятся. Остальные же города, менее крупные, они красивые, они спокойные, но с меньшей динамикой. И я не очень хочу затрагивать внутреннюю политику государства, но различия заметны.

- Если перейти непосредственно к визиту в Республику Коми, то позвольте узнать, показалось ли вам здесь что-либо необычным, отличным от всего того, что вы наблюдали в других регионах России, в Москве?

- У меня пока не получилось познакомиться близко с Республикой Коми. Я не так много видел. Однако из того, что я успел увидеть, могу сказать, что Сыктывкар невероятно приятный город, и я мог заметить гостеприимство вашего народа, когда юноши и девушки, мужчины и женщины приветливо улыбались и всегда были готовы помочь. Именно так мне и представляется ваш народ – трудолюбивый, дисциплинированный, искренний. Пусть он и находится территориально далеко от столиц, но у него есть огромный потенциал.

- В Республике Коми, как и в других финно-угорских регионах России, существует проблема языковой ассимиляции, то есть уменьшается число носителей коми языка среди коми, особенно в городах, где доминирует русскоязычная лингвистическая среда. Отчасти это связано с тем, что коми интегрированы в российское общество. А насколько индейские этносы Венесуэлы встроены в венесуэльское общество? Насколько актуальна проблема языковой ассимиляции для индейцев Венесуэлы? Какие меры предпринимает правительство вашей страны для сохранения индейского населения, их языка и культуры?

- Мне очень нравится этот вопрос, так как тема довольно интересная. Как вы отметили, сегодня в Венесуэле по прежнему живут индейцы, которые появились на нашей земле задолго до прихода европейцев и имеют свою социально-политическую и культурную организацию, и конечно же, свой язык. Было потрачено почти 500 лет, чтобы признали их право на свои земли, свои языки. Именно Конституция Венесуэлы 1999 г. закрепляет права этих народов. Таким образом, Венесуэла становится мультиэтничным, мультикультурным, мультиязыковым государством. Сегодня все права этих народов зафиксированы в Конституции нашей страны. Представители индейских народов входят в состав законодательных органов и отстаивают там интересы своих этносов. Все школьные учебники, гимн и конституция переведены на индейские языки. И это способствует сохранению этнической идентичности индейцев. На текущий период на территории Венесуэлы функционирует примерно 30-34 индейских языка.

*** Перевод с испанского – сотрудника Посольства Венесуэлы в РФ Дарьи Семеновой.


[1] Франсиско де Миранда (1750 - 1816) - организатор и руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Латинской Америке, национальный герой Венесуэлы. В 1786-1787 гг. жил и работал в России.

[2] Симон Боливар (1783 - 1830) - организатор и руководитель борьбы за независимость испанских колоний в Латинской Америке, национальный герой Венесуэлы и ряда других государств.

[3] Хосе де Сан-Мартин (1778 - 1850) - один из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Латинской Америке, национальный герой Аргентины.

[4] Подразумевается политика после прихода к власти в Венесуэле Уго Чавеса в 1998 г.

5461