content/news/images/56085/IMG_0973(1)_mainPhoto.jpg
09:32, 18.11.2016

«Фантастическая реальность»: «Приставала» - это жестокий театр»

7 и 8 декабря в «Доме развития культуры и искусства» коллектив ЦДК «Октябрь», народный театр «Фантастическая реальность» представит премьеру спектакля «Приставала». Это сценическая адаптация романа бельгийской писательницы Амели Нотомб «Косметика врага». Действие постановки происходит в аэропорту им.Шарля де Голя и фокусируется на странном диалоге двух персонажей, которых объединяет нечто куда большее, чем ожидание отложенного рейса. Один – обыватель, другой – олицетворение мерзости. О «жестоком театре», насилии на сцене и значительности пьесы для зрителя БНК рассказали художественный руководитель театра Лариса Иванова и исполнитель одной из главных ролей Евгений Гаврилов.

«Фантастическая реальность»: «Приставала» - это жестокий театр»
Фото Марии Шумейко

- Спектакль создан на грант главы Коми. Почему ваш выбор пал именно на «Косметику врага»?

Лариса Иванова (Л.И.) – «Косметика врага» невероятно популярна в России: поставлен одноименный спектакль Романа Козака и Константина Райкина на сцене театра им. Пушкина, есть прекрасный балет Максима Диденко «Пассажир», проект актёров из Челябинска «Враг», спектакль «Из-за Бель» в Липецке. Это не случайно, потому что в своих произведениях Нотомб берет на первый взгляд простые, бытовые ситуации, но проблемы, которые она затрагивает, очень тонкие, едва уловимые. Они всегда связаны с личностью и ее формированием. Она берет частный случай и рассматривает его как космос – и через одного человека транслирует проблемы всего человечества. Есть ощущение, что эта история похожа на нашу сегодняшнюю жизнь. Во многом мы ведём себя как капризные дети, мы потакаем своим желаниям и незаметно для себя превращаемся в голодных духов, которые умирают от жажды и голода, но не могут насытиться. Общество не только в России, но и вообще, кинулось в крайности потребления. Нам нужны новые пастбища, плантации, больше мяса, фаст-фуда, удовольствия, мишуры, гламура – только чтобы почувствовать кайф, «мед на губах». При этом мы уже не понимаем, что значит любить. Мы слышим только себя, видим только себя. Нам кажется, что только мы в этой истории важны. Только мы знаем, как правильно. И так происходит, что сама жизнь - ускользает от нас.

Евгений Гаврилов (Е.Г.) - Грант был выделен конкретно на эту постановку. Идею предложила Лариса. Сначала мы думали, что может быть стоит вспомнить «Стулья» Ионеско, но затем решили выбрать что-то новое. Зачем нам реанимировать старое и никому не интересное? Тем более мне хотелось появиться в новом, неожиданном образе. Такого я еще не делал.

IMG_0937.jpg


- Поэтому вы сразу согласились на роль Текстора, приставалы – откровенно мерзкого и неприятного человека, хотя до этого у вас все образы были положительными?

Е.Г. – Приставала – это, конечно, мой герой. Лариса предложила мне играть в спектакле еще в прошлом году. Для меня эта работа волнующая по нескольким причинам. Во-первых, с театром «Фантастическая реальность» я связан невидимыми нитями еще с 1996 года, но после наши пути разошлись. Последние годы мы в основном сотрудничали в рамках проектов Союза театральных деятелей, например «Театральные деликатесы». Все они небольшие – разовые культурные акции. И так здорово вышло, что на сцене воссоединились два старинных сценический партнера – я и Евгений Буткин, который исполнит роль второго центрального героя Жерома. Этот момент вызывает во мне трепет и волнение. «Фантастическая реальность» – место, откуда я начинал свое творчество. Во-вторых, сам материал очень непростой. Я давно не играл драматических ролей, все больше в музыкальных проектах. Это камерный спектакль, близость зрителя, небольшая сцена. «Прилипала» для меня по большому счету психодрама.

- Отсюда и высокий рейтинг?

Е.Г. – Слабонервным на этот спектакль ходить нельзя. 18+ - потому что присутствуют сцены жестокости и насилия. Нельзя особо восприимчивым, потому что «Приставала» - это жестокий театр. Он вскрывает червоточины. Моя роль граничит с натурализмом, хоть мы и избегаем откровенно натуралистичных моментов, однако, степень правдивости в отображении персонажа велика.

- Были ли до этого у вас похожие постановки?

Л.И. – Бекет, «В ожидании Годо». Это целый слепок с мироздания. В каждом из персонажей зритель мог узнать себя. Нам важно видеть, как меняется человек в конкретном отрезке сценического времени. Подробное проживание ситуации и эмоциональный обмен актёров и зрителей, вот что по-настоящему ценно. В этом спектакле мы предлагаем прислушаться к себе, потому что любая работа по изменению мира начинается с тебя самого.

IMG_1009.jpg


- Летом помещение театра сильно пострадало из-за мощного ливня: были затоплены декорации, костюмы, ценные вещи. Как вы пережили последствия стихии и успели подготовить премьеру?

Л.И. – Полтора месяца мы мыли, спасали, что можно было спасти. Теперь мы можем продолжать репетиции, а это самое главное. Наш новый спектакль, достаточно аскетичен. По отношению к нему действует принцип «чем меньше в этой истории театра, тем она будет точнее». Тут зрелищная составляющая - это артисты. Я хочу, чтобы зритель видел их игру, их взаимодействие. Внимание будет только на них. Я не уверена до сих пор, нужен ли мне цветной свет на сцене, потому что не хочется излишней театральностью, заглушить реализм.

IMG_1036.jpg


Е.Г. – Мы думали, что премьера будет весной. Тогда не получилось, и мы перенесли ее на октябрь. Потоп внес свои коррективы – мы на полтора месяца выпали из репетиционного процесса. Было невозможно даже находиться в нашем помещении. Сейчас стало спокойнее и чище, но вздыбленные полы как были, так и остались. Это было настоящее стихийное бедствие, форс-мажор, но важно, что премьера все же состоится.

- Евгений, повлияла на вас первая постановка этого спектакля, где Текстора сыграл Константин Райкин?

Е.Г. – Я не был на спектакле, но знаком с критикой по нему. Я не очень люблю изучать предыдущие постановки, чтобы даже случайно не повториться. Важно относиться к этому как к игре. Я, конечно, ныряю в это, превращаюсь в совершенную мерзость, но это лишь показывает, что в каждом человеке есть хорошее и плохое. Это есть и во мне. Спектакль – возможность все это пережить. Но на меня этот персонаж влияет – некоторые шутки сейчас совершенно на грани. Текстор говорит так много, что можно буквально сойти с ума. Для меня это катастрофическая роль, потому что две трети текста – мои. Я до сих пор его учу. Параллельно я работал над ролью Дон Кихота в одноименном балете, и это было очень вовремя. Это уравновесило, дало возможность переключаться, понять, что это все-таки игра.

IMG_0949.jpg

- Место действия, аэропорт, не меняется, а вся постановка – это диалог между персонажами. Как же будет развиваться действие?

Л.И. – Есть предлагаемые сюжетом ситуации, мы не будем делать что-то, что выходит за эти рамки. Это камерный театр. Мы концентрируем внимание на людях, потому что важно увидеть их взаимодействие. В этом суть.

Е.Г. – Диалог сам по себе сценическое действие, оно же включает определенную пластику. Мой герой ведет себя ужасно, он говорит с ужимками – он невероятно отвратителен. И абсолютно реальный, потому что подобных ему полно. Также все, в том числе и зрители, словно находятся внутри этого зала ожидания. Они сами станут пассажирами, невольными свидетелями этого диалога. Для «Фантастической реальности» вовлечение зрителя свойственно.

IMG_0920.jpg

- Спектакль перенасыщен множеством отталкивающих, отпугивающих моментов – в том числе упоминанием изнасилования, самоубийства. Не боитесь, что зритель может уйти?

Е.Г. – Я пойму. Но думаю, многим захочется остаться и понять, как же справится с этим потоком грязи второй герой, Жером. Мы даже думали выдавать бумажные пакетики, если кто-то почувствует тошноту.

Л.И. – Я не думаю, что они уйдут. Мы не делаем физиологии, как бы ни пугал Евгений.

- «Косметика врага» – многоуровневая пьеса. Какую ключевую тему вы выделяете в спектакле?

Л.И. - Я шла и думала, почему выбрала название «Приставала». Есть выражение – «Что ты ко мне пристал...?» Это что-то, что обязательно надо решить. Это не просто человек к человеку пристал, а пристал вопрос. Зачем я живу? Что я есть? Ради чего я живу? «Приставала» на уровне быта понятен, это то, что может случиться с каждым. У кого-то это серьезный враг, который толкает на аморальные поступки. У кого-то маленький демон, который сидит в каждом из нас.

IMG_0990.jpg

Е.Г. – Мы выделили главные, принципиальные моменты в этой истории. Вне работы мы часто обсуждаем вопросы современного общества и человека. Я когда-то сформулировал, что такое театр – это «практическая антропология». Мы изучаем человеческий опыт и воплощаем его.

Мир стал очень суров. Даже наш город меняется, приобретает черты больших городов, когда возникает безразличие и, как говорит мой герой, «искренняя жестокость». Мы читаем криминальные новости, следим за этим, нам нужны подробности. Откуда это все? Мы всегда ищем причину появления этого вовне, а не пытаемся заглянуть внутри себя. Это все сидящее в каждом из нас, то, что мы стараемся не замечать.

Эта история дает понять, как важно найти в себе этого «приставалу» и вовремя пресечь его. «Если бы ты убил меня в начале, тебе не пришлось бы слушать столько неприятных откровений», - говорит Текстор. Несмотря на материал, в спектаклях «Фантастической реальности» всегда есть свет, добро, освобождение. Иначе это было бы бессмысленное искусство.

2929

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • Вопрос?
    18 нояб. 2016 г., 9:38:37
    Ответить
    Это все на правах рекламы?
    Отправлено из мобильной версии
  • Вован
    18 нояб. 2016 г., 9:54:50
    Ответить
    Мда... ФР не ищет легких путей. Мягко говоря.
  • Интересненько
    18 нояб. 2016 г., 11:27:54
    Ответить
    Прически у них очень похожи и формой и цветом, это специально?
    • 123
      18 нояб. 2016 г., 14:36:09
      Ответить
      Судя по фоткам, в соседней парикмахерской сейчас скидки на "химию".
  • Старый
    18 нояб. 2016 г., 11:39:32
    Ответить
    Могли бы Борю позвать вопросики позадавать... А билеты где продаются?
  • просто мария
    18 нояб. 2016 г., 14:43:47
    Ответить
    кто это?
    зачем так много букаф? и кто эти рожи?
  • Юрий
    18 нояб. 2016 г., 15:40:13
    Ответить
    Осень..... Обострения....
  • Прилузье
    18 нояб. 2016 г., 16:22:21
    Ответить
    Ждем с гастролями)))