content/news/images/60149/ANT_1852-ok_mainPhoto.jpg
13:00, 06.03.2017

Светлана Сурина: «Мир готов воспринимать наше среднее профессиональное образование»

С 28 февраля по 2 марта в Коми проходил второй региональный чемпионат WorldSkills. Более 100 студентов-очников, молодых специалистов, учащихся общеобразовательных организаций состязались в профессиональном мастерстве по девяти компетенциям Worldskills и компетенции JuniorSkills. О том, зачем нужны такие чемпионаты, что представляет собой система среднего профессионального образования в Коми и что делает рабочие профессии престижными, БНК рассказала начальник отдела профессионального образования министерства образования, науки и молодёжной политики Коми Светлана Сурина.

Светлана Сурина: «Мир готов воспринимать наше среднее профессиональное образование»
Фото Николая Антоновского

- Светлана Викторовна, кажется, не все поняли до конца, для чего вообще нужны такие мероприятия, как чемпионат WorldSkills? Что они дают системе среднего профессионального образования и студентам в практическом плане?

- В этом году у нас уже второй региональный чемпионат WorldSkills Russia. А весь чемпионат WorldSkills – это некий элемент позиционирования системы профессионального образования с точки зрения подготовки кадров, когда подготовка специалистов оценивается по мировым стандартам. Сейчас очень много говорится о мировых стандартах, о том, что необходимо повышать уровень подготовки специалистов, как можно оценить подготовки специалиста на уровне мирового сообщества. WorldSkills как раз и позволяет оценить подготовку кадров по этим эти мировым стандартам

Мероприятие достаточно затратно по финансам, по людским ресурсам, потому что оборудование, на котором молодые профессионалы показывают своё мастерство, раздаточные материалы и материалы для работы должны быть определённого качества и определённого уровня.

Мы столкнулись с очень серьёзными проблемами, например, в IT, когда даже в СГУ не нашлось того количества рабочих мест, которые бы позволяли одновременно проводить соревнования для всех участников. Пришлось просить помощи у наших социальных партнёров.

В компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» должны быть использованы определённые расходные материалы, также, как и по компетенции «Парикмахерское искусство», где может быть использована косметика определённой фирмы. Для парикмахеров же пришлось заказывать головы с натуральными волосами. Использовать этот манекен можно было только один раз, показывать мастерство стрижек участникам соревнований на людях нельзя, так как все участники должны были находиться в равных условиях.

Очень серьёзные условия. И это не надумано, это не способ формализовать конкурс, а способ создать единые условия и единые требования к участникам. Наша территория – часть России. Дальше наши победители поедут на всероссийские этапы с абсолютно такими же условиями проведения соревнований, такими же требования. А дальше, если все получится, то будут уже EuroSkills и WorldSkills.

- То есть это такая «олимпиада» для среднего профессионального образования?

- Да, и очень почётная. Ещё лет пять назад Россия была представлена на этих соревнованиях достаточно скромно. Наверное, мы не стремились показать себя на мировом уровне. После того, как была поставлена задача президентом РФ Владимиром Путиным позиционирования России как страны с высоким уровнем подготовки специалистов, когда Казань выиграла право проведения WorldSkills в 2019 году, это стало показателем того, что мир готов воспринимать наше среднее профессиональное образование.

- Необычно говорить о престиже среднего профессионального образования России на мировом уровне, тогда как у нас ведущие вузы падают в рейтингах.

- Люди сейчас достаточно мобильны в миграционном плане. И Россия принимает эти потоки, и наши люди едут работать в другие страны. И мы знали о том, что не всегда за пределами России принимают нашу подготовку кадров. Эти чемпионаты как раз и показывают, что качество подготовки и стандарты подготовки специалистов границ не имеют. И это поднимает престиж рабочих профессий.

Конечно, когда родители не работают сами по рабочим профессиям, они прививают своим детям отношение к среднему профессиональному образованию с точки зрения старых знаний о рабочих местах. Но ведь прогресс не стоит на месте. Да, не везде, но требования к рабочим поменялись принципиально. Так, сварщик сегодня – это высококвалифицированный специалист, который владеет разными технологиями, работает с современными оборудованием и материалами. И эти люди очень востребованы и очень нужны.

Если у специалистов с высшим образованием много работы механизировано или переведено на уровень системных решений, например, в банковской сфере, то в рабочей сфере это просто невозможно, там имеет значение человек и его компетенции. Сейчас получить хорошую рабочую профессию очень даже престижно.

Более того, изменилась структура в системе высшего образования. Теперь стандарты прикладного бакалавриата предполагают, что студенты могут получить рабочие профессии в процессе получения высшего образования. Инженеры теперь становятся не просто теоретиками, а практиками со свидетельствами рабочих профессий. Особенно это востребовано в нефтянке, газовой, угольной, лесной промышленности. И работодатель делает выбор в пользу именно таких специалистов.

- Выпускники же до сих часто жалуются, что без опыта работы не могут трудоустроиться сразу после получения диплома. Ситуация хоть как-то меняется?

- Думаю, такие заявления устарели принципиально. У нас есть очень хороший, объективный мониторинг. Как только студент заканчивает обучение, министерство образования и науки Российской Федерации получает информацию о номерах выданных дипломов и передаёт ее в Пенсионный фонд РФ, где отслеживаются отчисления работодателей по этим выпускникам. И такой мониторинг показывает, что 85% выпускников системы, например, высшего образования в Коми трудоустраиваются после получения диплома. Это очень высокий показатель. По некоторым специальностям этот показатель доходит до 100%. Там же можно увидеть и среднюю заработную плату молодых специалистов. Сайт называется «Мониторинг трудоустройства выпускников».

ANT_1866-ok.jpg

В рамках чемпионата WorldSkills в Сыктывкаре прошла большая конференция, где мы обозначили другую проблему – наши работодатели не всегда понимают, что такое студенты и молодые специалисты. Принимая на практику студентов, они не всегда создают им соответствующие условия. В этом случае студенты используются в качестве неквалифицированной рабочей силы. И в этом случае, до выхода студентов на практику доля желающих работать по специальности достигает 100%, после практики уже – 80%. Это неправильно, студенты должны работать по будущей специальности, к ним должны предъявляться соответствующие требования. Мы постоянно говорим об этом работодателям: создавайте условия для появления у вас на производстве молодых специалистов высокого уровня.

- А в целом работодатели понимают сегодня, сколько и кого они могут принять на работу? Заказ на специалистов существует?

- Если работодатель знает, кто и на какую перспективу ему нужен, имеет чёткий план развития своё предприятия, в том числе и кадрового, он однозначно идёт в образовательную организацию, и отслеживает своих будущих работников, начиная с первых курсов. Как правило, это большие компании, промышленные предприятия. Им выгоднее уже в процессе обучения, на уровне государственных затрат на подготовку специалиста довести студента до того уровня, когда его можно будет принять на работу без дополнительных затрат. Да, малый бизнес к такому поведению не готов, он работает по факту. Но крупный бизнес даёт нам заказы на специалистов, обустраивает учебные площадки, лаборатории, практические базы - и это гораздо меньшие суммы, чем те, что необходимы на самостоятельное обучение специалистов.

- Образовательные центры сосредоточились в городах, в районах мало что осталось за последние десятилетия. Как результат, выпускники в лучшем случае остаются там, где отучились, и в свои районы, в глубинку возвращаться не торопятся. В этом направлении есть действенные решения?

- Районы действительно испытывают кадровый голод, можно так сказать. Но, к сожалению, сегодняшние условия таковы, что иметь образовательные организации в каждом муниципальном образовании невозможно, хотя бы потому, что оборудование, на котором нужно обучать студентов, стоит очень дорого и быстро устаревает. Мы два года назад создали центр квалификации по сварщикам. А сейчас поняли, что он уже частично устарел. На одной из площадок WorldSkills мы увидели, что наше оборудование уже не отвечает современным требованиям в полной мере.

Для того, чтобы оставлять молодёжь в районах, мы предлагаем несколько моделей подготовки рабочих кадров. Во-первых, мы сохраняем филиальную сеть в муниципалитетах, но по принципу сетевых взаимоотношений с головной организацией. Ряд образовательных блоков – модулей они реализуют самостоятельно, а те, которые требуют использования высокотехнологичного учебного оборудования, проводятся на базе головных организаций. Это сетевая форма, при которой часть обучения проводится в муниципалитете, а часть – в центре. И таким образом для того, чтобы завершить образование, молодёжь возвращается в свои районы. Это, наверное, правильное решение. Если мы хотим быть в тренде, участвовать в чемпионатах WorldSkills, мы должны уметь это делать.

Ещё мы сейчас заводим принципиальное понятие целевого обучения. Уже четыре года действует закон «Об образовании в Российской Федерации», по которому применяется новая норма, когда работодатель приходит в образовательную организацию и предлагает студентам некие меры социальной поддержки на время обучения за обязанность отработать после получения диплома три года. Например, в Корткеросском районе работодателю нужен парикмахер, и он готов оплатить студенту проезд к месту практики, выплачивать дополнительную стипендию, а после в течение трёх лет этот выпускник должен будет у этого работодателя отработать. Этот договор целевого обучения сейчас заведён и как показатель качества работы техникумов и колледжей.

И третий момент, который мы только-только запустили в работу – это возрождение УПК. Мы вернулись к идее учебно-производственных комбинатов, в которых школьники могли получать рабочие профессии. Осенью 2016 года мы предложили в муниципалитетах всем организовать профессиональное обучение школьников на базе наших колледжей и техникумов. Речь идёт, как правило, о 10-классниках, желающих получить профессию ещё до выпуска из школы. Дело это совершенно добровольное и бесплатное. Мы предполагаем, что такие школьники уже не обязательно поедут куда-то из своих районов после окончания школы, так как у них уже будет профессия и возможность трудоустроиться.

- Раньше это было обязательно. А сейчас добровольно?

- Исключительно по решению самих школьников и их родителей. И мы видим, что пришедшие к нам школьники учатся, отсев единичный. Это говорит о том, что решение было абсолютно правильным. Мы предлагаем рабочие специальности, такие как младшая медицинская сестра, повар, кондитер, швея, автомеханик, столяр и другие. Все эти профессии дают некую социальную защищённость детям даже на бытовом уровне в будущем.

- Студенты с удовольствием осваивают новые технологии. А вот их педагоги готовы к этому? Как готовятся современные педагоги для современной системы образования?

- Не все, конечно, но и педагоги тоже готовы учиться. Министерство образования и науки России хорошо понимает то, что кадры решают все, особенно в системе профессионального образования. Именно поэтому сейчас будет реализована очень хорошая система повышения квалификации и переподготовки кадров на базе специализированных центров. В России таких центров семь, в них вложены огромные федеральные средства, каждый из них ориентирован на определённые компетенции. Например, строители – в Подмосковье, IT в Казани, и так далее. Эти центры оснащены по последнему слову техники и нацелены на исполнение поручения президента: ежегодно пять тысяч мастеров и педагогов системы СПО ежегодно должны повышать свою квалификацию.

Когда у нас сейчас проходил чемпионат WorldSkills, один из наших экспертов сказал мне: «Я понял для себя, что не готов быть экспертом, потому что я два раза повышал квалификацию за последние годы, но все было связано не с теми уровнями программы». Когда мы его отправим в тот центр повышения квалификации, который заточен под такие чемпионаты, как WorldSkills, он однозначно начнёт давать своим студентам новый уровень знаний. Такое обучение мастера будут проходить обязательно раз в три года.

4423

Комментарии (21)

Добавить комментарий
  • Чел.
    06 марта 2017 г., 13:09:25
    Ответить
    Образование спеца
    Самые спецы наши- это электрики. Голыми руками меняют розетки. На вопрос- током не бьет? Ответ- щекотно.
    Отправлено из мобильной версии
    • после
      06 марта 2017 г., 13:11:17
      Ответить
      этого долго улыбаются сквозь зубы
    • Со стороны
      13 апр. 2017 г., 11:30:16
      Ответить
      Пока Сурина занимается образованием, ничего лучшего чем ,,плохо,, не будет. Ей некогда, она мутит воду в СПО, двуличная дама.
      Отправлено из мобильной версии
  • .
    06 марта 2017 г., 13:11:19
    Ответить
    Мир готов?? Да республики коми не готова даже воспринимать высшее образование, не говоря уже о срелнеспециальном.
    Отправлено из мобильной версии
  • опять
    06 марта 2017 г., 13:12:09
    Ответить
    Портянка ни о чем
    Отправлено из мобильной версии
    • бросте вы
      06 марта 2017 г., 13:45:21
      Ответить
      светлана отрабатывает
      свой гапликовский хлеб
    • И так
      12 апр. 2017 г., 8:35:37
      Ответить
      Не о чем...Да. Потому что Сурина ,,ни о чем,, Только ,,стареет,, сидя в минобре, больше ничего о ней сказать нельзя. Хотя нет, еще пожалуй ,одна из первых кто создает грязные сплетни про всех и вся. Теперь все.
      Отправлено из мобильной версии
  • АЛЕКСАНДРАС
    06 марта 2017 г., 14:10:32
    Ответить
    БЕДА
    Это всё пустые разговоры. "Училками" в школах УБИТО желание и осознание, связанное с получением рабочей профессии. Нет площадки для мотивации школьников. Педагог - трудовик: это, в глазах "училок", человек "второго сорта". Нет мотивации и у педагогов, которые должны стать мастерами производственного обучения. Про что говорим, если в школах нет урока черчения, нет ни одного предмета пространственного осмысления мира, нет даже астрономии. Наши дети учатся по ТУПОЙ АМЕРИКОСНОЙ программе, которую навязал России Сорос ещё в начале 90-х годов. Стыдно и Больно.
    • Ой-ли?
      06 марта 2017 г., 14:26:00
      Ответить
      Навязали ему! Коли все такие тупые, что ж ты, кладезь интеллекта, в 90-е кузькину мать им не показал ? Нравится? Наслаждайся!
      • Дьяконов С.С.
        06 марта 2017 г., 14:51:29
        Ответить
        Ну до 90-х рабочим специальностям неплохо учили в ПТУ.
  • зксперт
    06 марта 2017 г., 14:42:22
    Ответить
    Для меня не очень понятно, почему названия конкурсов и соревнований именуют на английском языке. Откуда такая нелюбовь к русскому языку даже на государственном уровне? Министерство образования, как я понимаю госучреждение.
    Отправлено из мобильной версии
    • ...
      06 марта 2017 г., 15:04:10
      Ответить
      Это приоритетный федеральный проект.
      • тоже
        06 марта 2017 г., 17:19:21
        Ответить
        я вот грущу над мотто этого мероприятия. кто-то там у них kills. грохнул весь мир, потом еще джуниоров добивал. а недавно духовенство стало ездить на вездеходе трэкол по тундре. по-английски всё хорошо - track all, проедет везде, утащит всё. но на севере много где - ол означает труп, мертвец, а формант -ак- это как does в английском, обладание, способность. самый известный пример - чу-ак-чи - человек-владеющий-оленем. вот, хочу найти носителей живого языка, спросить, что для них означает трэ-ак-ол
        • буквы платные в тексте?
          06 марта 2017 г., 21:29:18
          Ответить
          Написано же World Skills, а не kills. Мировые навыки. Английский - международный язык, конкурс международный. Русский - тоже международный, да вот мало людей говорит на нем.

          И вообще, не стоит уподоб***ься в своих лингвистических рассуждениях Задорнову, когда есть словарь.
  • :- )
    06 марта 2017 г., 22:59:14
    Ответить
    Это просто чудо какое-то, что у нас появились не только "дэffективные манаhеры", но и 'рукастные' молодые люди, способные удивить мир.
    Отправлено из мобильной версии
    • Менедж
      13 апр. 2017 г., 20:58:15
      Ответить
      Сурина слабое звено в минобре на нее ,,папка уже с косяками до потолка доросла,,. Боится сильных людей, не понимает ничего при проверках, ходит как детсад ,,подручки,, с директорами, короче не доросла до кресла управления, а просто постарела в нем.
      Отправлено из мобильной версии
      • Работники
        17 июня 2017 г., 14:36:24
        Ответить
        Она у нас в медколледже с Пилипенкой вообще в обнимкку по коридорам шастала постоянно
  • Профессор Преображенский
    07 марта 2017 г., 10:42:36
    Ответить
    Светлана Викторовна жжет
    Поглядите-ка как Светлана Сурина стала такой "продвинутой", наверное после прихода Михальченковой Н.А. Скоро совсем русский язык забудут в Минобразе.
    • Горожанин
      12 апр. 2017 г., 8:26:27
      Ответить
      Михальченковой надо гнать ее в шею пока она ей проблем не добавила! Суриной давно пора в театр податься, комедии и интриги это ее конек! Где Сурина там полный развал!
      Отправлено из мобильной версии
  • Лекция
    07 марта 2017 г., 18:52:06
    Ответить
    СГУ имеет все необходимое оборудовпние и достаточно рабочих мест для проведения таких чемпионатов. Это минобр Коми не нашел достаточного количества участников.Половина участников из СГУ и все призовые места заняли. Сурина вообще в курсе как проходил чемпионат? Если бы не СГУ республике бы ITплощадку не вытянуть. Вместо того чтобы спасибо сказать говорит ерунду.
    Отправлено из мобильной версии
  • Не минобр
    12 апр. 2017 г., 8:20:28
    Ответить
    Сурина! Да ладно...Сама сначала наведи в работе порядок, твои слова давно не стоят и гроша. Из-за таких как ты в СПО бардаки сплошь и рядом.
    Отправлено из мобильной версии