content/news/images/63137/IMG_9919(1)_mainPhoto.jpg
11:27, 20.05.2017

Концертмейстер Мария Ляшева: концерт-аперитив станет новым впечатлением для любителей оперы

23 мая в рамках XXVII международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» (Сыктывкарская весна) любителей оперного искусства ждет приятный сюрприз - концерт вокальной музыки «UN NIDO DI MEMORIE..» или «Колыбель воспоминаний». В необычной атмосфере гости вечера окунутся в редко исполняемую итальянскую оперу рубежа XIX-XX веков. Идею концерта-аперитива привезла с родины оперного искусства концертмейстер Мария Ляшева. О подготовке к концерту она рассказала БНК.

Концертмейстер Мария Ляшева: концерт-аперитив станет новым впечатлением для любителей оперы
Фото Марии Шумейко

- В Сыктывкаре концертов-аперитивов еще не было. Расскажите об этом формате.

- Для нашего города это будет новая форма. Концерт-аперитив предполагает органичное сочетание красивой, серьезной оперной музыки и непринужденного, приятного времяпрепровождения. Подобные концерты достаточно распространены в Европе, правда там они чаще проходят на открытом воздухе летом - к этому располагает климат. В Италии концерты-аперитивы бывают, например, на родине Пуччини в городе Торре дель Лаго, где в этом году пройдет 63 международный оперный фестиваль, посвященный его творчеству. Иногда такие концерты проводятся в преддверии спектаклей, как своеобразная реклама или анонс какой-то постановки с ариями и сценами из одной оперы. Второй вариант - тематический концерт, который объединяет творчество одного направления или композитора. Но принцип один - это концерт-общение. Все это происходит в парке, на открытой площадке - импровизированной сцене, инструмент часто тоже бывает мобильный - цифровое пианино, а зрители сидят за столиками с легкими закусками. Публике очень нравится такая атмосфера - концерт недлинный, идет без антракта не более полутора часов. У зрителей появляется возможность насладиться серьезной музыкой и провести время в компании друзей или семьи.

- Что же будет в нашем театре?

- У нас концерт пройдет в фойе театра, рояль расположат в центре, что позволит более функционально использовать пространство. Это будет непосредственный живой контакт с возможностью вблизи увидеть солистов театра, что исключается во время оперных спектаклей. Они будут находиться в непосредственной близости со зрителем и даже, возможно, сидеть рядом с ними. Такое решение позволяет обыграть множество разных точек в плане режиссуры, поэтому артисты будут порой неожиданно появляться перед публикой. Зрители сядут за столики, на которых будут легкие закуски. Количество мест ограничено - концерт рассчитан на 70-80 человек. Это первое и в какой-то мере эксклюзивное мероприятие, которое может стать как новым впечатлением для любителей оперы, так и отличным подарком. Сейчас вместе со мной над режиссурой концерта работает режиссер Евгений Недокушев.

- Как подбирался музыкальный материал для концерта?

IMG_9952.jpg

- За шесть лет работы в Италии я познакомилась с разными красивыми ариями и произведениями, которые у нас в России мало известны или неизвестны совсем. Некоторые из них не исполняются сегодня даже в Италии. Я сама изучала разные оперные клавиры, например, оперы Леонкавалло «Заза» и «Богема», произведения Масканьи, Чилеа – они практически неизвестны широкой публике. У меня сформировалась подборка арий и сцен для разных голосов, разных по характеру, содержанию, из которых я начала выстраивать программу. В прошлом году я познакомилась с труппой театра и стала думать, как эту музыку можно распределить между солистами. Репертуар специально не подбирался, но в итоге очень органично подошел нашим артистам. В программе будут заняты 12 ведущих солистов театра. Прозвучат арии, дуэты, а сюрпризом станет финальный номер, в котором споют все участники концерта.

- И какая тема выбрана для аперитива в Сыктывкаре?

- Вся программа посвящена веризму - художественному направлению в итальянской культуре. Изначально веризм зародился в литературе, а затем органично охватил музыку и живопись. Основными представителями этого направления в итальянской музыке являются Пуччини, Леонкавалло, Чилеа, Масканьи. Название произошло от итальянского сочетания «la verа vita», что означает настоящая жизнь. Композиторы-веристы принципиально поменяли оперную концепцию и в качестве главных действующих лиц представили простых, обычных людей. Но есть среди героев и знаменитые актрисы и певицы (некоторые оперы были написаны по реальным событиям). Отличительная черта этого направления – акцент на подробную психологическую характеристику каждого персонажа. Все изменения эмоций настолько детально прописаны, что оперы веристов по своей динамике напоминают художественный фильм. Именно поэтому даже взятые отдельно от контекста арии будут понятны зрителю. Поскольку арии исполняются на языке оригинала, перед каждым номером мы представим оперу и расскажем, о чем каждая ария.

IMG_9942.jpg

- Вы привезли солистам театра малоизвестные арии, которые редко звучат даже в Италии. Сегодня исполнители, разучивая партии, обязательно прослушивают аудио или смотрят видео оперных звезд. Насколько помогают в этом случае технологии?

- Технологии, безусловно, влияют и, в основном, конечно, помогают. У любого артиста появляется возможность послушать несколько разных интерпретаций, сравнить, выбрать для себя что-то, что он считает нужным. Некоторые произведения, которые будут исполняться на концерте-аперитиве, есть в нескольких раритетных записях. Разумеется, манера исполнения певцов того времени очень отличается от современной. Не нужно ее копировать, потому что мы живем в другом веке и в другой среде. Эстетические взгляды и вкусы тоже меняются. Для любого артиста всегда очень полезно слушать и сравнивать себя с другими известными исполнителями, но каждый все равно должен искать свой образ.

Но есть опасность в том, что можно начать учить музыку на слух по интерпретации знаменитых певцов – например, Кауфмана, Паваротти, Нетребко. Это тоже не очень хорошо. Я считаю, что музыка должна начинаться с первоисточника, оперного клавира, а еще лучше – с оркестровой партитуры, где выписаны все ремарки композиторов. Наша главная цель - передать то, что хотел сказать автор в своем сочинении. К сожалению, сегодня немало исполнителей, которые увлекаются своей собственной интерпретацией, привносят что-то свое, а потом это становится неким стереотипом. Его начинают копировать, и первоначальный облик произведения утрачивается.

- Почему это происходит?

- Иногда чтобы показать свои способности – к примеру, подержать подольше длинную ноту, а где-то наоборот - облегчить исполнение в плане дыхания. Я стараюсь убедить певцов в том, что исполнение мировых оперных звезд - это не показатель и не эталон. Всегда нужно отталкиваться от замысла композитора. Я за то, чтобы сначала изучение происходило с клавиром, а потом в процессе работы солист добавлял что-то свое.

- Еще один момент про европейских оперных исполнителей: как сказывается на уровне солистов отсутствие репертуарного театра? Получается, что музыканты сами должны максимально готовить себя к работе?

IMG_9945.jpg

- У такой формы работы есть и преимущества, и недостатки. Преимущество в том, что артист должен всегда держать себя в хорошей форме. Он знает, что если он хорошо себя не покажет, опустит планку, то в следующий раз ему не предложат контракт, не позовут на фестиваль или в постановку. Он все время должен быть на высоте, а это стимулирует к постоянным качественным занятиям, работе над голосом, изучению новых партий. Это хороший стимул, чтобы все время профессионально расти.

Недостаток же в том, что сама жизнь усложняется, и главный на сегодня аспект - экономический. Эта профессия требует постоянных финансовых вложений, начиная с занятий с педагогом и концертмейстером, заканчивая поиском театральных агентов, которые будут заниматься продвижением артиста. Кроме того, велики расходы на постоянные перемещения - как правило, артист не работает в каком-то театре конкретного города. Сейчас особенно молодые исполнители во многом работают даже в ущерб себе, потому что знают - только так они могут заработать себе имя. Жизнь современного оперного артиста очень нелегка. В этом плане репертуарные театры дают гарантию стабильности и постоянной работы. В странах Северной Европы ситуация несколько лучше, и туда сейчас уезжает много итальянской молодежи.

- Вы работали с труппой нашего театра в прошлом году, в этом сезоне помогали ставить «Кармен». Отмечаете ли вы прогресс исполнителей, ведь целый год они проработали с новым режиссером?

- С Ильей Семеновичем Можайским в прошлом году мы готовили «Тоску». Режиссер, который тщательно работает над персонажем - огромное приобретение для театра. Сегодня в театральном мире часто спектакли ставятся в короткие сроки, а Илья Семенович детально прорабатывает образ каждого персонажа и его взаимоотношения с другими героями. Это качественно улучшает спектакль.

В целом труппа театра профессионально растет, работает сейчас с двумя иностранными языками – итальянским и французским. В «Кармен» пришлось учить разговорные диалоги, которых прежде не было, искать новые интонации, но все с этим справились. Все певцы занимались с большим энтузиазмом. Сейчас, когда я привезла в театр ноты редких итальянских арий, они с удовольствием работали над новыми красивыми произведениями. Мне это приятно. Если эта инициатива будет интересна зрителю, такая форма концертов может иметь продолжение. Тем для будущих концертов-аперитивов множество: к примеру, неизвестная французская музыка или фрагменты из мюзиклов.

2561

Комментарии (7)

Добавить комментарий
  • Музыкант
    20 мая 2017 г., 13:56:56
    Ответить
    Музыка
    Машенька - замечательный музыкант и умница. Радостно прочитать такое интервью. Успехов тебе в твоей деятельности!
  • согласен
    20 мая 2017 г., 14:13:59
    Ответить
    на счёт режиссёра - профессионал.
    • Эжвинка
      20 мая 2017 г., 20:35:14
      Ответить
      Наш театр оперы и балета стал одним из лучших!
      Кармен и Дон Кихот восхитили!
      • мнениё
        20 мая 2017 г., 22:20:05
        Ответить
        Наш театр входит в десятку лучших театров мира. А может даже в пятёрку.
  • Да
    20 мая 2017 г., 22:23:43
    Ответить
    Концерт-аперитив - это замечательно, жаль, что для нашей семьи не совсем подъёмно. Очень дорогой билет. И это не приглашенные артисты
  • Профи
    22 мая 2017 г., 11:02:45
    Ответить
    Господа , может не будем превращать театр в ресторан ? Все-таки , театр - это высокое искусство !
  • сыктывкарка
    14 авг. 2017 г., 21:13:04
    Ответить
    Не всё,что происходит на Западе,надо перенимать. Слушать серьёзную музыку и,при этом пить и жевать - это неуважение к исполнителям. Другое дело - тысячная аудитория на открытом воздухе,люди приходят просто отдохнуть,они приходят,уходят,разговаривают... К тому же - концерт бесплатный. В данном случае - пришли истинные любители,купили билет(не дешёвый!) и настроились на музыку! Еда и напитки здесь совершенно лишние...