content/news/images/66958/Posle-finischa_mainPhoto.jpg
08:01, 21.08.2017

Антон Мельников: «Вождение у меня в крови»

Мастер спорта по автоспорту Антон Мельников - победитель ралли-рейда «Шелковый путь» 2010 года в категории «продакшн дизельные серийные автомобили», обладатель Кубка России 2011 года по автоспорту в абсолютном зачете, а также лучший новичок марафона «Дакар-2012». Уроженец Усть-Цилемского района, который уже давно живет в Москве, в 2015 году создал команду «Комиавтоспорт» и под ее знаменем участвует в ралли-рейдах вместе со своим бессменным штурманом Антоном Николаевым. Интересные факты из своей биографии Антон Мельников рассказал в интервью журналу «Регион».

Антон Мельников: «Вождение у меня в крови»
В материале использованы фото Ярослава Севрука, а также фото предоставленные Антоном Мельниковым

– В моноспектакле «Как я съел собаку» Евгений Гришковец забавно описывает тяготы службы на острове Русский, рассказывает о том, как наказывали искусством, заставляя по 20 раз подряд в день смотреть фильм «Жестокий романс». Вы ведь тоже служили на Русском?

– Совершенно верно. Не сказал бы, что отрицательные впечатления остались. Мне, кстати, ближе автобиографическая повесть Андрея Загорцева «Матрос специального назначения» об этом острове. Туда я попал в конце ноября 1987 года. Нас все пугали этим островом, тогда еще ходила такая поговорка, что, если побывал там, то не страшен Бухенвальд и тому подобное, но меня не могло ничего напугать, потому что уже тогда я был очень спортивным товарищем, в 16 лет по 110 килограммов жал лежа, бегал быстро и стрелял метко.

17-let.jpg

– Какими были первые впечатления?

– Запомнилось, что в казарме было холодно, нам выдали кальсоны, впервые в жизни тогда узнал, что это такое. Пять или семь старослужащих построили нас, и сержант перед отбоем спросил, кто каким спортом занимался на гражданке. Я пошутил, сказал, что шахматами, а у меня костяшки были сбитые – черные, потому что по тысяче раз в день на кулаках отжимался. Он говорит: «Шутник, значит, ну-ну». После отбоя меня дергают и ведут в бытовку. Там говорят: «Ну, покажи, какой ты каратист». Я ответил: «Ну что я тут балет в воздухе буду изображать?» Привели тогда какого-то армянина, мастера спорта по боксу, устроили спарринг. Я всерьез тогда еще не воспринимал это все, было ощущение, будто я на секции, держал его на дистанции. Потом думаю, ну спать уже хочется, и взял противника на удушающий, у него чуть ли не пена изо рта пошла. Нас, естественно, сразу растащили.

– Суровые условия?

– Суровые, но нормальные. Ни здоровью, ни тем более жизни ничего не угрожало. Так что все эти страхи по поводу армии и в частности службы на острове Русский я подтвердить не могу. Понятно, что после гражданки для человека это определенного рода шок, потом он возвращается и рассказывает какие-то ужасы. Могу сказать, что не было никаких издевательств, какой-то «сверхдедовщины», я не то, что это прикрываю, мне смысла этого делать нет. Надо понимать, что на острове Русский была «учебка», я пробыл там недолго: получил специализацию и дальше был прикомандирован на боевой корабль. У Советского Союза интересы были во всех точках земного шара и, в частности, сдавались в аренду танкеры странам Персидского залива. Мы осуществляли их конвоирование на боевых кораблях. Потом была операция «Буря в пустыне». Кстати, в 1990 году уже была возможность отслужить вместо трех два года с половиной, но я специально писал рапорт, чтобы меня оставили в Персидском заливе. Мы тогда служили по три года, полноценно. Сейчас сроки службы сократили до одного года. Считаю, что теперь это как пионерский лагерь.

Persidskii-zaliv-1990-god.jpg

– Увлечение автоспортом началось с ираельского «серпантина», который нужно было преодолеть на пути в родную Усть-Цильму. Можно сказать, что он подготовил к ралли-рейдам?

– Да, первые навыки спортивной езды получил там и благодаря этому попал в ралли-рейды. Дорогу до Усть-Цильмы сравнительно недавно проложили, раньше только на самолете можно было долететь. А в 2009 году, узнав, что можно ездить на автотранспорте, специально купил пикап «Ниссан Навара». Позже он во многих автожурналах светился, когда довел его до ума, были и статьи, и фото. Путь от Москвы был нелегкий, даже в Вологодской области ямы были по колено, а про «серпантин» вообще молчу: когда первый раз проехал, это был шок как для меня, так и для машины. В Москве деньги платят, чтобы создать такую полосу препятствий, а тут все готовое. После первой поездки понял, что машину нужно «прокачать», чтобы быстрее из точки А в точку Б можно было доехать. Поставил 35-дюймовые колеса, экстремальную резину, она несколько «Шелковых путей» потом выдержала, где этот «Ниссан» ехал в качестве машины поддержки. Сначала оснастил обычными усиленными амортизаторами, но для 35-дюймовых колес они ни о чем, поэтому их хватало на половину поездки до Усть-Цильмы. После чего установил профессиональные раллийные профлексы, и уже никаких проблем не возникало.

Вообще я часто езжу в Усть-Цильму, в год больше чем два-три раза, не всегда на машине, конечно, и на самолете, бывает, прилетаю, но, например, на праздник Усть-Цилемская горка в основном на машине приезжаю.

– Какими были первые спортивные старты?

– В 2009 году на том же пикапе я как спортивный турист преодолел «Шелковый путь» из Казани в Ашхабад, столицу Туркмении. Посмотрел на этот спорт изнутри, захотелось участвовать, и в 2010 году стартовал в первом этапе чемпионата России под Питером – «Северный лес». За два года стал обладателем Кубка России, получил звание мастера спорта. В январе 2012 года уже на внедорожнике Mitsubishi Pajero Triton в категории Super Production проехал «Дакар», финишировал 17-м в абсолюте из 170 стартовавших в легковом зачете и стал самым успешным дебютантом за всю историю России на этом ралли.

Finisch-Dakara-Tezki-na-finische.jpg

– Недавно на одном из мототурниров погибли сразу три гонщика. Потом даже обсуждался вопрос запрета этого вида спорта. Вы считаете, это выход?

– Это не выход вообще, запретительными мерами ничего не достичь. Мы видим же, к чему приводят запреты, например, в стрит-рейсинге. Если бы не запрещали, то люди бы занимались не в городах, а в итоге они гоняют нелегально, и гибнут невинные люди. До этого года не было еще ни одного «Дакара», чтобы там кто-то не погиб, и никто закрывать не собирается. Когда я участвовал в 2012 году, на моих глазах погиб аргентинский мотогонщик Хорхе Мартинес Боэро. Гибнут и на этапах Кубка мира, и на тренировках. В 2013 году на тренировке в Арабских Эмиратах машина украинского гонщика Вадима Нестерчука застряла в пустыне, и он погиб от обезвоживания. Погибнуть может любой, просто выйдя на улицу, ведь никто ни от чего не застрахован. Ралли-рейды изобрели французы, и к безопасности они ответственно подходят. Каждая машина снабжена каркасом, автоматической системой пожаротушения, тщательно проверяется допуск, у нас даже носки огнеупорные, они сорок секунд прямое пламя выдерживают, а комбинезон – три с половиной минуты. Поэтому не сказал бы, что запретом чего-то добьешься. Несчастные случаи в основном происходят из-за отказа техники, значит, кто-то недостаточно хорошо ее проверил. Бывает, люди переоценивают себя и допускают ошибки, но эту ошибку человек может и в обычном транспортном потоке совершить.

– Вратарь московского «Спартака» Сергей Ребров целует штанги перед каждой игрой. Есть ли у вас какие-то ритуалы перед заездом?

– Да, когда идет отсчет и загибают пальцы за десять секунд перед стартом, я в это время трижды осеняю себя крестным знамением и читаю короткую молитву. Учитывая, что переворачивался больше 20 раз, но серьезных повреждений не было, помогает.

– Этап Кубка России по ралли-рейдам в Коми – это реально?

– Конечно. С точки зрения логистики в Усть-Цильме сделать это будет сложно, а вот под Сыктывкаром – самое то. Я участвую в этапах Кубка России, которые проходят в Алабино на знаменитом танковом полигоне, в Астрахани, Карелии и других регионах. Обидно, что нет этапа в Коми, хотя места для этого есть прекрасные. Например, мы уже думали над вариантом трассы в Ыбе, которая проходила бы через этнопарк. Там холмистая местность, выглядело бы все замечательно, у зрителей все было бы как на ладони, они бы получили максимальное удовольствие. Нужна только воля руководства республики, а я всегда готов привести за собой специалистов, тех, кто пропишет трассу. Все, что зависит от меня, готов сделать.

У Коми такие дороги и такие расстояния, что просто сам бог велел проводить такого рода соревнования. Людям будет невероятно интересно увидеть технику, которая специально построена для преодоления такого рода препятствий на высокой скорости. Причем, если кто-то еще из команды «КАМАЗ-мастер» приедет, из знаменитой «Синей армады» поучаствовать, даже хотя бы показательно, то это же привлечет еще и туристов. Например, этап Кубка мира в Карелии местный губернатор поддерживает и сам присутствует. Туда и финны постоянно приезжают. Уверен, в ралли-рейде в Коми известные финские экипажи тоже бы не отказались поучаствовать. Мы знаем, что Кубок России и чемпионат – открытые турниры, и уж если в Астрахань приезжают, то почему в Коми – нет?

IMG_6510.JPG

– Чтобы воплотить это в жизнь, вы с конкретным предложением в министерство спорта Коми выходили?

– Нет, потому что понимаю, что в минспорте и так об этом знают, но просто у них других забот хватает. Понятно, что финансовое положение страны и республики не лучшее, и в первую очередь деньги на массовый и детский спорт идут. С другой стороны, это технический вид спорта, а в Коми как раз добыча нефти, газа, это послужит популяризацией высоких технологий в автопроме и в тех компаниях, которые добывают углеводороды и производят горюче-смазочные материалы.

– Помимо автогонок вы увлекаетесь боксом и самбо. А как относитесь к модным сейчас смешанным единоборствам? Не хотели бы сами поучаствовать в турнире?

– В Москве меня тренирует дважды чемпион мира по самбо Виталий Сергеев, он универсал, еще и мастер спорта по дзюдо. Занимаюсь на серьезном уровне, но участие в таких турнирах – это прерогатива профессионалов. В целом я положительно отношусь к смешанным единоборствам. Посещаю турниры редко, чаще смотрю по телевизору, хотя ходил на бой Федора Емельяненко с Фабио Мальдонадо в Питере. Слежу за нашими ребятами из Коми Вадимом Малыгиным и Андреем Селедцовым. Всегда с большим удовольствием смотрю, когда показывают их бои. Мы и от наших боксеров всегда ждем побед (совместно с компанией «Багратион промоушн» Антон Мельников уже много лет оказывает благотворительную помощь секции бокса, действующей на базе сыктывкарского дома-интерната № 1 имени народного учителя Александра Католикова).

– Что для вас автоспорт?

– Автоспорт – это хобби, это помогает выйти за пределы повседневности, реализовать себя, потому что, когда едешь по пустыне со скоростью 180-190 километров в час, то будто растворяешься, не думаешь ни о чем, существуют только ты и машина. Если медленнее поедешь, не покажешь результат. Быстрее – вылетишь с трассы. И ты сливаешься с машиной, чувствуешь максимально возможную скорость, с которой можешь ехать. Вождение вообще у меня в крови. Это еще и преодоление себя. Вспоминаю, как ехал «Дакар», и у меня был тепловой удар: 50-градусный «плюс», в машине нет охлаждения и все 80 градусов, у меня кожа волдырями покрылась, ожог даже получил, но выдержал. В автоспорте нет границ, это железо не выдерживает, а дух человеческий сильнее любого металла.

IMG_6486.JPG

***

Антон Мельников помимо автоспорта известен еще и участием в общественной жизни, благотворительности. В начале июня он передал в дар Национальному музею Республики Коми семь фотографий, сделанных фотографами центральных изданий на территории Коми в первой половине ХХ века. Оригиналы фотографий Мельников выкупил специально для музея у одного из московских коллекционеров.

3249

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • Трутнев
    21 авг. 2017 г., 10:24:37
    Ответить
    Тоже ралли занимался.
    И что стало.
    Видать перца готовят тоже куда то.
    Может даже в республику.
    Чей он человек?
    Автоспорт не дешев.
    Видать кто то за ним стоит.
    С деньгами.
    Что у него написано на борту раллийки?
  • 34
    21 авг. 2017 г., 20:58:56
    Ответить
    чем то на российского чиновника похож,одни понты и амбиции,а результата нет