content/news/images/70614/PSV_1735_mainPhoto.jpg
07:13, 14.11.2017

Главный балетмейстер Наталья Терентьева: «Работа над «Баядеркой» далась большим трудом»

В пятницу, 17 ноября, на сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми состоится большая премьера балета Людвига Минкуса (хореография Мариуса Петипа) «Баядерка». В юбилейный для театра сезон труппа взялась за колоссальную и знаковую для себя работу. В постановке занят весь без исключения состав балетной труппы, для которой создано более сотни уникальных костюмов. О работе над спектаклем, его значении для театра в интервью БНК рассказала главный балетмейстер Наталья Терентьева.

Главный балетмейстер Наталья Терентьева: «Работа над «Баядеркой» далась большим трудом»
Фото Сергея Паршукова

- Почему вы решили обратиться к этому балету? «Тянет» ли труппа такую постановку?

- В ряду спектаклей Петипа балет «Баядерка» - один из самых сложных. Одной из целей Мариуса Петипа было желание познакомить зрителей с Древней Индией. В принципе, он своей цели достиг, насколько это было возможно. Конечно, какие-то детали Петипа в своей спектакль привнес, например, портрет, которого не могло быть в Древней Индии. Как балетмейстер с огромной фантазией и масштабным видением он создал балет в семи картинах. «Баядерка» - особенный по красоте спектакль с потрясающей музыкой Минкуса. Композитору ведь было уже много лет, когда он создавал этот балет. И он уже был маститым композитором. В этом балете сошлись два гения музыки и хореографии: Минкус и Петипа.

PSV_1655.jpg

Конечно, когда ты берешься за спектакль, то в первую очередь смотришь, сможет ли труппа этот спектакль станцевать, есть ли у тебя все персонажи. Не могу сказать, что у нас большая труппа. Работа над «Баядеркой» далась нам большим трудом, просто огромным. У нас не Большой театр - другие возможности, другая сцена, нет таких средств на постановку, но в спектакль вложены все силы. Зритель услышит прекрасную музыку, увидит яркий, зрелищный балет, игру талантливых артистов. Мы бережно сохраняем хореографию Мариуса Петипа. Да, нас немного, и возможности наши в чем-то ограничены, но все равно мы этот спектакль сделаем.

PSV_1661.jpg

Это красивый, солидный спектакль в юбилейный для театра сезон. Я вообще против того, чтобы региональные театры ограничивались малыми формами – камерными спектаклями. Хочу подчеркнуть, что у нас небольшая труппа, но мы способны на многое: у нас идут «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спящая красавица». У нас нет запасных, работает вся труппа, состав – единственный, кроме исполнителей главных партий. Это замечательные, ответственные и трудолюбивые артисты, они понимают, что вместо них выйти будет некому, и потому работают с полной отдачей. И я уверена в них – что бы ни случилось, они придут и станцуют.

PSV_1676.jpg

- Насколько сильно пришлось менять спектакль Мариуса Петипа, чтобы поставить его на нашей сцене?

- Как говорил Виктор Астафьев, «театр – это не музей». Время меняет художественные направления, от этого меняются и спектакли. В наше время в театрах другие технологии изготовления декораций и костюмов, световое оформление спектаклей, да и сама техника артистов балета шагнула далеко вперед. И восприятие спектаклей современным зрителем сегодня другое. Раньше балет был элитарным искусством, сегодня прийти на спектакль может каждый. Чтобы понять балетный спектакль, не нужно знать язык, неважно, в какой стране показывается балетный спектакль. Все передается языком тела.

PSV_1719.jpg

Сохранить спектакли в первозданном виде невозможно часто просто потому, что изменилась сама жизнь. Например, от зрителей я слышала, что в выходной трудно приходить на спектакли, потому что вечером плохо ходят автобусы. И с этим тоже приходится считаться – я не могу поставить слишком длинный спектакль, потому что зрители просто уйдут к своему последнему автобусу. Да и не только поэтому. Я сократила некоторые картины, сделала спектакль более динамичным в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.

- «Баядерку» можно назвать показателем зрелости труппы и театра в целом?

- Труппе было очень интересно взяться за такой серьезный спектакль, потому что чем сложнее балет по хореографии и драматургии, тем выше уровень самой труппы. За прошлый и за этот сезон в труппе произошли колоссальные изменения. Если раньше труппа танцевала два спектакля в месяц, то только в августе прошлого года мы станцевали восемь спектаклей. А потом поехали на гастроли в Киров и там показали еще восемь спектаклей. И сейчас у нас нет отдыха, балетная труппа работает очень интенсивно. Сегодня в репертуаре театра 12 балетных спектаклей, мы работаем в операх, опереттах и мюзиклах. Артист балета растет и развивается технически только тогда, когда у него есть работа. Наша труппа небольшая, около 40 человек. В этом спектакле нам помогают воспитанники нашей балетной студии при театре, студенты Колледжа культуры и Колледжа искусств. Благодаря этому, мы показываем спектакль в полном составе.

PSV_1672.jpg

- Костюмы в «Баядерке» - отдельная часть спектакля, тоже рассказывающая свою часть истории. Много костюмов готовится?

- Я знаю, что художник Наталия Кравченко сама была в Индии, изучала историю индийского костюма. И она создала костюмы, которые абсолютно соответствуют духу времени Древней Индии. Каждый день происходит доработка костюмов и элементов, все просматривается много раз. Они получились красивыми, зрелищными, исторически правильными. Художники уже написали мягкие декорации. Вообще на постановку у театра нет огромных средств, но у нас работают художники с золотыми руками. Один из номеров спектакля - танец с попугаями, бутафоры и художники создали таких попугаев, что они кажутся настоящими, живыми.

PSV_1684.jpg

- «Баядерка», как все истории Востока, очень эмоциональный балет. Удается соединить восточные страсти и наш северный темперамент?

- Вообще, «Баядерка» - спектакль об огромной силе любви во всех ее проявлениях. Были сложности с поиском многих образов в этом спектакле. Каждый образ мы проговаривали, искали. Все эмоции на сцене нужно прожить, мало просто выразить жестом: «Я тебя люблю». Зритель это не всегда увидит, поэтому артистам нужно вжиться в эти чувства и своим телом до последнего ряда донести это признание. После индивидуальной работы в балетном зале мы переносим образы на сцену. Но я считаю, что раскроются артисты по-настоящему только при зрителе, особый накал страстей ждет нас во время премьеры. Например, артист Василий Куратов исполняет раджу Дугманта. Пока он просто репетировал, я смотрела на него и думала: чего-то не хватает. Но как только он надел костюм, загримировался и вышел на сцену, я его не узнала. В нем появились сила, жесткость, царственная интеллигентность. Откуда все взялось в простом северном парне? Все это искусство перевоплощения. Также с образом Великого брамина в исполнении Василия Немчинова.

PSV_1668.jpg

- Есть ли уже планы куда-то везти спектакль?

- Этот спектакль все-таки очень сложно вывезти, не на каждой сценической площадке его можно показать. Но нас уже ждут в Кирове осенью следующего года, нам заказали его на гастроли, хотя у нас еще и премьеры не было. «Баядерка» - такой спектакль, которым по праву можно гордиться.

1011

Комментарии (3)

Добавить комментарий
  • Орбита
    14.11.2017, 8:46:56
    Ответить
    Искусство в массу!
    Интеллигентов в Сыктывкаре по пальцам можно пересчитать.
  • Вова
    14.11.2017, 8:53:51
    Ответить
    Заголовок- верхбессмысленности - работа далась трудом! Ну хотя бы постановка далась трудом.
    • так
      14.11.2017, 15:00:36
      Ответить
      отголоски В. С. Черномырдина.