content/news/images/78882/IMG_4882_mainPhoto.jpg
21:00, 16.05.2018

Андрей Ковалев: «Нашим современникам Онегин может быть ближе, чем своим»

Вечером в четверг, 17 мая, жителей и гостей Сыктывкара ждет третий спектакль XXVIII Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Опера «Евгений Онегин» возобновленное наследие Ии Бобраковой, чье имя носит фестиваль. Исполнитель главной партии выпускник Саратовской консерватории Андрей Ковалев вот уже почти пять лет работает на сцене Театра оперы и балета Коми. Об актуальности темы «лишнего человека» через 200 лет после его появления, психологии, оправдании отрицательных персонажей и поиске причин их злодейства рассказал БНК лауреат театрального конкурса им. С. Ермолина в номинации «Дебют» .

Андрей Ковалев: «Нашим современникам Онегин может быть ближе, чем своим»
Фото Марии Шумейко

На «Сыктывкарса тулыс» вы выходите в «Евгении Онегине». Расскажите об этой партии.

Со временем все больше понимаю, что Евгений Онегин сейчас самая моя любимая партия. Мне очень нравится работать в этой опере, сюжет оперы жизненный и интересный, его так естественно отобразили два гениальных автора – Пушкин и Чайковский. На фестиваль театр готовит обновленный спектакль – в некоторых сценах зрители увидят новые декорации, а с Ильей Семеновичем (главным режиссером Можайским - БНК) мы заново проработали мизансцены спектакля, придали ему свежее дыхание. Работать с ним всегда очень интересно: режиссер полностью погружает артиста в психологический мир героя, объясняет нам свое видение того, какой должна быть Татьяна, каким Онегин, противопоставляет ей моего героя. Сам же Онегин как персонаж мне очень близок, я его понимаю. Поступки героя, его взаимоотношения, чувства и мысли мне понятны. Не могу сказать, что мы родственные души, но незаметно для самого себя легко погружаюсь в образ Онегина, овладеваю им.

IMG_4914.jpg

Вы поете Онегина в Сыктывкаре уже почти пять лет. Изменилось ли за это время отношение к вашему герою?

От спектакля к спектаклю я все больше чувствую, что Онегина как человека можно оправдать. Он не такой холодный и надменный, как мы привыкли себе представлять, он способен на искренние чувства, любовь и дружбу. Просто так сложилось в его жизни он дитя своего времени, воспитывался в петербургском высшем обществе, но жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» быстро наскучил Онегину.

Высший свет Пушкин изображает критически, разочаровываясь в нем вместе со своим героем. «Евгений Онегин» – современное произведение, и сейчас таких людей, пресытившихся жизнью, особенно молодых, еще больше. Мне кажется, нашим современникам Онегин может быть ближе, чем своим. С каждым спектаклем я все больше открываю для себя Чайковского, слушаю оперу и поражаюсь, как можно было написать так просто и в то же время гениально. Главное — внимательно слушать и следить за сценическим действием. В хорошей опере музыкой сказано все.

Конечно, для меня очень важно показать зрителям, как меняется мой герой на протяжении спектакля. Чайковский гениально написал арию Онегина: в ней три смены фактуры и три разных состояния. Это удивительно, персонаж меняется трижды за одну небольшую арию. В такие моменты невольно начинаешь задумываться, что и в жизни так бывает все складывается из мелочей.

IMG_4839.jpg

Кто вам ближе злодеи или положительные персонажи?

Наверное, положительные. Но отрицательных героев играть тоже интересно: в них всегда есть возможность зацепиться за что-то хорошее и попытаться понять, почему они стали злодеями, это ведь произошло не просто так. Я уверен, что в каждом злодее можно найти что-то доброе. Это интересно, это цепляет. Так что сейчас меня привлекают и персонажи со сложными характерами. Вот, к примеру, Шарплес («Чио-Чио-сан») – непростой человек, консул США в Нагасаки. Он пытался предотвратить любовную связь Пинкертона и Баттерфляй и в конце чувствует свою вину в трагической гибели героини.


То есть ваш Шарплес принимает всю вину за трагедию на себя?

- Да, мне кажется, что он больше всех виноват. Он понимает, к чему приведет этот брак, но не может настоять на своем. А позднее Шарплес советует Баттерфляй принять предложение Ямадори, намекая, что Пинкертон может и не вернуться. Но он искренне симпатизирует Баттерфляй, переживает за нее, и я старался сделать его образ более благородным. Шарплес мне близок по натуре, по психофизике. Это такой сдержанный интеллигент. И играть мне его довольно легко. Он тоже претерпевает изменения по ходу действия оперы. Резко отчитывая Пинкертона в конце спектакля, Шарплес предстает героем уже скорее положительным. Как и Онегин. Еще один мой противоречивый персонаж – Жорж Жермон в «Травиате», хотя и он мне тоже чем-то близок. Это была моя первая роль, с которой я вышел на сцену театра в Сыктывкаре. Вообще, говорят, что мне его еще рановато исполнять и голос молодой, и внешность непривычная, как бы меня не гримировали. Так, на гастролях в Великобритании к нам даже подходил продюсер и предлагал прикрепить под одежду подушки, чтобы я казался более грузным. Почему-то у многих сформировался такой стереотип, что Жермон должен быть толстым. Этот герой разрушает счастье своего сына и, к сожалению, поздно это понимает. Но все-таки признает свою ошибку, искренне раскаивается и просит прощения.

IMG_4901.jpg

Как вы работаете над ролью?

- Всегда по-разному. Если времени до премьеры много, то сначала полностью готовлю музыкальный материал. Пока не выучил партию, в актерскую работу сильно не вдаюсь. Всегда стараюсь прочитать литературный первоисточник, но иногда его бывает сложно найти даже в библиотеке. К примеру, непросто было с пьесой Беласко «Гейша», по которой написано либретто «Мадам Баттерфляй». Я всегда ищу что-то в интернете, читаю про эпоху, потом уже начинаю думать над героем: какой он, что мне в нем близко. Но когда начинаешь много репетировать, вживаться в образ, нужное приходит само. Сейчас того же Онегина я понимаю гораздо лучше, чем когда выходил на сцену в этом образе впервые. Еще я заметил у себя такую особенность: чем дольше работаешь в каком-то спектакле, тем сложнее это делать. Все глубже понимаешь героя, все большую ответственность за него ощущаешь. Удивительно, что Чайковский писал «Евгения Онегина» для студентов консерватории, ведь опера очень сложная и технически, и по глубине образов. Вроде бы и тесситура в моей партии невысокая для вокалиста, но исполнять ее сложно и неудобно, а звучит она очень красиво. Я пою Онегина со второго курса консерватории, но с каждым годом мне все сложнее. Постепенно приходит понимание, как это нужно делать. Из-за этого волнение еще сильнее.

Волнуетесь перед выходом на сцену?

Сейчас уже не так, конечно, как раньше. Но нормальное волнение, адреналин, который вырабатывается перед выходом на сцену, есть. И это в удовольствие.

Что еще читаете кроме первоисточников?

Сейчас решил почитать очерки о жизни и творчестве Пушкина, люблю читать книги по психологии, актерскому мастерству с рекомендациями актеров, режиссеров с различными методиками и упражнениями.

IMG_4846.jpg

Вычитанное в книгах по психологии применяете в работе?

Если нахожу что-то подходящее. Психология помогает лучше понять внутренний мир человека, самих людей, взаимоотношения между мужчинами и женщинами, но конкретно для оперы, конечно, трудно найти что-то полезное. Но это все позволяет сформировать представление о современном мире. Вообще, в какой-то момент я понял, что нужно быть разносторонним человеком, схватывать детали из разных сфер и применять наша профессия требует внимательного наблюдения за окружающим миром и людьми. Каждый человек вселенная. Не бывает одинаковых людей.

Много времени уделяете музыке помимо работы?

На работу у меня уходит очень много времени, поэтому дома сил и времени на музыку уже не всегда хватает. Лишний раз почитать и то времени мало. Фоном, чтобы разбавить оперу, расслабиться и отвлечься, слушаю современную музыку. Только оперой я бы не смог заниматься это с ума можно сойти. Может быть, это покажется странным, но есть эстрадные исполнители, которые мне нравятся: Лепс, Киркоров, могу послушать C.C. Catch, Sandra, Фадеева, Линду.

Вы выходите на сцену в разных жанрах: опере, оперетте, мюзикле. Какой лично вам ближе?

Ближе, конечно, опера. В консерватории меня не учили петь оперетту, однако сейчас для меня этот жанр стало гораздо понятнее сегодня пою в шести опереттах. Романсы привлекательны тем, что в них можно вложить больше чего-то личного. Чтобы всегда быть в форме, нужно работать во всех музыкальных жанрах. Наш театр это позволяет, я участвую и в эстрадных концертах, и в сказках.


IMG_4853.jpg

И каково вам в сказке?

- В сказке, конечно, забавно. Но пока я чувствую себя там еще не совсем в своей тарелке. Например, в сказке «Ох, уж этот царь Горох!» стихотворный текст. И если какое-то слово вылетело, то ты рискуешь и сам сбиться, и другого сбить. Но большой плюс в том, что в сказке больше раскрываешься актерски, можно позволить то, чего не позволишь в классике. Дети это публика, которую не обманешь, они все чувствуют, поэтому лишний раз думаешь, как и что сказать, чтобы они тебе поверили, и еще больше актерски развиваешься. Мне лично очень приятно работать для детей, от них заряжаешься положительной энергетикой.

Многие солисты театра преподают и передают опыт. Вы не думали об этом?

Если честно, пока не пойду преподавать из-за большой ответственности. Я еще не достиг того уровня, чтобы идти и самому кого-то учить. Могу послушать и направить, но брать на себя ответственность за судьбу вокалиста - для этого я еще не созрел. Может быть, приду к этому через несколько лет.

Вы требовательны к себе.

- Я самокритичен, но и к критике других всегда прислушиваюсь. Я редко бываю собой доволен, всегда знаю, что можно было сделать лучше. Это касается и техники, и актерского мастерства. И вообще всего.

IMG_4878.jpg

Однако, говорят, у вас уже появились поклонницы?

Есть постоянные зрители, которым нравится мое творчество. Они стараются не пропускать спектакли с моим участием. Приходят ко мне за кулисы со словами благодарности. Приятно, когда люди благодарят за твою работу, это дает стимул к дальнейшему профессиональному развитию.

Сами на спектакли ходите, в которых не поете?

- Я занят в большинстве репертуарных спектаклей нашего театра. По возможности, всегда смотрю балет, восхищаюсь мастерством артистов нашей балетной труппы и удивляюсь тому, как они выдерживают все эти нагрузки.

Вы уже почти пять лет в Сыктывкаре. Прижились?

- Поначалу было тяжеловато, привык не сразу. Я родом из Саратова, там, конечно, теплее. А здесь зима очень долгая, снег до мая лежит. После холодной зимы хочется больше тепла и солнца. Но судьба распорядилась так, что я попал в Сыктывкар, именно в этот театр. И нисколько об этом не жалею.

IMG_4909.jpg

Традиционно: кого бы еще хотели исполнить?


- В следующем сезоне в нашем театре планируется постановка оперетты «Принцесса цирка». Мечтаю исполнить Мистера Икс. Однажды Кальман, прогуливаясь у цирка и размышляя о будущих творениях, заметил, что уже писал оперетты, действия которых происходили около театра или в театре, и подумал «почему бы не написать что-нибудь о цирке?» Для вдохновения Кальман пошел на цирковое представление и увидел номер акробата в черной маске. Воодушевленный композитор создал одну из самых популярных своих оперетт. Главный герой – Мистер Икс – привлекает меня своей загадочностью, смелостью, благородством и умением любить.

3741

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • зритель
    17 мая 2018 г., 9:34:35
    Ответить
    Замечательное интервью! Видно,что артист думающий,любящий своё дело Появилась бОльшая свобода на сцене,вокал стал более уверенным. Оперетта,действительно помогает артисту освободиться от зажатости, а вокально она ничуть не легче оперы! Желаю Андрею удачи и новых ролей.
    • Игорь
      17 мая 2018 г., 13:09:19
      Ответить
      Ведь все правильно говорит Андрей, очень точно чувствует и музыку и нашу действительность.И голос красивый и мощный с нежным оттенком. Так держать!.