Андрей Ковалев: «Нашим современникам Онегин может быть ближе, чем своим»
Вечером в четверг, 17 мая, жителей и гостей Сыктывкара ждет третий спектакль XXVIII Международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Опера «Евгений Онегин» – возобновленное наследие Ии Бобраковой, чье имя носит фестиваль. Исполнитель главной партии – выпускник Саратовской консерватории Андрей Ковалев – вот уже почти пять лет работает на сцене Театра оперы и балета Коми. Об актуальности темы «лишнего человека» через 200 лет после его появления, психологии, оправдании отрицательных персонажей и поиске причин их злодейства рассказал БНК лауреат театрального конкурса им. С. Ермолина в номинации «Дебют» .
На «Сыктывкарса тулыс» вы выходите в «Евгении Онегине». Расскажите об этой партии.
Со временем все больше понимаю, что Евгений Онегин сейчас самая моя любимая партия. Мне очень нравится работать в этой опере, сюжет оперы жизненный и интересный, его так естественно отобразили два гениальных автора – Пушкин и Чайковский. На фестиваль театр готовит обновленный спектакль – в некоторых сценах зрители увидят новые декорации, а с Ильей Семеновичем (главным режиссером Можайским - БНК) мы заново проработали мизансцены спектакля, придали ему свежее дыхание. Работать с ним всегда очень интересно: режиссер полностью погружает артиста в психологический мир героя, объясняет нам свое видение того, какой должна быть Татьяна, каким – Онегин, противопоставляет ей моего героя. Сам же Онегин как персонаж мне очень близок, я его понимаю. Поступки героя, его взаимоотношения, чувства и мысли мне понятны. Не могу сказать, что мы родственные души, но незаметно для самого себя легко погружаюсь в образ Онегина, овладеваю им.
Вы поете Онегина в Сыктывкаре уже почти пять лет. Изменилось ли за это время отношение к вашему герою?
От спектакля к спектаклю я все больше чувствую, что Онегина как человека можно оправдать. Он не такой холодный и надменный, как мы привыкли себе представлять, он способен на искренние чувства, любовь и дружбу. Просто так сложилось в его жизни – он дитя своего времени, воспитывался в петербургском высшем обществе, но жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» быстро наскучил Онегину.
Высший свет Пушкин изображает критически, разочаровываясь в нем вместе со своим героем. «Евгений Онегин» – современное произведение, и сейчас таких людей, пресытившихся жизнью, особенно молодых, еще больше. Мне кажется, нашим современникам Онегин может быть ближе, чем своим. С каждым спектаклем я все больше открываю для себя Чайковского, слушаю оперу и поражаюсь, как можно было написать так просто и в то же время гениально. Главное — внимательно слушать и следить за сценическим действием. В хорошей опере музыкой сказано все.
Конечно, для меня очень важно показать зрителям, как меняется мой герой на протяжении спектакля. Чайковский гениально написал арию Онегина: в ней три смены фактуры и три разных состояния. Это удивительно, персонаж меняется трижды за одну небольшую арию. В такие моменты невольно начинаешь задумываться, что и в жизни так бывает – все складывается из мелочей.
Кто вам ближе – злодеи или положительные персонажи?
Наверное, положительные. Но отрицательных героев играть тоже интересно: в них всегда есть возможность зацепиться за что-то хорошее и попытаться понять, почему они стали злодеями, это ведь произошло не просто так. Я уверен, что в каждом злодее можно найти что-то доброе. Это интересно, это цепляет. Так что сейчас меня привлекают и персонажи со сложными характерами. Вот, к примеру, Шарплес («Чио-Чио-сан») – непростой человек, консул США в Нагасаки. Он пытался предотвратить любовную связь Пинкертона и Баттерфляй и в конце чувствует свою вину в трагической гибели героини.
То есть ваш Шарплес принимает всю вину за трагедию на себя?
- Да, мне кажется, что он больше всех виноват. Он понимает, к чему приведет этот брак, но не может настоять на своем. А позднее Шарплес советует Баттерфляй принять предложение Ямадори, намекая, что Пинкертон может и не вернуться. Но он искренне симпатизирует Баттерфляй, переживает за нее, и я старался сделать его образ более благородным. Шарплес мне близок по натуре, по психофизике. Это такой сдержанный интеллигент. И играть мне его довольно легко. Он тоже претерпевает изменения по ходу действия оперы. Резко отчитывая Пинкертона в конце спектакля, Шарплес предстает героем уже скорее положительным. Как и Онегин. Еще один мой противоречивый персонаж – Жорж Жермон в «Травиате», хотя и он мне тоже чем-то близок. Это была моя первая роль, с которой я вышел на сцену театра в Сыктывкаре. Вообще, говорят, что мне его еще рановато исполнять – и голос молодой, и внешность непривычная, как бы меня не гримировали. Так, на гастролях в Великобритании к нам даже подходил продюсер и предлагал прикрепить под одежду подушки, чтобы я казался более грузным. Почему-то у многих сформировался такой стереотип, что Жермон должен быть толстым. Этот герой разрушает счастье своего сына и, к сожалению, поздно это понимает. Но все-таки признает свою ошибку, искренне раскаивается и просит прощения.
Как вы работаете над ролью?
- Всегда по-разному. Если времени до премьеры много, то сначала полностью готовлю музыкальный материал. Пока не выучил партию, в актерскую работу сильно не вдаюсь. Всегда стараюсь прочитать литературный первоисточник, но иногда его бывает сложно найти даже в библиотеке. К примеру, непросто было с пьесой Беласко «Гейша», по которой написано либретто «Мадам Баттерфляй». Я всегда ищу что-то в интернете, читаю про эпоху, потом уже начинаю думать над героем: какой он, что мне в нем близко. Но когда начинаешь много репетировать, вживаться в образ, нужное приходит само. Сейчас того же Онегина я понимаю гораздо лучше, чем когда выходил на сцену в этом образе впервые. Еще я заметил у себя такую особенность: чем дольше работаешь в каком-то спектакле, тем сложнее это делать. Все глубже понимаешь героя, все большую ответственность за него ощущаешь. Удивительно, что Чайковский писал «Евгения Онегина» для студентов консерватории, ведь опера очень сложная и технически, и по глубине образов. Вроде бы и тесситура в моей партии невысокая для вокалиста, но исполнять ее сложно и неудобно, а звучит она очень красиво. Я пою Онегина со второго курса консерватории, но с каждым годом мне все сложнее. Постепенно приходит понимание, как это нужно делать. Из-за этого волнение еще сильнее.
Волнуетесь перед выходом на сцену?
Сейчас уже не так, конечно, как раньше. Но нормальное волнение, адреналин, который вырабатывается перед выходом на сцену, есть. И это в удовольствие.
Что еще читаете кроме первоисточников?
Сейчас решил почитать очерки о жизни и творчестве Пушкина, люблю читать книги по психологии, актерскому мастерству с рекомендациями актеров, режиссеров с различными методиками и упражнениями.
Вычитанное в книгах по психологии применяете в работе?
Если нахожу что-то подходящее. Психология помогает лучше понять внутренний мир человека, самих людей, взаимоотношения между мужчинами и женщинами, но конкретно для оперы, конечно, трудно найти что-то полезное. Но это все позволяет сформировать представление о современном мире. Вообще, в какой-то момент я понял, что нужно быть разносторонним человеком, схватывать детали из разных сфер и применять – наша профессия требует внимательного наблюдения за окружающим миром и людьми. Каждый человек – вселенная. Не бывает одинаковых людей.
Много времени уделяете музыке помимо работы?
На работу у меня уходит очень много времени, поэтому дома сил и времени на музыку уже не всегда хватает. Лишний раз почитать и то времени мало. Фоном, чтобы разбавить оперу, расслабиться и отвлечься, слушаю современную музыку. Только оперой я бы не смог заниматься – это с ума можно сойти. Может быть, это покажется странным, но есть эстрадные исполнители, которые мне нравятся: Лепс, Киркоров, могу послушать C.C. Catch, Sandra, Фадеева, Линду.
Вы выходите на сцену в разных жанрах: опере, оперетте, мюзикле. Какой лично вам ближе?
Ближе, конечно, опера. В консерватории меня не учили петь оперетту, однако сейчас для меня этот жанр стало гораздо понятнее – сегодня пою в шести опереттах. Романсы привлекательны тем, что в них можно вложить больше чего-то личного. Чтобы всегда быть в форме, нужно работать во всех музыкальных жанрах. Наш театр это позволяет, я участвую и в эстрадных концертах, и в сказках.
И каково вам в сказке?
- В сказке, конечно, забавно. Но пока я чувствую себя там еще не совсем в своей тарелке. Например, в сказке «Ох, уж этот царь Горох!» стихотворный текст. И если какое-то слово вылетело, то ты рискуешь и сам сбиться, и другого сбить. Но большой плюс в том, что в сказке больше раскрываешься актерски, можно позволить то, чего не позволишь в классике. Дети – это публика, которую не обманешь, они все чувствуют, поэтому лишний раз думаешь, как и что сказать, чтобы они тебе поверили, и еще больше актерски развиваешься. Мне лично очень приятно работать для детей, от них заряжаешься положительной энергетикой.
Многие солисты театра преподают и передают опыт. Вы не думали об этом?
Если честно, пока не пойду преподавать из-за большой ответственности. Я еще не достиг того уровня, чтобы идти и самому кого-то учить. Могу послушать и направить, но брать на себя ответственность за судьбу вокалиста - для этого я еще не созрел. Может быть, приду к этому через несколько лет.
Вы требовательны к себе.
- Я самокритичен, но и к критике других всегда прислушиваюсь. Я редко бываю собой доволен, всегда знаю, что можно было сделать лучше. Это касается и техники, и актерского мастерства. И вообще всего.
Однако, говорят, у вас уже появились поклонницы?
Есть постоянные зрители, которым нравится мое творчество. Они стараются не пропускать спектакли с моим участием. Приходят ко мне за кулисы со словами благодарности. Приятно, когда люди благодарят за твою работу, это дает стимул к дальнейшему профессиональному развитию.
Сами на спектакли ходите, в которых не поете?
- Я занят в большинстве репертуарных спектаклей нашего театра. По возможности, всегда смотрю балет, восхищаюсь мастерством артистов нашей балетной труппы и удивляюсь тому, как они выдерживают все эти нагрузки.
Вы уже почти пять лет в Сыктывкаре. Прижились?
- Поначалу было тяжеловато, привык не сразу. Я родом из Саратова, там, конечно, теплее. А здесь зима очень долгая, снег до мая лежит. После холодной зимы хочется больше тепла и солнца. Но судьба распорядилась так, что я попал в Сыктывкар, именно в этот театр. И нисколько об этом не жалею.
Традиционно: кого бы еще хотели исполнить?
- В следующем сезоне в нашем театре планируется постановка оперетты «Принцесса цирка». Мечтаю исполнить Мистера Икс. Однажды Кальман, прогуливаясь у цирка и размышляя о будущих творениях, заметил, что уже писал оперетты, действия которых происходили около театра или в театре, и подумал «почему бы не написать что-нибудь о цирке?» Для вдохновения Кальман пошел на цирковое представление и увидел номер акробата в черной маске. Воодушевленный композитор создал одну из самых популярных своих оперетт. Главный герой – Мистер Икс – привлекает меня своей загадочностью, смелостью, благородством и умением любить.
Комментарии (2)