Анастасия Иванова: «Для учебы в Европе абсолютно не нужны связи»
Поехать на учебу за границу может любой российский студент – для этого не обязательно иметь большие деньги, связи и владеть в совершенстве иностранным языком. Яркий пример – выпускница СГУ им. Питирима Сорокина Анастасия Иванова, которая осенью 2017 года провела семестр в университете венгерского Капошвара. Сейчас она планирует отправиться в магистратуру – тоже в Венгрию, но уже в город Эгер. В интервью БНК Анастасия Иванова рассказала о студенчестве в Европе и о том, как обычный сыктывкарский студент может туда попасть.
- Вы обучались в СГУ на бакалавриате по направлению «Английский язык и литература». Как обычной студентке из Сыктывкара удалось отправиться на учебу за границу?
- Все благодаря международному отделу СГУ. Я оставила им заявку, что хочу поехать учиться за границу. Со мной связались и дали информацию о странах, куда можно поехать, и программах. В СГУ есть «Север к Северу» для Финляндии, Норвегии, Канады и даже американской Аляски, а также венгерская «Стипендиум Хунгарикум». Я решила подать на вторую и получила ее. По финансам это дешевая страна, там комфортно жить, великолепные климат и природа, а еще очень сильные университеты, которые входят в мировые топы.
Выпускницы СГУ этого года по направлению «Английский язык и литература»
- Какие испытания пришлось пройти: тесты, собеседования, дистанционные задания?
- Процесс на самом деле очень сложный. Сначала ты подаешь документы в министерство образования России. Они рассматривают их и решают, номинировать тебя на стипендию или нет. Затем, если тебя сочли достойным, отправляют документы в Венгрию. Им уже нужно мотивационное письмо на тему «Почему именно я должен получить эту стипендию». Еще следует заполнить анкету на сайте с кратким описанием жизни, обязательны справки о здоровье. Всю эту информацию они рассматривают, передают в университет. Ты можешь выбрать три приоритетных вуза. Первый из них назначает собеседование по скайпу: сначала рассказываешь о себе, потом – вопросы по профилю. Если первый вуз тебя одобрил, документы дальше не передают.
- На что вы делали упор в мотивационном письме? Какой аргумент позволил пройти дальше?
- Я объяснила, что занимаю активную социальную позицию. Это на самом деле так: я участвовала во многих международных форумах, была в команде организаторов. Это, вероятно, подкупило вуз. Для обучения за рубежом очень важно иметь хорошее портфолио. Надо показать, что ты будешь не только учиться, но и принимать активное участие в жизни университета.
- Были ли сложности с получением визы?
- Есть свои нюансы. Иногда информация на сайте консульства не совпадает с тем, что действительно надо. Я брала с собой множество документов, вплоть до справки об отсутствии судимости, но она не понадобилась.
- Можно ли обучаться в Европе без знания английского языка?
- В принципе – да. Есть подготовительные курсы во многих странах. Ты год изучаешь язык этой страны, также можешь получить стипендию и потом обучаться. Так как я выбрала программу на английском, и все собеседования были на нем – без знания языка было бы поступить нереально.
- То есть поехать на учебу в Европу несложно – для этого не нужны большие деньги и связи, а достаточно просто иметь мозги?
- Для этого абсолютно не нужны связи. Главное – желание. Я живу по принципу: если что-то захотеть, можно в космос полететь. Это работает на 100 процентов. Я этого безумно хотела, я сама это прошла – это реально. Я из обычной семьи, училась в простой школе. Не смогла сразу поступить в вуз и год училась в педагогическом колледже, но после попала на бюджет в СГУ и сейчас его успешно закончила. И я все равно поступила на магистратуру в Венгрию.
- Много ли было студентов из России в твоем венгерском вузе?
- Я была одна. Был еще юноша, но PhD – это докторантура. Мы мало пересекались, потому что человек был занят научной работой. В группе международников также были русскоязычные ребята из стран СНГ – Азербайджана, Киргизии, Казахстана. Были также студенты из Мексики, с ними мы общались на английском.
С подругами по венгерскому университету
- На что живут иностранные студенты в Европе?
- За общежитие платили по программе. Если ты не хотел жить там, то эти деньги выдавали на руки, чтобы можно было платить за квартиру. Но нужно опять предоставить документы. Платили стипендию: на тот момент по курсу в переводе на рубли было 9 тысяч. Этого хватало на еду, проездной со скидкой 50% для студентов и на мобильную связь. Но я все равно полгода жила без sim-карты, там интернет есть везде, на улицах - Wi-Fi.
Возле одного из университетских корпусов
- Этих 9 тысяч рублей хватало на месяц?
- Нет. Но я получала дополнительно стипендию от СГУ – 3500 рублей, и работала, как и практически все остальные студенты. Рядом была фабрика, где производили пластиковые детали для фенов и пылесосов. Мы сортировали их по коробкам: знание языка было не нужно, показывали все на пальцах. Зарплата выходила в полтора раза больше, чем наша стипендия. Рабочий день был восьмичасовой. Так как у меня учеба была всего три дня в неделю, я могла все остальное время работать.
Благоустройство в венгерском Капошваре
- Какая инфраструктура там создана для студентов?
- Ожидания от европейского образования оправдались и даже больше. Я знала, что там все создано для комфорта студентов. Когда приехала в Капошвар, то поняла, что это действительно так. Общежития прекрасные: комната на двоих со всеми удобствами, раздельный санузел, большой письменный стол, доска для записей. Если перегорела лампочка – сразу придут, поменяют. Убиралась в общежитии клининговая компания. Разница с нашими общежитиями и вузами очевидна.
На городской площади
В столице Венгрии - Будапеште
- А как там со спортом и общественной жизнью?
- Все виды спорта доступны и бесплатны: верховая езда, волейбол, футбол, баскетбол, каякинг, коньки, бассейн. Магистранты и студенты PhD принимали участие в дебатах, конференциях. А развлечения вообще ни с чем несравнимы! У нас были соревнования, кто лучше приготовит гуляш. Мы сами разжигали костер, для этого принесли дрова, котелок, посуду – абсолютно все предоставили. Когда стемнело, мы пели песни возле костра.
Соревнования по приготовлению гуляша
Бал посвящения для первокурсников проходил в спортивном зале: столы сервировали белыми скатертями, бокалами и приборами. Накрыли огромный шведский стол, приехали диджеи. Все создано для того, чтобы тебе было комфортно учиться. И все вместе – студенты-венгры и студенты-международники.
- Какой подход у преподавателей к предметам и программе?
- Все преподаватели имеют звание профессора. Не было так, что пары идут строго полтора часа, как в России. Первая могла быть два часа, следующая – четыре, третья – 40 минут. Если преподаватель видит, что студенты устали, то отпускает. Это никто не контролирует. Все построено на доверии, уверенности, что преподаватель придет и проведет занятие. Если он полагает, что надо отпустить студентов, значит, это так. И все экзамены мы сдали на отлично.
- В Сыктывкаре на практике у вас был опыт преподавания. Как сейчас российские школьники относятся к иностранному языку?
- Когда я была на практике, то заметила, что очень мало детей стремятся к изучению языка. Скорее всего, их плохо мотивируют, не объясняют, что язык нужен.
- Вас обучали английскому, когда вы были ребенком. Будучи взрослой вы обучали школьников. Изменился ли подход за это время?
- Все всегда зависит от учителя. Если он болеет своим предметом, дети будут знать его идеально. У нас в школе были моменты, когда мы по два месяца сидели со словарем и переводили тексты. Это нулевой результат. Затем появилась другая учительница, «горевшая» за предмет. И к 11-му классу заговорили даже те, кто едва мог сказать, как его зовут.
- По просьбе БНК вы работали переводчицей с группой мексиканских болельщиков, в конце июня случайно оказавшихся в Сыктывкаре. Здесь с ними почти никто не мог нормально разговаривать. У них низкий уровень владения языком?
С мексиканскими болельщиками в Сыктывкаре 26 июня
- У них отличный уровень. Все они учились в хороших университетах и изучали язык там. Я не знаю, почему в гостинице и аэропорту с ними не могли разговаривать. Скорее всего, виной тому психологический барьер: ты боишься сделать ошибку, не можешь ничего сказать, хотя все учил и знаешь. Проблема может быть в этом.
- Если сделать иностранный язык практически родным, то это решит проблему?
- Только вчера мне написали: «Как можно в кратчайшие сроки выучить английский так, чтобы он был мне как второй?». Этот вопрос поставил меня в тупик. Я учу язык с трех лет – он все равно для меня иностранный. Надо учить с самого детства, причем прививать любовь к другой культуре. Язык действительно нужен, английский сейчас – международный. В какой стране мира ты бы не оказался – это великолепное чувство говорить с людьми и быть понятым. Чем больше языков сможешь выучить, тем лучше. В интернете множество курсов, которые можно освоить самому и не тратить время на репетиторов, частные школы.
Комментарии (33)
почему стали хуже всех ?
НУ, ежели со всем остальным порядок, то поздравляю вас.)
Да, у них именно низкий уровень. Знаю таких даже с кафедры иностр. языков универа. Когда речь заходит не об обрыдших "тысячах", а о реальной разговорной речи - эти супер-специалисты впадают в ступор.
Вообще же, Венгрия, конечно, та еще "Европа", но всяко лучше территории мячты, как выясняется.
и Б А Б О С И Щ И !
Александр - типичный троллик, охотно заменяющий понятия действующий политический режим и государство на понятие Россия, как территория. И считающий себя жутко оригинальным.)
Кому это "надо" надо и где это "надо" записано? Потрудитесь аргументировать свой тезис, а не говорить лозунгами с в стране проженного чистогана и личной наживы.
Настоящие мужчины забивают голы, чтобы истинный мужчина в провинции мог вечером, нарядившись в стильный костюм, слегка высунуть в форточку своё одухотворённое лицо, и трезвым как хохломская роспись голосом, тихо прошептать имя своей любимой страны.
А на тупые комментарии лузеров не обращай внимания!