Ихтиолог Александр Захаров: «Лососеобразных в водоемах Коми вскоре заменит непромысловая рыба»
Количество рыбы в водоемах республики за последнее десятилетие уменьшилось в 10 раз. В чем причина этого и каковы перспективы развития отрасли, в интервью БНК рассказал заведующий лабораторией ихтиологии и гидробиологии Института биологии КНЦ УрО РАН Александр Захаров.
- Кто отслеживает состояние рыбных ресурсов в Коми?
- Раньше мониторингом занимался «Комирыбвод». Это входило в его уставную деятельность. Последние 15-20 лет государственного мониторинга практически нет. Оценку состояния рыбных ресурсов мы можем давать по своим эпизодическим исследованиям. Мониторингового характера они не носят, но использовать их результаты для оценки можно.
- Рыбаки говорят, что рыбы стало меньше в десять раз. Насколько эти цифры верны?
- Оценка точная. В зависимости от водоемов и видов рыбы, цифры варьируются. В 10-15 раз сократились запасы сигового комплекса. По атлантическому лососю – семге ситуация еще хуже. Если раньше на реке Печоре добывали 600 центнеров нельмы, то сейчас нельма - в Красной книге. Тайменя на реке поймали в последний раз в 1973 году. В то же время в последние 3-4 года на Печоре отмечен всплеск численности язя - вида не ценного, но промыслового.
- Когда началось сокращение? В чем его причины?
- Тенденции снижения рыбных запасов наметились в начале 80-х годов. Усугубились они неконтролируемым рыболовством и техногенным загрязнением водоемов.
- Какая из этих причин важнее?
- В первую очередь - браконьерство, которое усугубляется слабостью рыбоохраны. Федеральные власти этой структуре должного внимания не уделяют. Слабое финансирование, недостаточное техническое оснащение. В рыбоохране постоянные перетасовки, изменения, кадровые сокращения, что ей на пользу не идет.
Ну, и конечно, повлияла либерализация законов рыболовства, начавшаяся с 90-х. На семужье-нерестовых реках разрешили ловить удочкой. Возьмите Вычегду, Сысолу - любой заливчик перегорожен сетями. Против свободной продажи сетей пытались выступать на федеральном уровне, но там звучит: «Ущемляете права человека». Для примера, в Германии за незаконную рыбалку - штраф 20 тыс. евро или четыре месяца принудительных работ. У нас карающая система избирательная и работает не всегда.
- В советские времена на семужье-нерестовых реках ловили?
- В Коми был перечень из 37 рек, где ловить запрещалось в любом виде. Исключение - плюс-минус километр от населенных пунктов, где местные жители удочкой ловить могли.
- Насколько на численность рыбных запасов влияют загрязнения водоемов?
- Этот фактор второй по значимости. В конце прошлого века нефтеразведка и нефтедобыча в республике увеличились, что прямо сказалось на расширении географии техногенных загрязнений. Их последствия можно продемонстрировать на примере Колвы, где в 1994 году в реку попало до 200 тысяч тонн загрязненной воды. Легкие нефтяные фракции через в Усу и Печору вымыло в море. Тяжелые фракции - так и осели на речном дне. В результате загрязнения численность ценных видов рыб в реке сократилась катастрофически. У оставшихся - увеличился процент аномалий. Проведенные на Колве реабилитационные и очистительные мероприятия способствовали развитию эрозионных процессов - увеличилось поступление в реку органических и минеральных веществ. Изменились условия обитания. В итоге на смену сиговым в Колве пришли представители семейств окуневых (ерш, окунь) и карповых (язь и гольян).
Снижение в уловах доли коммерчески важных видов (сиг, пелядь, чир, европейский хариус) прослеживается на всех акваториях, прилегающих к осваиваемым нефтяным месторождениям, что вызвано как загрязнением, так и бесконтрольным ловом.
- Как изменятся рыбные запасы Коми в ближайшие десятилетия?
- При сохранении существующего уровня природопользования в бассейне Печоры продолжится выпадение из воспроизводства отдельных локальных группировок лососеобразных: атлантического лосося, омуля, чира и нельмы. Состояние популяций европейского хариуса, сига и пеляди устойчивей, но их численность также будет сокращаться. Ряпушка – вид короткоцикличный. Ее численность будет снижаться постепенно. Промысловую часть рыбного населения Печоры будут представлять в основном язь, плотва и окунь, в уловах снизится доля щуки.
В бассейнах Северной Двины и Вычегды большинство видов лососеобразных (атлантический лосось, нельма, жилая и проходная форма сига и европейский хариус) полностью утратят ресурсное значение. Численность основных промысловых рыб (язь, плотва, лещ, щука и окунь) снизится до нерентабельного лова. В связи с чем широкое распространение получат инвайзиные рыбы, то есть вселенцы. В основном это будут мелкие не имеющие промыслового значения виды.
- Сценарий негативный. Что нужно сделать, чтобы реальность оказалась лучше?
- Если хотим сохранить, надо говорить об уменьшении промыслов, искусственном воспроизводстве, усилении борьбы с браконьерством. Требуется много других мероприятий. Пока на должном уровне эта работа не ведется.
Комментарии (34)
Тогда и стала исчезать рыба.
И нефтянники коммуниста Аликперова конечно добавили отравы в реки.
Наш Леня вроде сидит уж лет 10, подчиненнные его ведерки пустые развозят туда, обратно полные. В партии тоже все ок с Макарычем.
Бизнес прет. У наших всё стабильно, не лукавьте товарищ ученый.
В данном случае в первую очередь все пытаются спихнуть на браконьеров, т.е. на население .
А вот загрязнение ставят как второй влияющий фактор, что неверно по своей сути т.к. последствия загрязнения могут быть скрытыми и отложенными во времени и приводить к невосполнимому ущербу экосистеме после которого она может и не восстановится.
Эти два фактора несомненно влияют на экосистему, которые могут привести к негативным последствиям.
Но есть еще множество других факторов, которые порождают факторы браконьерства и загрязнения.
Вот с этими первопричинами и необходимо разбираться если есть желание решить проблему, а не желание просто о ней поговорить.
Первая: водные и охотничьи ресурсы давно стали "продажными" и исключительно доступны для различных уровней чиновников, в т.ч. и исполнительной власти, близких пред/пр и прочей "элиты", для которых границ и рамок объёма улова не существует.
Вторая: бесконечная паутина газопроводов и нефтепроводов, проходящих не только на суше, но и в толще нерестовых рек своим гулом под водой (доказанный факт) отпугивают прохождение для дальнейшего воспроизводства всей нерестовой рыбы в свою вотчину. Хочется кричать, ГОСПОДА чиновники, пока вы не разберётесь со своим "аппетитом" порядка в отрасли никогда не будут.
А теперь главный вопрос, если вы слышите население, а что делать местному жителю?
если дурак какой попадется - оштрафут, другого уговорит протокольчик за минималку подписать, так и катается..настоящих браконьеров он не дурак трогать..да и его контролеры тоже в доле