content/news/images/87555/BOB_1085_mainPhoto.jpg
12:50, 19.12.2018

Общественник Роман Нараб: «Продавцы угроз не боятся»

На чем чаще всего продавцы «ловят» потребителей, стали ли люди внимательнее читать договоры и можно ли напугать продавца так, чтобы не пришлось идти в суд, в интервью БНК рассказал директор Коми регионального общественного учреждения по защите прав потребителей «Доверие» Роман Нараб.

Общественник Роман Нараб: «Продавцы угроз не боятся»
Фото Виктора Бобыря и с личной страницы Романа Нараба

- В последние годы власти активизировали работу по повышению потребительской грамотности населения. Ощущаете ли вы изменения? Стали ли люди жаловаться меньше?

- Количество обращений, в среднем, по всей республике не меняется. Меняется лишь характер возникающих вопросов. В этом году большая часть потребителей жаловалась на проблемы с куплей-продажей непродовольственных товаров. Треть из них касалась мобильных телефонов и смартфонов. Больше стало вопросов, связанных с приобретением обуви и одежды. По сравнению с 2017 годом люди все чаще обращалиь за консультацией по вопросам долевого строительства жилья, и практически все они касаются нарушения срока сдачи объекта.

- Актуальны ли вопросы, относящиеся к банковской деятельности и услугам страхования?

- Да, и большинство из обращений в этой сфере связаны с кредитованием. Несмотря на продление в договорах страхования «периода охлаждения» (срок, в течение которого гражданин имеет право отказаться от добровольной страховки и вернуть деньги в полном объеме — прим. ред.) до 14 дней и сложившейся судебной практике, по-прежнему некоторые страховые компании отказывают людям в расторжении договора страхования и выплате страховой премии в досудебном порядке. Но в целом число вопросов, решенных в досудебном порядке, увеличилось. После консультаций и составления претензий мирно решается около 20% споров.

xFJsVl2vqjE.jpg

- Какие самые частые ошибки совершают потребители Коми?

- Это касается процедуры предъявления претензий к продавцу товара или услуги. Люди забывают, что обращение должно быть не устным, а письменным заявлением. Что его нужно составить в двух экземплярах, и на том, что потребитель забирает себе, должны поставить отметку о принятии. Это важно: если в удовлетворении требований потребителю все же откажут, единственным вариантом защиты является обращение в суд. А суд потребует доказательств того, что человек пытался урегулировать вопрос самостоятельно, но по каким-то причинам разрешить его так и не удалось. И если суд в итоге встанет на сторону потребителя, что происходит достаточно часто, человек получит исполнительный лист, по которому приставы взыщут деньги с продавца.

- Жители Коми начали внимательнее вчитываться в договоры, которые заключают?

- Прогресс есть, но небольшой. По-прежнему много ошибок совершается при заключении договоров: многие их подписывают, не вдаваясь в подробности, не уточняя нюансы. Последствиями становятся цены выше изначально оговоренных, затянутые сроки исполнения обязательств, поставка или изготовление товара, не соответствующего представлению и желанию заказчика.

Иногда ошибки допускают и при подписании актов приема-передачи товара либо выполнения работ. Самое распространенное – пункт об отсутствии претензий и принятия товара либо работы в том виде, в котором они представлены потребителю.

Не знают люди и о сроках, в которые им обязаны отвечать и исполнять законные требования. Так, отремонтировать товар по гарантии должны за 45 дней, обменять товар ненадлежащего качества — за 7 дней, вернуть деньги за товар ненадлежащего качества — за 10 дней, а за качественный, но не подошедший товар — за 3 дня.

- Какие советы вы можете дать людям, которые планируют подписать с кем-нибудь договор?

- Нужно сопоставить реквизиты компании в договоре с реквизитами на печати, а также проверить его через сервис службы судебных приставов на наличие задолженностей, а ИНН организации — через сайт налоговой. Это обезопасит от подписания договора с компанией, у которой много долгов, или которая уже прекратила свое существование.

Нужно внимательно читать текст договора и приложение к нему, причем оба экземпляра. Если нет времени или просто лень, можно изучить и один, но именно его оставить себе. Это необходимо потому что недобросовестные компании могут дать для ознакомления один договор, а вернуть другой, с худшими условиями.

В договоре подробно должно быть прописано, какой товар или услугу, с какими характеристиками вы оплачиваете — все желания должны быть отражены в документе. Так же как точная и полная цена и сроки исполнения обязательств.

Важно внимательно смотреть, что именно вы подписываете. Лист с названием «Акт выполненных работ», «Акт приема-передачи» до качественной реализации всех обязательств подписывать нельзя. Даже если очень просят.

- Как припугнуть недобросовестную компанию? Может, будет достаточно что-то сказать или предъявить в претензии?

- Рассматривая претензии потребителей, нередко вижу в конце текста формулировки: «в случае отказа оставляю за собой право обратиться в суд», «в случае решения спора в судебном порядке вы обязаны будете выплатить неустойку, компенсацию морального вреда, штраф», и их различные вариации. Продавцы их не боятся, серьезно не воспринимают. Скорее наоборот, они служат показателем бессилия потребителя и его желания решить спор здесь и сейчас. Лучше не пытаться напугать продавца, а в заявлении подробно описать спорную ситуацию, указать на недостатки и четко сформулировать требования. С точки зрения юриста, претензия служит лишь фиксацией обращения и датой отсчета неустойки. А в суд лучше обращаться тихо, без лишних уведомлений продавца. Иск он получит по почте, в конверте с отметкой «судебное».

- Как потребитель может избежать таких ошибок?

- Проще всего, если вы не уверены в своих знаниях, обратиться за помощью к специалистам. Квалифицированный юрист поможет зафиксировать факт обращения с претензией, обратиться в суд и отстоять права в споре с поставщиками.

6147

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • Гегимон
    19 дек. 2018 г., 12:54:43
    Ответить
    Руки прочь от Правящего класса!
  • Жертва обстоятельств
    19 дек. 2018 г., 12:59:18
    Ответить
    Обычно, после претензии в письменной форме, все решается =))) Не нужно кричать на продавца =))) Больше бумажек, меньше нервов =))))
  • Из СССР
    19 дек. 2018 г., 13:13:44
    Ответить
    Королевство кривых зеркал!
  • Nsw
    19 дек. 2018 г., 13:23:29
    Ответить
    Формы претензий есть в интернете, требования к содержанию отсутствуют. Главное - четко указать товар, обстоятельства приобретения и почему вы от него отказываетесь. Прилагаете копии чеков, фотографий и прочего. Лучше делать три экземпляра - один с описью вложений по почте с уведомлением на юрид.адрес (в чеке есть ИНН, можно пробить юр.адрес по базе ЕГРЮЛ), с двумя другими экз идете сдавать товар. Если товар крупногабаритный - в претензии просите вывезти его и сообщить в письменной форме срок для обеспечения доступа в квартиру, или место доставки. Если они видят, что клиент начал предсудебку - как правило идут навстречу сразу. Особо умных суд наказывает. В моей практике только один раз до суда дошло, и то, потому что имела место просрочка возврата средств на банковскую карту по вине продавца. По суду и стоимость и моралку и штраф получил с продавана. Сложного ничего нет, надо только перебороть в себе стеснительность.
  • Елена
    19 дек. 2018 г., 13:26:57
    Ответить
    Обращалась к нему за юридической помощью. Зря потратила деньги и проиграла суд с треском. Зато есть теперь тягостное представление о псевдо юристе. Хорошо вовремя обратилась к адвокату, и все удалось исправить в верховном суде.
    • Елене
      20 дек. 2018 г., 6:17:30
      Ответить
      Нашли к кому обращаться! Учился так себе. Двурушничал
    • Гость
      27 февр. 2019 г., 15:12:59
      Ответить
      Очень толковый юрист. Для меня его посоветовал мой однокашник, которому он помог разобраться с управляющей компанией. Мне он помог в судебном разбирательстве по разделу имущества. Конечно, все это за деньги. А вот в рамках закона "О защите прав потребителей" Р.И.Нараб оказывает услуги бесплатно. Рекомендую!!!
  • Неправда
    19 дек. 2018 г., 17:51:09
    Ответить
    «в случае отказа оставляю за собой право обратиться в суд», «в случае решения спора в судебном порядке вы обязаны будете выплатить неустойку, компенсацию морального вреда, штраф», и их различные вариации. Продавцы их не боятся,
    Очень даже реагируют. И это не угроза, а предупреждение.
    Вообще, грамотно составленная претензия зачастую помогает решить вопрос сразу.
    Я всегда пишу в случае некачественного товара, что требую произвести товарную экспертизу в ТПП, известив меня о месте и дате ее проведения. Пишу и о возможном обращении в суд, перечислив все материальные и моральные требования, с которыми обращусь в иске. Также обещаю направить жалобы в надзорные органы на предмет проверки компании для возбуждения дела об административном правонарушении и наложении штрафа.
    В основном, если не совсем там работают, помогает. Для тупых взыскание по решению суда, при чем превышающее сумму, которую продавец уплатил бы добровольно.
  • Общественник Роман Нараб
    19 дек. 2018 г., 21:29:09
    Ответить
    Это настоящая фамилия?
    Или псевдоним - перевертыш?
    • Гость
      27 февр. 2019 г., 15:14:01
      Ответить
      А у вас ума хватает только на такого рода остроты?
  • Я
    19 дек. 2018 г., 22:57:57
    Ответить
    Пусть расскажетнараббаран почему его не взяли в слепком?