content/news/images/95686/ygwHuQffSeI_mainPhoto.jpg
09:00, 11.06.2019

Анна Чуракова: «Опыт медиафорума «Местные» показал: если есть запрос на перемены - они произойдут»

В эти минуты в Доме дружбы народов стартует второй день второго межрегионального медиафорума «Местные». В интервью БНК один из главных организаторов форума, владелица Коми республиканской типографии, зампред Общественной палаты Коми Анна Чуракова рассказала о главных задачах традиционной встречи региональных журналистов, результативной «отработке наказов» форума прошлого года, оценила СМИ республики на предмет «хайпа» и «свободы слова».

Анна Чуракова: «Опыт медиафорума «Местные» показал: если есть запрос на перемены - они произойдут»
Фото БНК

— Как появилась пришла идея организовать «Местных»? Для чего проводится форум?

— Идея создания такого форума в нашем регионе принадлежит не мне, а самим местным СМИ. Общественная палата Коми пятого созыва превратила эту идею, уже давно витавшую в воздухе, в реальное дело и в 2018 году провела первый межрегиональный медиафорум «Местные. В чём наш потенциал?». С самого начала он задумывался как побуждающее к действию мероприятие, на котором будут обсуждаться актуальные проблемы и предлагаться пути их решения, медиасообщество сможет консолидироваться, а его участники — учиться друг у друга чему-то новому, а значит, развиваться.

По результатам прошлогоднего форума был сформирован пул конкретных предложений, мы целый год работали, чтоб воплотить их в жизнь. По сути, всё сделано! Мы доказали, что это действительно важное мероприятие, на котором ставятся конкретные цели и определяются эффективные пути их достижения.

— Что вложено в название форума?

— Название рождалось в жарких обсуждениях. В результате рабочая группа Общественной палаты РК по подготовке форума приняла именно это — межрегиональный медиафорум «Местные». Оно, на мой взгляд, оптимально отражает его содержание и целевую аудиторию. Это региональные СМИ, пресс-службы и другие представители медиасообщества с разными формами собственности, целями и аудиториями, которые работают в основном в Коми, а также в других регионах России. А слово «Местные» задаёт общую тематику.

На первом форуме мы хотели, прежде всего, обсудить тему потенциала развития местных СМИ и медиасообщества, поэтому вторая часть названия отразила эту задачу.

В этом году Общественная палата проводит форум в течение двух дней. Первый полностью заняли обсуждением рабочих инструментов, которые могут дать новый вектор развития тому или иному представителю медиасообщества, и название соответствует этой теме — «Инструменты развития региональных СМИ».

— Вы сказали, что по результатам прошлого форума ОП РК удалось добиться реальных результатов, а не просто поговорить. Можете рассказать о них?

— Например, в Доме дружбы народов появился кондиционер (смеется). После первого медиафорума мы проводили общественный контроль за установкой кондиционеров, и в мае это было сделано. Но, конечно, это не главное.

В рамках медиафорума высказывались предложения о необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты региона в части учреждения почётного звания Республики Коми в сфере журналистики. Выполнено! Республиканский закон «О наградах и поощрениях в Республике Коми» зафиксировал учреждение звания «Почётный журналист Республики Коми».

6 мая 2019 года учреждена Премия «Признание» за вклад в развитие журналистики в Республике Коми, которая присуждается за выдающиеся результаты в творческой и (или) иной профессиональной деятельности в сфере средств массовой информации (периодического печатного издания, сетевого издания, телеканала, радиоканала, телепрограммы, радиопрограммы, видеопрограммы, кинохроникальной программы, иной формы периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием), имеющие важное значение для Республики Коми. Премия присуждается правительством республики ежегодно по представлению администрации главы Коми. На медиафоруме – 2019впервые состоится торжественное вручение этой премии.

Это только часть сделанного. Мы работаем, и надеюсь, нынешний медиафорум даст нам новые направления движения.

— Какие особенности подготовки в этом году? Поменялась ли идеология форума за год?

— Этот форум преследует те же основные цели, которые мы ставили перед собой в прошлом году, но с учетом опыта и предложений, высказанных и на самом мероприятии, и после него. Мы отвели под проведение форума два дня. В первый на двух площадках пять спикеров рассказали о самых актуальных, на наш взгляд, инструментах развития для наших «Местных». По сути, это мастер-классы с конкретными региональными примерами. Второй день будет совсем другим, но не менее интересным: состоится открытый разговор с главой Коми и церемония вручения долгожданной премии «Признание».

— За какое время начинается подготовка к форуму? Что было самым сложным в подготовке?

— Предварительные обсуждения форума этого года начались ровно год назад, когда и было принято решение сделать его ежегодным. Сложно было выполнить наказы предыдущего форума и сделать второй более увлекательным и содержательным, поскольку целевая аудитория очень широкая — сотрудники ТВ и радио, газет и журналов, пресс-служб, блогеры и студенты профильных факультетов вузов. Очень сложно подобрать тематику, которая была бы привлекла всех. Рабочей группе было непросто решить, чем и как наполнить форум, чтобы не упустить что-то по-настоящему важное и в то же время не затянуть его, подобрать интересных спикеров.

— Как происходит отбор участников форума?

— Мы не проводим никакого отбора. Вход свободный. Регистрация участников призвана лишь помочь определить их ориентировочное число, чтобы мы могли организовать комфортную работу на площадках и подготовить необходимое количество раздаточного материала. В прошлом году медиафорум посетило около 120 человек, причём зарегистрировавшихся было гораздо меньше. А в этом году «записалось» уже более 200.

— О чем предлагаете говорить?

— О деле: о том, что волнует, о том, что надо изменить к лучшему. Как показал опыт прошлого года, если есть запрос на перемены — они будут. Самое главное — не замалчивать проблемы, а обсуждать их и вместе искать пути решения, не бояться делиться успешным опытом, учиться быть более честными и открытыми к переменам.

— Что за команда стоит за проектом, что это за люди?

— Сначала была сформирована рабочая группа в Общественной палате Коми из числа её членов. В процессе обсуждения мы поняли, что нам нужна помощь, прежде всего экспертная. Я как член Общественной палаты Российской Федерации привлекла своих коллег из её комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций. Проект также поддержала администрация главы Коми. В результате сложилась команда людей, работающих в разных областях, близких к СМИ, с несколько разным видением проблем. Поэтому обсуждения у нас жаркие, а решения рассматриваются с разных сторон и с учётом разных интересов.Для обмена опытом и включения в общую работу молодых журналистов привлекли медиацентр СГУ имени Питирима Сорокина Verbum. Итак, наш актив — члены Общественной палаты Коми, Общественной палаты России, администрации главы Коми, исполнительная дирекция ОП РК и СГУ.

— Что самого интересного ждет слушателей на форуме?

— Их ждут хорошая практика, примеры развития применительно именно к нашей республике, много позитива, возможность высказаться, подискутировать, задать вопросы главе региона, порадоваться за награждённых коллег.

— Был ли какой-то прообраз форума? На что вы ориентировались при его создании?

— Это был первый межрегиональный форум в России. Мы ничего не копировали.

— Что сегодня происходит со СМИ в Коми?

— Они по-прежнему выполняют свою главную задачу, информируя население о том, что происходит в республике, стараются поднимать темы, которые волнуют людей, помогают решать социальные проблемы. Можно ли это делать лучше, острее, современнее? Да, конечно, любое дело требует развития, а предела совершенству нет. На мой взгляд, коллективы СМИ не общаются между собой, или же общаются крайне мало, варятся в собственном соку, а это ослабляет медиасообщество. Снизился уровень работы журналистов с текстами, иные материалы выходят в свет в «полусыром» виде, хромает грамотность.

— Какие были отзывы региональных СМИ после первого форума?

— В основном звучали сомнения, что будут какие-то результаты. Но они есть, и надо двигаться дальше. Дорогу, как известно, осилит идущий.

— Есть ли издания, которые вызывают у вас восторг?

— Восторг — это слово, которым сложно описать реакцию взрослого человека на качественную работу, на мой взгляд. Я просматриваю почти все издания, которые печатает Коми республиканская типография, а это газеты, выходящие не только в Коми, но и в Архангельской области. Но публикации некоторых СМИ я читаю практически всегда — например, БНК. Я это делала, даже когда жила 10 лет в Москве. Это очень хороший ресурс, который помогает быть в курсе событий. Чтобы ознакомиться с материалами, написанными вдумчиво, с элементами анализа, читаю газету «Трибуна». С младшей дочерью читаю журнал «Радуга», который года за два — под руководством моей коллеги из Общественной палаты Коми Нины Новиковой — стал действительно увлекательным детским изданием.

— Какие темы актуальны сегодня для региональной журналистики?

— Всё те же, традиционные, связанные с жизнью республики и её людей.

—Главными составляющими в работе издания должны быть изменения, новые подходы и новые идеи. Надо ли сохранить баланс серьёзных текстов и контента развлекательного характера?

— Главное, на мой взгляд, — это профессиональное отношение к своему делу. В журналистике есть свои традиции, которые годятся для любого времени, — умение собирать факты, работать с информацией и доносить её до читателей, объективность, учёт разных мнений, владение словом. Но, конечно, меняются приёмы работы, необходимо учитывать нарастающий темп нашей жизни и распространения информации, перегруженность людей самыми разными сведениями. А баланс требуется во всем, и каждому СМИ следует соблюдать его при формировании пакета разноплановых материалов номера.

— Самый актуальный вопрос на протяжении столетий — «свобода слова СМИ». Как у нас в Коми обстоит дело с этим?

— На мой взгляд, со свободой слова у нас в республике всё плохо. И это не только и не всегда связано с конкретными распоряжениями вышестоящих органов (назовём это так), а чаще с самоцензурой журналистов. Мне не хватает вдумчивых аналитических статей. Как правило, в последнее время нам дают голую информацию о прошедшем мероприятии и его краткое содержание. Без анализа, каких-то экспертных заключений считать это статьёй сложно.

— Как региональным СМИ отличиться от десятков конкурентов?

— По-моему, основное отличие заложено в их природе. У«местных» СМИ есть огромное преимущество перед федеральными, которые рассказывают о том, «как космические корабли бороздят просторы…». А реальному читателю интересно то, что происходит здесь, с ним рядом. Конечно, сложнее с тиражами, но, я считаю, перспектив у региональной прессы немало.

— Что скажете о роли социальных сетей и хайпа в современной прессе?

— Конечно, у нас сейчас каждый может стать представителем медиасообщества, ведя свой блог или страницу в соцсетях, но это всё непроверенная информация, сведения, за правдивость которых никто не отвечает. Хотя подрастающее поколение чаще всего черпает информацию из таких источников. Надо развивать наши СМИ с точки зрения и контента, и подачи материала, приучать их работать с соцсетями и параллельно подкреплять у населения навыки чтения и доверия к СМИ.

— Есть ли рабочие места в региональной журналистике? Есть ли смысл готовить еще больше специалистов в этой области?

— Думаю, да, но только специалистов, как и в любой другой сфере, надо готовить качественно.

***

Лауреат премии правительства в области культуры, первый зампред комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты России, журналист Александр Малькевич:

- Я рад, что форум региональных и местных СМИ «Местные» живет и развивается. Помню, как создавался этот проект, как зарождалась его идея. Я с огромным удовольствием принимал участие в первом форуме в прошлом году и здорово, что сегодня, спустя год, эта площадка вновь объединила федеральных экспертов и представителей региональных СМИ.

На мой взгляд, идея этого форума, с одной стороны, проста, а с другой – уникальна, и выгодно отличает его от множества других медиамероприятий, которые проходят в разных регионах нашей страны. Потому что ваши «Местные» посвящены обсуждению проблем СМИ, работающих, что называется, «на земле». Конечно, никто не отрицает важность образовательных программ, практикумов, семинаров, но очень серьезный, вдумчивый разговор о тех проблемах, которые есть, которые волнуют медиасообщество, и поиск путей их решения – это дорогого стоит.
И в прошлом году такой серьезный разговор состоялся; по итогам которого, кстати, многие идеи местных СМИ были направлены в органы власти, в том числе – в федеральные, а также в Государственную Думу и профильные ведомства. Часть из этих предложений находится на стадии реализации, а что-то уже решено.

Информация «с мест» зачастую не известна большим федеральным чиновникам, надо это признать. И форум «Местные» в этом плане – великолепная площадка для очень глубокого разговора, настоящего мозгового штурма.
Я надеюсь, что Республике Коми последуют и другие регионы, которые будут проводить у себя подобные дискуссионные площадки, - отметил Малькевич.

13545