Структура и функции биллинговой системы
Классическая биллинговая система имеет строго определенную структуру с определенным набором функций, предназначенных для автоматизации процессов и решения задач конкретного бизнеса. Это означает, что один и тот же продукт, внедряемый на разных по направлению деятельности предприятиях и организациях, будет существенно различаться как по реализуемой структуре, так и по функциональности. При этом ряд подсистем биллинга, чаще всего, остается неизменным, и присутствует в каждой системе. К таким подсистемам относятся подсистемаи предварительной обработки данных, оповещения абонентов (клиентов), оперативного управления биллингом, маркетинга, администрирования, генерации отчетов и счетов, архивации и некоторые другие. Рассмотрим подробнее первые три компонента биллинговой системы.
Подсистема предварительной обработки данных
Подсистема, анализирующая поступающую информацию по соединениям, траффику, классу услуг. Интеллектуальная система предварительной обработки данных в биллинге эффективно решает следующие задачи:
- Поддержка роуминга и конвертация роуминговых записей разного формата от различных коммутаторов и биллинговых систем других компаний (операторов, провайдеров) в единый формат, используемый в БД компании заказчика.
- Определения типа (класса услуг), которыми пользуется конкретный пользователь.
- Хранение детализированной информации по всем соединениям, траффику, используемым услугам и опциям, израсходованным бонусам.
Подсистема оперативного управления биллингом
Это подсистема, которая позволяет оператору автоматизированно для всех групп абонентов менять тарифы, условия обслуживания (к примеру, предоставление бонусов в честь праздников и пр.). Абоненту благодаря данному приложению предоставляется возможность самостоятельного управления услугами в режиме реального времени.
- Автоматическое изменение подписок, тарифов, персональных решений по каждому абоненту или их группам.
- Самостоятельное изменение тарифного плана и подписок услуг посредством веб-приложения, USSD-запросов или SMS, через обращение к оператору (сотруднику компании или оператору контакт-центра).
Конечным результатом работы подсистемы предварительной обработки данных является автоматизированный процесс управления услугами и выставления счетов по единому лицевому счету абонента независимо от того, какими именно различными по типу услугами он пользовался (например, мобильная связь в роуминге, домашний интернет с постоплатой по траффику и цифровое кабельное ТВ по единому договору обслуживания).
Подсистема оповещения клиентов
Предназначена для массового оповещения клиентов компании с передачей сообщений общего или персонального характера. В случае общей рассылки клиенты получают голосовые оповещения (автообзвон), текстовые сообщения по SMS, e-mail или в чатах мессенджеров с информацией от оператора (провайдера), т.е. рекламные, информационные и рекламно-информационные сообщения с одинаковым содержанием для всех пользователей.
В случае персональных оповещений подсистема, получив предварительно табличные данные, напоминает абонентам об их текущей задолженности, сообщает о статусе обработки заявки, предлагает подключить дополнительные услуги на основе аналитики после обработки статистики по конкретным клиентам. Например, если речь о мобильной связи, и абонент часто совершает звонки на номера другого мобильного оператора, то робот при обзвоне может предложить перейти на более выгодный в данном случае тариф или подключить дополнительную услугу для снижения расходов на связь.



