14:10, 06.09.2021

Танк-контейнеры для наливных грузов

Перевозка газообразных и жидких веществ по железным и автомобильным дорогам производится в цистернах и танк-контейнерах. Второй вариант удобен тем, что перегрузка с одного вида транспорта на другой выполняется без перекачки содержимого. Это подходит для всех видов грузов, включая химически агрессивные, огнеопасные и токсичные. Танк-контейнер для наливных грузов — это металлическая емкость, заключенная в стальной каркас.

Технические характеристики

Учитывая различные свойства жидких и газообразных веществ, разработана тара для всех категорий грузов:

  • химически опасных;
  • пищевых;
  • ГСМ;
  • растворителей;
  • технических жидкостей.

Объединяет все виды и типы танк-контейнеров одно — они мультимодальны. То есть перегрузка с одного вида транспорта на другой производится простым перемещением. Размеры всех типов контейнеров, независимо от страны происхождения, стандартизированы по ISO. В России освидетельствование танк-контейнеров производит Российский Регистр Морского Судоходства.

Материал для емкостей — сталь разных марок. Толщина стенки зависит от характера груза. В своем большинстве танк-контейнеры для наливных химических грузов и нейтральных жидкостей изготавливают из стали AISI 304 и AISI 316. Это марки нержавеющих кислото- и щелочестойких сталей, широко используемых в промышленности. Несколько производителей занимаются разработкой специальных алюминиевых сплавов, которые затем планируется использовать в контейнеростроении.

Разновидности танк-контейнеров

Для классификации подвижного состава разработана специальная маркировка танк-контейнеров. Обозначение производится по двум системам — IMO и Т. Между обоими стандартами существует определенное соответствие.

  • IMO 0 (T0-T6) — цистерны для перевозки пищевых продуктов — неконцентрированных соков, масел и молока, которые разгружаются при атмосферном давлении, могут оснащаться подогревом или слоем теплоизоляции. Толщина стенки не превышает 2 мм.
  • IMO 2 (T7-T10) — для транспортировки химических неагрессивных грузов с низким классом опасности. Допускается использование для перевозки пищевых продуктов. Есть система нижнего слива. Стенки толщиной до 4 мм, часть моделей оснащена паровым подогревом и теплоизоляцией.
  • IMO 1 (T11-T22) — для опасных химических веществ — бытовой химии, щелочей, кислот и нефтепродуктов. Перевозка части грузов может требовать повышенного давления. Толщина стенок — 4 – 7 мм. Оборудуются верхним сливом. Танк контейнеры IMO 1 могут использоваться для транспортировки всех категорий грузов IMO 2, но обратная замена не допускается.
  • IMO 5 (T50) — танк-контейнеры для легковоспламеняемых жидкостей, сжиженных газов под давлением. Этот тип танков запрещено использовать для загрузки других веществ. Единого стандарта для таких моделей не разработано, все емкости рассчитаны на давление выше 7 атмосфер.

Увеличенные танк-контейнеры SWAP

Многие характеристики танк-контейнеров для наливных грузов стандартного исполнения не всегда устраивают перевозчиков. В эксплуатацию активно внедряют SWAP BODY контейнеры, отличающиеся от 20-футового стандарта более обтекаемой формой каркасной части. Сделано это с целью минимизировать пустой объем между рамой и цистерной. SWAP-контейнеры более приспособлены для перегрузки на автотранспорт, что увеличивает КПД мультимодальных перевозок. Внутренний объем цистерн этого типа больше, чем у стандартных контейнеров ISO. Перевозить в них можно те же грузы — нейтральные, химически активные, огнеопасные и сжиженные газы.

В перевозках активно используют модели SWAP 30000, SWAP 31000 и SWAP 35000 объемом, соответственно, 30, 31 и 35 м3. Эксплуатационное давление внутри цистерны достигает 3 бар. Ширина и высота танк-контейнеров составляет 2.55 и 2,67 м, что позволяет использовать их на транспорте и терминалах общего стандарта.

Особенности устройства танк-контейнеров для наливных грузов

Перевозка наливных грузов танк контейнерами пользуется высокой популярностью благодаря конструктивным особенностям мультимодальной тары. Это:

  • сохранность всех типов грузов благодаря использованию для постройки цистерн качественных марок нержавеющей стали;
  • наличие теплоизоляционного слоя, обеспечивающего требуемый температурный режим;
  • наличие у многих моделей системы подогрева, что позволяет перевозить вязкие и застывающие жидкости;
  • в танки можно загружать жидкости через верхний широкий люк, что ускоряет процесс обработки груза;
  • все модели оснащены системой клапанов безопасности, действующей автоматически;
  • затворы танк-контейнера обеспечивают полную герметичность емкости;
  • температуру жидкости и газа внутри емкости можно контролировать в непрерывном режиме.

Отличие танк-контейнеров от автоцистерн

Автоцистерны для мультимодальных перевозок не подходят. Для их выгрузки и загрузки необходимо специальное оборудование. В то же время танк-контейнеры перегружаются при помощи обычных кранов. По расчетам, использование цистерн в контейнерах дает экономию на транспортировке до 30% по сравнению с автоперевозками в цистернах на шасси. Танк-контейнеры требуют значительно меньше расходов на техническое обслуживание.

На правах рекламы
238