Как криптообменники попадают под санкции и что с этим делать? – Максим Курбангалеев о правовом регулировании отрасли
21 сентября 2021 года стало известно, что криптовалютный обменник SUEX был включен Минфином США в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами (OFAC SDN List). В расследовании также участвовала компания Chainalysis, предоставляющая услуги по анализу блокчейна (технологии, обеспечивающей непрерывную запись информации в последовательные блоки, на основе которой совершаются криптовалютные операции).
По данным аналитиков, SUEX занимался отмыванием незаконных денег, обслуживая программы-вымогатели, скам-проекты и даркнет-маркетплейсы. Кейс компании SUEX стал первым случаем введения ограничений на государственном уровне против криптовалютного обменника, но, увы, не последним. Все это подчеркнуло необходимость разработки регуляторной базы для этой сферы. Эксперт мире финансов и бизнеса Максим Курбангалеев рассказал, как применяются санкции, почему современный механизм регулирования неэффективен, а также какие пути развития есть у криптовалютного рынка.
Санкции: благо или зло? – Максим Курбангалеев
История экономических санкций берет свое начало еще в 5 веке до н.э., когда Афины ввели эмбарго против соседнего города Мегара. В средние века практика экономической блокады стала еще одним способом ведения войны: с противником было запрещено торговать и заключать договоры.
В современном мире санкции рассматриваются политиками как меры по борьбе с финансированием реальных угроз: террористических группировок, неблагонадежных компаний, отдельных должностных и публичных лиц. Как показывает практика, этот механизм работает только в том случае, если разработана общая для всех компаний регуляторная база.
«Стоит посмотреть на историю банковской сферы, — рассказывает Максим Курбангалеев. — Чем более развитой она становилась, тем больше правил и ограничений приходилось вводить для борьбы с нелегальными, мошенническими действиями. Ведь банки должны были защищать и себя, и своих пользователей. Сейчас банковское регулирование немного отличается в зависимости от юрисдикции, но у всех них есть общая база правил, на которой строятся AML-требования (англ. «Anti-Money Laundering» — «противодействие отмыванию денег» — Прим.ред.).
Криптовалюта интегрируется в быт, но регуляция до сих пор не ясна – Максим Курбангалеев
Криптовалюта появилась в 2008 году. Именно тогда мир впервые услышал о Bitcoin. За почти 15 лет существования появились ее новые виды, которые прочно вошли в обиход жителей разных стран: от оплаты ЖКХ и товаров в супермаркете, до погашения «криптой» долгов и ипотеки.
Такое развитие отрасли заставило регуляторов обратить внимание на операции, проводимые с помощью криптовалюты. Эксперт Максим Курбангалеев считает, что проблема заключается в отсутствии общего подхода к цифровой валюте:
«Мне кажется, регулятор пока плохо понимает, как бороться с киберпреступностью в крипто-среде. В последние годы появилось несколько аналитических сервисов, которые сканируют блокчейн и показывают, где была задействована конкретная единица криптовалюты. Казалось бы, если нашли, что такая-то валюта была задействована в отмывании денег, то применили санкции и все. Но парадокс в том, что в момент обнаружения этой единицей крипты может обладать обычный пользователь, не совершивший ничего противозаконного. В том, что к нему попала «запятнанная» криптовалюта, его вины нет. Мне нравится в этом плане аналогия с фиатным миром: если вы снимаете в банкомате деньги, на которые ранее кто-то покупал наркотики, вы не несете за это ответственность. Но в крипто-сфере получается именно так, поэтому я считаю, что санкционный механизм не идеален. Отрасли нужно собрать лучших специалистов, чтобы совместно с регулятором разработать строгий свод правил, которые бы защитили участников рынка и от мошенничества, и от излишнего санкционирования», – поясняет Максим Курбангалеев.
Как развивать крипто-бизнес законно? – Максим Курбангалеев
По мнению Максима Курбангалеева, несмотря на сложности регулирования, законно вести криптовалютную деятельность реально. Для этого, в первую очередь, нужно выбрать юрисдикцию, где криптовалюты разрешены на законодательном уровне. На сегодняшний день это: Белоруссия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, Литва, Мальта, Норвегия, Польша, Сальвадор, США, Украина, Филиппины, Чехия, Швейцария, Эстония, Япония.
Лицензируют крипто-деятельность только некоторые из этих стран, но главное, что у всех есть действующие законы, регулирующие оборот криптовалюты на территории страны. «Законодательно закрепленные правила дают понимание, как соответствовать AML-требованиям, как бороться с мошенниками, как защищать свои интересы и интересы клиента, иными словами, как вести бизнес без угрозы для его существования», — рассказывает эксперт.
Рекомендовано начать поиск лицензированных бирж для покупки криптовалюты: «Крайне важно иметь надежных партнеров, которые полностью соблюдают AML-требования — как свои, так и местной юрисдикции. Проверить это можно с помощью консалтинговых компаний. Наличие лицензии у биржи уже означает, что она соблюдает местное законодательство, а тщательное соблюдение AML-требований будет гарантией долгосрочных отношений. В противном случае, при операциях с биржей, попавшей в санкционный список, есть большой риск того, что и ваш обменник попадет под определенные ограничения», – уточняет Максим Курбангалеев.
Важная часть AML — процедура идентификации, или KYC
«Бизнесу нужно знать, с кем он имеет дело. Работая с пользователями, важно удостоверить его личность: запросить паспорт или ID, реальную фотографию, чтобы убедиться, что к вам обратился действительно владелец документа. После этого необходимо проверить клиента на присутствие в санкционных или «черных» списках. Для этого нужен штат AML-офицеров, которые и будут проводить необходимые проверки, а также оперативно дорабатывать свою систему внутреннего контроля AML — в случае, например, если изменится законодательство или обнаружится новый вид мошенничества, против которого нужно будет срочно принимать меры», — делится Максим Курбангалеев.
Помимо идентификации клиентов, эксперт советует не забывать о классических инструментах проверки криптовалюты: Chainalysis, Reactor, Coinpath, Elliptic и другие.
«Проверка такими AML-сервисами поможет вовремя принять меры в случае, например, если в обменник попала «помеченная» криптовалюта. Тогда удастся и избежать проблем с регулятором, и обезопасить своих клиентов от блокировок, улучшая свою репутацию. В целом я считаю, что пока не разработаны общие стандарты по работе с криптовалютой, нужно использовать все средства: и инструменты из фиатного мира, и из мира цифровых валют. На сегодняшний день это единственный выход, который я вижу», — подытоживает эксперт.



