15:59, 21.06.2012

Ректор КГПИ Михаил Китайгородский: «Нам удалось выстроить систему непрерывного профобразования»

Чуть более года назад в Коми государственном педагогическим институте сменилось руководство. О первых итогах своей деятельности на посту руководителя вуза, новых направлениях подготовки и планах на будущее в интервью агентству «Комиинформ» рассказал ректор пединститута Михаил Китайгородский.

KIR_5265.jpg

Фото Кирилла Затрутина

- Михаил Дмитриевич, чуть больше года назад, когда вы стали ректором КГПИ, мы беседовали о задачах, которые встали перед вами как руководителем. Что за это время удалось сделать? Как изменился вуз?

- Конечно, год – это не срок для подведения итогов собственной работы, поскольку сейчас продолжают развиваться те же направления, которые были приоритетными еще до того, как я стал ректором.

Мы говорили о том, что необходимо создание непрерывного многоуровневого профессионального образования, и за год нам удалось сделать в этом направлении достаточно много. В частности, мы получили лицензию на три программы магистратуры: технология филологического образования, лингвокультурологическое образование и профессиональное образование. В этом году мы расширяем спектр магистерских программ: на филологическом факультете откроется направление «Педагогическая антропология», причем это оказалось интересно не только филологам, но и выпускникам факультета иностранных языков, педагогики и методики начального образования и даже географо-биологического факультета.

В прошлом году мы набрали десять человек на магистерские программы, в 2012 году контрольные цифры приема на магистратуру были увеличены в два раза.

Мы впервые получили лицензию на программы среднего профессионального образования, что для нас является новшеством, поскольку институт занимался исключительно высшим образованием. В этом году институту дали 25 бюджетных мест на две специальности: профессиональное обучение и дополнительное образование.

Причем на мастеров профобучения, которые так необходимы колледжам и техникумам, в республике нигде не учат. В рамках направления «Дополнительное образование» будут готовиться преподаватели кружков по краеведению и туризму.

В принципе, система непрерывного профобразования у нас выстроилась, начиная от среднего профобразования, высшего образования, в частности, бакалавриата, магистратуры и подготовки специалистов, заканчивая послевузовским образованием – аспирантурой и программами профессиональной переподготовки.

- Появятся ли в этом году в вузе новые направления подготовки в бакалавриате?

- Основные изменения в этой области у нас произошли в прошлом году, тогда появились такие профили, как экономика, электроника, радиотехника и связь, экология. В этом году кафедра культурологи на филологическом факультете будет готовить преподавателей обществознания. Обычно этот предмет в школах ведут историки или специалисты других областей без соответствующего образования.

- По вашим прогнозам, какие факультеты будут пользоваться повышенным спросом в этом году?

- Для начала нужно сказать о том, что наш самый большой факультет – педагогики и методики начального образования - недавно переименован в факультет педагогики и психологии, потому что много лет он занимается не только подготовкой учителей начальных классов. Там готовят психологов, логопедов – факультет давно вырос из своего названия. Этот факультет традиционно пользуется наибольшей популярностью.

Ежегодно большой конкурс наблюдается и на факультет иностранных языков. Несколько дней назад прошла информация о том, что скоро иностранный язык станет третьим обязательным ЕГЭ наравне с математикой и русским. Роль учителей иностранных языков в связи с этим возрастет, нововведение скажется и на популярности факультета, хотя он в особой рекламе и не нуждается.

На самом деле, все шесть наших факультетов достойно представляют свои образовательные программы, у каждого своя ниша, они не конкурируют, а гармонично дополняют друг друга.

- Каковы контрольные цифры приема на новый учебный год? Как они изменились по сравнению с прошлым годом?

- Как и практически во всех вузах, число бюджетных мест у нас уменьшилось, но не так сильно, как у других – на 5 процентов. Это сильно не скажется на наших планах – намеченные образовательные программы остаются, может быть, количество студентов на каждом уменьшится на 1-2 человека.

- Что нового в сотрудничестве с зарубежными вузами?

- Международное сотрудничество в большей степени касается научного сотрудничества, однако есть академические обмены студентов и преподавателей, а также культурный обмен.

Мы давно сотрудничаем с Гранадским университетом (Испания) – преподаватели ездят туда и проводят совместные научные исследования, кафедра физики работает с Геймольг-центром (Германия). Сейчас один из преподавателей кафедры философии читает лекции в Канаде, недавно вернулась из Венгрии преподаватель филологического факультета.

Что касается академических обменов, то наши студенты участвуют не только в виртуальных образовательных программах совместно с иностранными вузами, но и выезжают за рубеж: в университеты Норвегии, Финляндии, Франции. В планах – наладить связи с Германией.

- Вы первый среди ректоров республиканских вузов стали проводить онлайн консультации в Skype. Расскажите, каковы первые итоги этой акции и достигнута ли цель?

- На самом деле, желающих проконсультироваться по скайпу оказалось не так много, как ожидалось – около десяти человек. Я это связываю с тем, что абитуриенты просто застеснялись.

Вопросы, которые озвучили самые смелые, связаны с новыми образовательными программами, условиями обучения, в частности, предоставлением общежития. В прошлом году первый курс проживал в наших общежитиях бесплатно, в этом году мы такую акцию тоже проводим.

- Не планируете ли вы выходить в социальные сети, начать вести блог или, скажем, зарегистрироваться в twitter?

- «ВКонтакте» открыта группа приемной комиссии КГПИ, где абитуриенты могут задать интересующие их вопросы. Возможно, я и сам зарегистрируюсь в одной из соцсетей.

- На ваш взгляд, сегодня вуз выбирает выпускник или его родители, какими соображениями они при этом руководствуются?

- С каждым годом выпускники становятся все более самостоятельными, в основном, они выбирают сами, ориентируются и в вузах, и в профессиях, которые хотят освоить. Есть абитуриенты, которые полагаются на вкус родителей, однако таких меньшинство. Родители, конечно, должны участвовать в выборе будущего для своих детей, однако подход должен быть тонким: с одной стороны, выпускник должен взять на себя ответственность, а родители – объяснить преимущества той или иной профессии.

- Каковы ближайшие планы и задачи вуза?

- В ближайших наших планах – повысить статус института до академии. Это даст нам большие возможности для формирования структуры вуза. К примеру, внутри института не может быть институтов, а в академии это возможно. У нас есть планы по созданию институтов, может быть, факультеты должны перейти в институты. Пока это открытый вопрос, мы должны сначала получить статус академии. Не исключено, что изменение статуса внесет некоторые изменения в лучшую сторону и в бюджетное финансирование вуза, и контрольные цифры приема.

Я уже говорил о том, что в планах вуза – расширение международного сотрудничества. Если раньше обмен охватывал единицы студентов, то сейчас перед нами стоит задача создания поточной системы, когда десятки учащихся будут выезжать в другие страны. Кроме того, мы ожидаем, что и к нам на стажировку будут приезжать иностранные студенты.

Интересно, что если раньше по программам обмена обучались в основном студенты иняза, то теперь наблюдается интерес к студентам других факультетов. Сейчас мало просто знать язык, необходимо иметь какую-то профессию и плюс к этому еще и владеть иностранным языком. В частности, иностранцам интересно узнать о специфике нашего региона – природном потенциале, культурных особенностях.

Кроме того, скоро мы станем частью единого педагогического комплекса, который объединит КГПИ, Коми республиканский институт развития образования, сыктывкарский и воркутинский педколледжи. Мы хотим создать сообщество, а в нем органы, которые позволили бы синхронизировать работу, определить единые стандарты в подготовке учителей.

(на правах рекламы)

1259

Комментарии (11)

Добавить комментарий
  • студент инфака
    21 июня 2012 г., 17:47:14
    Ответить
    разруха, а не институт!
    лучше бы капремонт для начала сделали! А то за 3 года ток видео камеры поставили при входе и все.
    • Выпуск 2009
      21 июня 2012 г., 20:26:22
      Ответить
      Не все золото, что блестит...
      А чЁ, раз такой умный, не поехал в МГу учиться? Много ли ты, ценитель прекрасного, отвалил КГПИ на капремонт?!
      • студент инфака
        21 июня 2012 г., 21:05:29
        Ответить
        ни чЁ
        а с чего эт я что-то должен отваливать кгпи, м? Студенты наверно должны обучаться в нормальных кабинетах и аудиториях, с современным оснащением, не так ли? кгпи вроде не в какой то далекой деревне находится, а в столице РК.
        • студент физмата (бывший)
          21 июня 2012 г., 23:17:21
          Ответить
          студент инфака...
          в институте главное не кабинеты и аудитории...цени что там есть помимо этого, то чего нет в СГУ или лесопилке))) придет время и ты поумнеешь и поймешь это...
          • студент геофака
            22 июня 2012 г., 9:15:33
            Ответить
            поддерживаю студента физмата
            • Хулио Ган
              22 июня 2012 г., 11:22:09
              Ответить
              поддерживаю студента физмата
              поддерживай, поддерживай, а то он чего-то еле на ногах стоит и бормочет что-то несвязное
              • ИПФ 2004
                22 июня 2012 г., 13:41:39
                Ответить
                занятно...
                ИнФак как обычно вечно жалуется...толку от них как от козла молока ни видно, ни слышно...ФизМат и ГБФ я с Вами
  • 3
    21 июня 2012 г., 23:49:25
    Ответить
    Кругом один пиар отмодерировано, а дела нет. Нет, есть - это пиар. Вот все так сейчас и происходит, все рушится
  • Светлана
    22 июня 2012 г., 9:58:48
    Ответить
    Молодцы, что не стоите на месте, идете вперед, развиваетесь...
  • Власов
    22 июня 2012 г., 13:46:28
    Ответить
    Будь скромнее, Китайгородский!
    КГПИ в этом году срезали 53 бюджетных места. А будущее вуза и вовсе в тумане - федеральное финансирование скоро совсем прекратят, а республика не потянет.
    У преподавателей КГПИ мизерная зарплата, работают там в основном пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Неплохо получает только сам Китайгородский , проректоры и ( тут уж ничего не поделаешь)"женщины из бухгалтерии".
  • знаток
    23 июня 2012 г., 23:18:47
    Ответить
    кто это такой умный выискался?
    Ну, конечно. Все закроют, всех разгоннють и одни пенсионеры работають. Я этот бред слышу про КГПИ уже много лет. Заткнулись бы уже,что ли? Сократили бюджетный прием в этом году мизерно, практически не сократили, по сравнению с другими вузами РК. Магистратуру - расширили в два раза. И правильно: учителей и преподавателей для среднего профобразования никто, кроме КГПИ, выпускать не станет, и Москва не пришлет. В республике никакого "перепроизводства" кадров по педагогичским специальностям нет и не будет в ближайшие годы. Так что, с КГПИ как раз все в порядке. Надо республиканскому правительству помогать педвузу: и финансово (он работает на республику) и организационно. Все проблемы преподавания в пединституте решают нормально: много современных, продвинутых (и-молодых, кстати) препов.