13:22, 26.08.2012

Дирижер «Musica viva» Александр Рудин: «В столицу Коми мы везем «шедевры» и «премьеры»

В сентябре в Сыктывкаре впервые пройдет фестиваль «Шедевры и премьеры». Три дня классической музыки жителям и гостям столицы Коми подарит московский оркестр «Musica viva». В программе - концерты Вивальди, Моцарта, Чайковского, арии из известных итальянских опер в исполнении именитых музыкантов и певцов. Принимать фестиваль, который пройдет при поддержке культурно-развлекательного портала «Куда идти», будет Государственный театр оперы и балета с 24 по 26 сентября. О том, что такое «Шедевры и премьеры» и кого оркестр пригласил для участия в этом фестивале, "Молодежи Севера" рассказал известный виолончелист и дирижер «Musica viva» Александр Рудин.

виолончелист первая.png

Фото газеты "Молодежь Севера"

- Насколько я знаю, это первый фестиваль Московского камерного оркестра «Musica viva» за пределами российской столицы. Какова его основная идея, и почему этот проект получил такое название?

- Действительно, мы очень много гастролируем по разным городам, но свой фестиваль у нас до сих пор был только в Москве. Называется он «Посвящение». Для Сыктывкара мы решили подготовить совершенно другую программу, не связанную с тематическим посвящением какому-либо одному композитору или одной эпохе, а дающую возможность представить в трех фестивальных концертах самые популярные на сегодня произведения, давно и заслуженно названные шедеврами мировой музыки. Я имею в виду «Времена года» Вивальди, Сороковую симфонию Моцарта, вариации на тему рококо Чайковского, не говоря уже о самых известных ариях из итальянских опер. Все эти сочинения будут звучать на фестивале. Отсюда, собственно, и его название: «Шедевры и премьеры». Безусловно, исполнять музыку, которая у всех на слуху с детства, очень ответственно, но мы рискнем это сделать, поскольку в свой первый приезд в Республику Коми нам хотелось бы подарить слушателям ощущение настоящего праздника, наслаждения от общения, а для кого-то, может быть, и знакомства с прекрасной музыкой.

Что касается «премьер», то это слово относится прежде всего к самому событию. Но и для нас, и для оркестра «Musica viva» здесь тоже будет кое-что необычное. Например, мы впервые будем играть с молодым скрипачом Никитой Борисоглебским (раньше нам не доводилось встречаться на сцене, хотя я много наслышан о нем). На мой взгляд, это надежда нашей скрипичной школы. Он получил признание на больших конкурсах, где до него долгое время российские музыканты не занимали призовых мест. А Никита даже выиграл сразу несколько крупных конкурсов, у него очень взвешенный, сбалансированный, благородный звук, яркое дарование. И я надеюсь, что наше сотрудничество будет удачным и в дальнейшем.

- Если уж речь зашла о приглашенных на фестиваль солистах, которые будут выступать с вами и «Musica viva», являются ли они постоянными партнерами оркестра, и в каких проектах вы сотрудничаете с ними?

- Пианист Александр Гиндин – наш старый друг, который, как известно, лучше новых двух. Если Никита Борисоглебский – это для нас чуткое и боязливое ожидание чего-то приятного, то встреча с Александром Гиндиным – всегда радость от общения, огромное удовольствие совместного музицирования. С певицей Еленой Поповской мы сотрудничали только один раз, но я знаю, что она сейчас очень востребована за рубежом: Италия стала для нее буквально второй родиной. Мы с удовольствием продолжим наше знакомство в Сыктывкаре с ней и ее сценическим партнером - итальянским тенором Рафаэлем Сеппе, который на фестивале дебютирует с нашим оркестром.

- В России вы известны не только как знаменитый дирижер, но и как концертирующий виолончелист с мировым именем, и в своих проектах с оркестром «Musica viva» часто выступаете и как дирижер, и как солист, причем одновременно. Мы услышим в вашем сольном исполнении вариации на тему рококо Петра Ильича Чайковского, и в связи с этим хотелось бы узнать, что это произведение значит для вас, чем оно вам дорого.

- Что для жителя Москвы значит Кремль? Вариации на тему рококо - это наше национальное достояние, визитная карточка виолончельного репертуара. А если серьезно, то это замечательное сочинение из тех произведений Чайковского, которые не вынимают из тебя душу и не зовут на самопожертвование, бессонницу, самокопание или даже суицидальные попытки. Это очень светлое игровое сочинение, принадлежащее перу композитора, который умеет играть со стилями, фразировкой, формами, которому ничего не стоит создать шедевр из ничего, сочинение моцартовского плана. Для меня оно стоит в одном ряду с балетами Чайковского по стилю и при этом нисколько не уступает балетам, хотя звучит всего 18 минут. В балетах, в силу их протяженности, неизбежно присутствуют «проходные» фрагменты. Здесь же каждая из восьми вариаций – подлинная жемчужина. Мы исполним вариации на тему рококо в оригинальной авторской редакции, а не в общепринятой редакции первого исполнителя В. Фитценхагена, что тоже, я думаю, будет премьерой для сыктывкарской публики.

- Что бы вы хотели пожелать слушателям фестиваля «Шедевры и премьеры»?

- Я был в Сыктывкаре в последний раз лет 25 - 30 назад. Совершенно точно помню, что это была зимняя поездка, и у меня осталось очень приятное впечатление от моего выступления в этом городе. К сожалению, с тех пор там бывать не доводилось.
На самом деле вне зависимости от того, где это происходит, любой публике в любой стране и в любом городе можно пожелать найти в музыке какие-то ответы, а может быть, и вопросы или, во всяком случае, какую-то духовную пищу - какую-то жизнь, которая выходит за рамки повседневного быта, духовное и душевное отдохновение от всего того, что нас окружает в обыденности. В этом и заключается главная цель фестиваля.

Александр Рудин: виолончелист, дирижер и пианист, исследователь старинных партитур и автор оркестровых редакций камерных произведений, помимо своей сольной карьеры, выступает как художественный руководитель Московского камерного оркестра «Musica viva» и ежегодного Международного музыкального фестиваля «Посвящение». Во многих своих программах он выступает одновременно как солист и как дирижер.

Как приглашенный дирижер Александр Рудин выступает с заслуженным коллективом России - Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова, симфоническими и камерными оркестрами Норвегии, Финляндии, Турции.

В области звукозаписи им выпущено несколько десятков компакт-дисков для лейблов Naxos, «Русский Сезон», Olympia, Hyperion, Тudor, «Мелодия», Fuga libera.

Народный артист России, лауреат Государственной премии и премии мэрии Москвы Александр Рудин является профессором Московской консерватории. Выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных по специальности «виолончель» и «фортепиано» (1983) и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по специальности «дирижер симфонического оркестра» (1989), лауреат нескольких международных конкурсов.

1432

Комментарии (16)

Добавить комментарий
  • Для Сыктывкара мы решили подготовить совершенно другую программу, не связанную с тематическим посвящением какому-либо одному
    26 авг. 2012 г., 13:34:22
    Ответить
    другими словами, в в вашем сундукваре живет дикое быдло, которому не осилить нашу обычную программу, поэтому мы ограничимся классической "попсой".
    • Nightingale
      26 авг. 2012 г., 14:25:22
      Ответить
      Читайте внимательнее!
      Вообще-то он имел в виду то, что "Шедевры и премьеры"-это фестиваль, созданный специально для гастролей. И в его программу входят произведения разных композиторов, а не кого-то одного.
      • сколько можно!!!
        26 авг. 2012 г., 18:29:32
        Ответить
        «Времена года» Вивальди, Сороковую симфонию Моцарта, вариации на тему рококо Чайковского, не говоря уже о самых известных ариях из итальянских опер
        Да, так и есть - набивший оскомину популяр.
        • Nightingale
          26 авг. 2012 г., 19:26:17
          Ответить
          А почему всегда надо ориентироваться на гурманов (коих меньшинство)? По вашему, люди далекие от мира музыки (что, кстати, нормально) не имеют право услышать знакомые произведения "в живую"?
          И потом, вы счиатет, что Вивальди, Чайковский, Моцарт, Доницетти, Россини и Беллини - это ширпотреб и попса?! Это классика, и исполнять/слушать ее можно сколько угодно раз, и находить в ней новые идеи.
          • Хулио Ган
            26 авг. 2012 г., 22:18:18
            Ответить
            Люди далёкие от мира музыки - это уже не люди, это трэш.

            А "вживую" пишется вместе, Нахтигаль!
            • Nightingale
              27 авг. 2012 г., 0:35:25
              Ответить
              Социопатом быть уже не модно!
              Да хоть через дефис.
              И я предпочитаю английский вариант.
              • Хулио Ган
                27 авг. 2012 г., 13:27:10
                Ответить
                Не умничай, Нахтигаль! Школьную программу сначала освой.
                • Nightingale
                  27 авг. 2012 г., 21:15:04
                  Ответить
                  Ты своей маме говори, что надо делать, быдло!
        • сколько нужно!!!
          27 авг. 2012 г., 11:52:53
          Ответить
          Мне Моцарт и Вивальди оскомину не набивают. Оскомина удел тушителей звуков и тому подобных, раз-другой послушать еще можно, и хватит.
          • скоко-скоко
            27 авг. 2012 г., 13:31:37
            Ответить
            Ага, Моцарт для тебя - это только 40-ая, а Вивальди - только "Времена года".
      • Quasi
        26 авг. 2012 г., 21:04:59
        Ответить
        hysteresis
        Разве кого-то заставляют слушать?
  • Ну вот
    26 авг. 2012 г., 15:02:57
    Ответить
    Месяц тушитезук изо всех утюгов,теперь классика.Куда идти=жд,всем идти куда скажут.Тоже небось к году молодежи?Бюджет поможет
  • Незнайка
    26 авг. 2012 г., 19:20:50
    Ответить
    Да!!!!!!! Оркестр Башмета да и сам Башмет это чужие, а вот этот оркестр свой(наверно из Кочпона). И его можно финансировать.
  • serf
    26 авг. 2012 г., 19:55:15
    Ответить
    Обязательно буду
    • Так вот кто будет на разогреве у очередного "джигурды"!
      26 авг. 2012 г., 23:22:47
      Ответить
      .
  • Аноним
    28 авг. 2012 г., 15:51:26
    Ответить
    Многие ли у нас в городе слышали оркестровую музыку живьем? Уверен - меньшинство. Это не прослушивание мп3шек с телефона, этому прослушиванию нужно учиться. Пусть с попсы, это нормально, всегда нужно с чего-то начинать. Потом может начнут возить что-нибудь более интересное, а народ приобретет хоть какой-то вкус и перестанет кормить всякие безблагодатные Тушитезвуки и прочее непотребство.