11:10, 07.09.2012

Балетмейстер Борис Мягков: «Я хочу сделать показ своих балетов в кино»

Возвращение известного балетмейстера, автора постановки «Яг-Морт» Бориса Мягкова в Государственный театр оперы и балета Коми прошло незаметно для широкой публики. Встретившись в апреле на фестивальном показе «Яг-Морта» в Чебоксарах с руководством театра, его бывший главный балетмейстер решил вернуться в Коми. В интервью "Молодежи Севера" Борис Мягков рассказал о том, почему нельзя улучшать уже поставленные балеты, чем привлекательно фигурное катание и зачем балетмейстеру кинотеатр.

мягков.jpg

Фото Кирилла Затрутина

- Ваша последняя перед приездом в Коми постановка - «Золушка» в Перу. Сыктывкарский зритель когда-нибудь увидит этот балет?

- Конечно, я хочу поставить «Золушку» здесь. Вообще, у меня очень много наработок, часть из них хочется воплотить в Сыктывкаре.

- Чем вообще планируете заняться в Сыктывкаре?

- Первоначально разговор велся о подготовке труппы к поездке в Англию. А потом в беседах промелькнул «Щелкунчик», но это будет зависеть от финансов, от многого другого. Хотя я бы начал все-таки с «Золушки», я считаю, работа получилась интересная. А дальше — у меня большие наработки, могут возникнуть и новые идеи. Главное — композитор и либретто. Мне бы хотелось поработать с красивой легендой, лирической темой, поставить не современный, а сказочный национальный балет. Я много прочел, но пока не увидел такой темы, за которую хотелось бы взяться. И повторюсь, важно найти хорошего композитора.

- С чем труппа поедет на гастроли в Англию?

- С «Лебединым озером» и «Спящей красавицей». Это серьезные спектакли и серьезные гастроли. Сейчас идет активная подготовка, она требует много сил, терпения и уверенности в том, что все будет хорошо. А я уверен, что все сложится. Пока мы раскачиваемся. На прошлой неделе из Челябинска приехала репетитор. Надеюсь, она с артистами поработает. Предстоит 60 спектаклей за два с половиной месяца в 36 городах. Это очень сложно.

- Способности труппы вы уже смогли оценить?

- За 22 года почти никого не осталось в театре из тех, кого я прежде знал. Есть ребята и хорошие, и молодые, совсем неопытные, с ними нужно много работать. Есть очень приличные ребята, есть с кем работать. Мы очень хорошо показали «Яг-Морта» в Чувашии на фестивале, есть на что опереться. Большой труппы здесь никогда не было. У меня в «Коньке» танцевали 13 девочек и 12 мальчиков. Я много сотрудничал с Гимназией искусств. В «Яг-Морте» было 8 очень неплохих девочек, они все оказались в Йошкар-Оле. Мало кто остается здесь, все ездят, нет никакого патриотизма. В стационарном театре должна быть крепкая труппа, пусть и небольшая. В 90-х годах в Сыктывкаре у меня была крепкая труппа. Я привозил артистов из Перми, Красноярска. Свою супругу, кстати, я тоже привез из Перми. Сейчас на гастроли в Англию поедут не только артисты театра, но и танцоры из Гимназии искусств.

- У вас когда-нибудь возникает желание что-то изменить в своих постановках, доработать их или сделать по-другому?

- Нет, я стараюсь ничего не менять в уже поставленных спектаклях, потому что я тщательно просчитываю все — и тексты, и музыку, и хореографию. Перфекционизм мне не свойственен, мне больше нравится делать что-то новое. Я много ставил просто на симфоническую музыку, я люблю классическую музыку. Я и сам много танцевал. Но последние годы, точнее, последние 50 лет, мне больше нравится ставить.

- Вы 42 года ставите спектакли, это же огромный опыт. Не было желания заняться преподаванием?

- Нет, я не преподаю. Был разговор в этом году с ГИТИСом, но пока он ни к чему не привел. Я считаю, что я еще молодой, чтобы заниматься с учениками. Некоторые рождаются педагогами, учителями, а у меня такого нет.

- За свою жизнь вы поставили около 30 балетов. Верно?

- Совершенно верно, кроме больших балетов, были еще и одноактные, поэтому получилось так много. Вообще, если посмотреть, получилась сплошная работа. В этом году, например, еще ставил «Золушку» на льду в Англии.

- Как, кстати, случилось, что вы занялись балетом на льду?

- У меня давно сложились связи со спортсменами. Я ставил сольные номера, балет, в том числе для Татьяны Навки. У меня много работ в этом направлении. Все началось с моей первой супруги, она стала работать на льду и попросила меня помочь ей. Я взялся помогать. Впоследствии я много ставил на льду. Там одна основа — пластика тела, рук. Помните, была такая фигуристка Людмила Белоусова? Она так здорово каталась, что это был тот же балет, только на льду.

- За выступлениями фигуристов следите?

- Раньше смотрел, сейчас меньше. Раньше ведь была совсем другая культура, сейчас даже из спорта делают шоу и представление, которое просто не хочется смотреть. Вы же видели проекты, когда артисты и фигуристы выступают вместе? Мне это не нравится, это химия, искусственная вещь.

- Никогда не было желания бросить все и заняться хобби?

- У меня есть участок, я планирую построить на нем дом. Люблю машину, рыбалку, обожаю рыбачить с дочкой. У меня есть два ружья, правда, я очень давно не охотился. Как без увлечений? Вот я поставил себе задачу построить дом, хотя у меня есть дача. Я планировал заняться этим уже в августе, но случилось так, что я - здесь, в Сыктывкаре. Мне не чужды жизненные радости.

- Где вы сейчас живете?

- В Москве. Я - москвич, родился и живу в Москве. Там и жена с дочерью. Супруга преподает в балетной академии.

- У вас - балетная семья. Дети по вашим стопам пошли?

- Нет, сына от первого брака я не отдал в балет. И жалею сейчас об этом. Был какой-то кризис, эмоциональный спад, не все всегда решается рационально. А дочке - восемь лет всего, и я еще не решил, будет ли она танцевать. Надо было сына отдавать в училище, чтобы сейчас он был моим помощником. У меня - большой наработанный материал, и я боюсь, что он может повиснуть в воздухе без меня, уйти в никуда, хотя он все-таки больше актер, артист.

- В Сыктывкаре долго пробудете?

- Пока контракт заключен на год. Я люблю этот город, у меня многое с ним связано. Сейчас смотрю и понимаю, что он очень сильно изменился, как и все в этой жизни.

- За этот год вы к семье будете ездить или семья к вам?

- Я буду ездить к семье. Ни эта семья, ни первая ко мне не ездили. Поэтому и получилась вторая. Кто знает, может, и третья будет.

- Вот, а говорите, что планов не строите.

- А как без этого, планы есть, конечно. Знаете, я хочу сделать показ своих балетов для интересующихся на большом экране. У меня почти все мои спектакли записаны на видео, есть свой видеоархив. Я еще никому не говорил об этом, но мысль такая появляется. Мне есть что показать. Я еще не делал творческих вечеров. В Сыктывкаре имеется центр, где показывают кино. Вот, думаю, там можно было бы провести пару показов.

Борис Мягков: балетмейстер, лауреат Государственной премии России, заслуженный деятель искусств Республики Коми.

Родился в 1941 году в Москве. В 1962-м окончил Московское хореографическое училище и в этом же году был принят в балетную труппу Большого театра, где танцевал до 1981-го. В 1977-м закончил балетмейстерское отделение ГИТИСа. С 1984-го – главный балетмейстер театра оперы и балета Республики Коми (Сыктывкар). В 1990-м совместно с Людмилой Семеняка организовал «Московский театр танца» (ныне - Театр балета имени К. Голейзовского). С 1996 по 1997-й – главный балетмейстер театра оперы и балета Республики Бурятия (Улан-Удэ), в 2001-2003-м – главный балетмейстер театра оперы и балета Республики Удмуртия (Ижевск). За время творческой работы поставил балеты «Игрок», «Жар-птица», «Чайка» специально для Майи Плисецкой, «Слуга двух господ», «Конек-Горбунок», хореографические миниатюры для участников конкурса артистов балета в Лозанне, Польский бал в опере «Жизнь за царя» и другие.

2341

Комментарии (0)

Добавить комментарий