content/news/images/156011/BOB_4119_mainPhoto.jpg
09:00, 18.03.2023 / КУЛЬТУРА

Геннадий Муралев: «Я метил в директора, но мне сказали идти на сцену»

Заслуженный артист России и народный артист Коми Геннадий Муралев отпраздновал 40-летие сценической деятельности в республиканском театре оперы и балета. В интервью БНК он рассказал, как изменился за эти десятилетия, почему «трусанул» перейти в труппу театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге и как не стал директором Коми оперы.

Геннадий Муралев: «Я метил в директора, но мне сказали идти на сцену»
Фото Виктора Бобыря

— На сцене республики вы уже 40 лет, как за это время изменился театр и вы сами?

— Первые 30 лет в театре — это было просто изумительно. Была Ия Петровна Бобракова главным режиссером, администрацию возглавляла Валентина Ивановна Судакова. Раньше время было радостное, светлое, душевное, коллектив жил единой семьей. А когда поменялась власть [театр возглавляет с 2015 года Дмитрий Степанов — прим. БНК], все пошло по-новому. 20 век — это одно, 21 век — это новое во всем: репертуарная политика, какие спектакли идут, на что нацелен театр. Даже опера ставится сейчас в жанре обновленном, осовремененном, не для театралов, а для зрелищности, необыкновенности, доступности. Например, «Пиковая дама» в том веке была поставлена в классике — исторические костюмы, соответствие времени, а версия 2021 года радикально по-новому — с черно-белой сценографией, мультимедийными экранами [репортаж БНК с премьеры тут]. Я сам изменился, но всегда был счастлив и влюблен в работу.

BOB_4074.jpg

— Ваше амплуа «простак», его выбрали еще во время обучения. До сих пор ли оно за вами сохраняется?

— Последний раз «простака» я сыграл в оперетте «Сильва», это был Бони около пяти лет назад. Когда появился в труппе Михаил Ярмольский, я сразу сказал: «Все, это наш новый «простак», молоденький, хорошенький. И тут же в этой же оперетте перешел на роль Ферри, он возрастной. В «Принцессе цирка» я тоже раньше играл молодого мальчика Тони, а сейчас я играю Пеликана — человека, прожившего жизнь. Конечно, я не инвалидом хожу по сцене: играю старика, но в душе все молодо.

— В гримерке много несколько ваших изображений: афиши прошлогоднего бенефиса и этого бенефиса «Месть Летучей мыши». Не странно быть постоянно окруженным своими ролями?

— Два года назад все было в афишах, потом сказали, что будут обоить, я аккуратно все снял. Но обои не поменяли. Афиши стимулируют, так как ты себя здесь чувствуешь артистом в дорогой тебе гримуборной. Во всех театрах одна-две афиши, у некоторых просто портреты в рамках. Это все оформление, декор дополняет тебя. Ты входишь в свой дом. Я даже одну статью так назвал «Театр — мой второй дом».

BOB_4120.jpg

BOB_4162.jpg

— Гримируете себя сами или зовете мастеров?

— Я всю жизнь делаю грим сам, изучал его, когда был студентом. Все парики, накладки тоже надеваю сам. Самый сложный был грим в спектакле «Моя прекрасная леди», где я играл Дулитла. И синяки должны быть, и обмякшее, страшное лицо. Я неожиданно для себя сделал финт: пятью пальцами провел по коробке грима с красной краской и выкрашенными пальцами провел по лицу. Так и пошел на сцену, все сказали: «настоящий алкаш!». Мой герой был любителем выпить. Это дело закрепилось, но Ия Петровна потом возмутилась, она сказала: «Не сценично!»

BOB_4148.jpg

BOB_4166.jpg

BOB_4163.jpg

— В свое время вы возглавляли молодежный театр «Рампа», а театром оперы и балета не хотели управлять?

— Я пошел учиться в Санкт-Петербургский университет, поступил в 1995 году, а закончил в 2001 году. Меня потянуло на руководящую должность, в дипломе у меня написано «Менеджер-продюсер в области театра и кино». Я думал: «Ну, какая скукотища на сцене, пойду сейчас руководить и все ставить на свои места». Я метил стать директором, но меня убедили, что я хороший артист: «Идите на сцену, идите отсюда». Диплом оказался в никуда, сначала висел на стене, а потом я его спрятал. Даже не дали и дня мне поруководить.

BOB_4105.jpg

— Раз не руководить, то может быть учить?

— Нет, не хочу. У меня есть проблемы, интенсивность подготовки спектаклей и показов сказывается на здоровье. Я был чрезмерно активный, я строг по отношению к своему делу. Поэтому 40 лет я провел не в санаториях и домах отдыха, я работал. Я преподавал в школе №1, вел драматическую студию. Потом приглашали в пединститут для преподавания «Истории театра» и «Риторики». Я работал в Колледже культуры, но была разница в интеллекте и разница в том, что хочу я, и что хотят они. Им нужно среднестатистическое, а я поднимал на высоту. Меня даже ругали. Два года помыкался и ушел. Мне все это знакомо, но неинтересно, тяжело морально и физически.

BOB_4095.jpg

— Люди старшего поколения часто говорят: пенсия придет, и я уйду с работы, я устал. На ваш взгляд, есть ли оптимальный возраст, чтобы покинуть сцену, или если уж умирать, то на сцене?

— Работая в театре, артист, даже пенсионер, живет жизнью театра. Все зависит от нужности. Я знаю, что нужен, но, помимо меня, есть руководство. Я за себя не волнуюсь. Я мог два года назад работать в Питерской музкомедии, они прямо меня ждали, им был нужен именно возрастной артист. Но я трусанул, так как возникли сложности с жильем, я хотел жить с дочерью. Но в итоге оказался у разбитого корыта и думаю: «Господи Боже, лучше я пока здесь буду». И я не жалею.

БНК

781

Комментарии (8)

Добавить комментарий
  • Музтеатр
    18 марта 2023 г., 14:48:42
    Ответить
    замшел. Пора набирать новую труппу и призвать изгнанных. Талантов полно в Сыктывкаре Клипка, в первый раз увидел недавно на концерте, посвященному такому же прекрасному исполнителю П.Наумову. В театре сейчас не рабоает.Гаврилов. Те же Петровы неплохие исполнители. А то засели. И репертуар обновить надо. Ск.можно гнать одно и тоже.Дорогу талантам.
    • поклонница
      19 марта 2023 г., 6:16:02
      Ответить
      театра
      Гаврилов Женя никогда не был артистом. У него нет ни одного диплома, хотя везде себя рекламирует: актёр, режиссёр, певец... Попросите показать его диплом: их просто нет! Пытается в Сыктывкаре открывать вокальную (!!!) школу. А где документы (диплом артиста-вокалиста с педагогическим образованием)? Их нет, есть амбиции, не плохие актёрские данные с режиссёрским и педагогическим уклонами. Работал везде: от Сыктывкара до Воркуты, но отовсюду его под ... Винит во всём "глупое начальство", а в зеркал взглянуть забывает.
  • Вертер
    18 марта 2023 г., 19:49:23
    Ответить
    Ничего не имею против Муралева! Однако, 4 марта на спектакле "Евгений Онегин " исполняя партию Трике, он вступил гораздо раньше оркестра, бедный дирижёр,изо всех сил" разогнал" окестр, догнали, но во второй части - опять на два такта раньше! Дирижёр даже кричал что то ему !
    2
  • Валентина
    18 марта 2023 г., 21:29:15
    Ответить
    Муралев- молодец!
    Душевный человек и замечательный артист!
    2
    • Правдивый
      21 марта 2023 г., 22:53:41
      Ответить
      Как артист Муралев может и хороший, но в жизни отм.
  • насчёт
    21 марта 2023 г., 14:15:00
    Ответить
    гонора
    Гаврилова давно замечаю особеннно после какой то победы на каком то конкурсе каких то иссполнителей чего то
  • да!Это так.В певой части монолога
    26 марта 2023 г., 17:48:50
    Ответить
    Думаювсё растёт оттуда
    В России народились режиссёры и тем более директора которые слышали про Станиславского и Немеровича но на этом их знакомство и закончилось.Зато под лозунгом развития и совершенствования начилось оригинальничание н а пустом месте в сочетании с откровенным плагиатом.И трактовок и мизансцен.То есть всё вернулось туда откуда КС и ВИ русский театр вытащили
  • покажется
    26 марта 2023 г., 17:58:54
    Ответить
    то
    я противоречу себе.Нет . У них это мило сочетается.