content/news/images/156011/BOB_4119_mainPhoto.jpg
09:00, 18.03.2023 / КУЛЬТУРА

Геннадий Муралев: «Я метил в директора, но мне сказали идти на сцену»

Заслуженный артист России и народный артист Коми Геннадий Муралев отпраздновал 40-летие сценической деятельности в республиканском театре оперы и балета. В интервью БНК он рассказал, как изменился за эти десятилетия, почему «трусанул» перейти в труппу театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге и как не стал директором Коми оперы.

Геннадий Муралев: «Я метил в директора, но мне сказали идти на сцену»
Фото Виктора Бобыря

— На сцене республики вы уже 40 лет, как за это время изменился театр и вы сами?

— Первые 30 лет в театре — это было просто изумительно. Была Ия Петровна Бобракова главным режиссером, администрацию возглавляла Валентина Ивановна Судакова. Раньше время было радостное, светлое, душевное, коллектив жил единой семьей. А когда поменялась власть [театр возглавляет с 2015 года Дмитрий Степанов — прим. БНК], все пошло по-новому. 20 век — это одно, 21 век — это новое во всем: репертуарная политика, какие спектакли идут, на что нацелен театр. Даже опера ставится сейчас в жанре обновленном, осовремененном, не для театралов, а для зрелищности, необыкновенности, доступности. Например, «Пиковая дама» в том веке была поставлена в классике — исторические костюмы, соответствие времени, а версия 2021 года радикально по-новому — с черно-белой сценографией, мультимедийными экранами [репортаж БНК с премьеры тут]. Я сам изменился, но всегда был счастлив и влюблен в работу.

BOB_4074.jpg

— Ваше амплуа «простак», его выбрали еще во время обучения. До сих пор ли оно за вами сохраняется?

— Последний раз «простака» я сыграл в оперетте «Сильва», это был Бони около пяти лет назад. Когда появился в труппе Михаил Ярмольский, я сразу сказал: «Все, это наш новый «простак», молоденький, хорошенький. И тут же в этой же оперетте перешел на роль Ферри, он возрастной. В «Принцессе цирка» я тоже раньше играл молодого мальчика Тони, а сейчас я играю Пеликана — человека, прожившего жизнь. Конечно, я не инвалидом хожу по сцене: играю старика, но в душе все молодо.

— В гримерке много несколько ваших изображений: афиши прошлогоднего бенефиса и этого бенефиса «Месть Летучей мыши». Не странно быть постоянно окруженным своими ролями?

— Два года назад все было в афишах, потом сказали, что будут обоить, я аккуратно все снял. Но обои не поменяли. Афиши стимулируют, так как ты себя здесь чувствуешь артистом в дорогой тебе гримуборной. Во всех театрах одна-две афиши, у некоторых просто портреты в рамках. Это все оформление, декор дополняет тебя. Ты входишь в свой дом. Я даже одну статью так назвал «Театр — мой второй дом».

BOB_4120.jpg

BOB_4162.jpg

— Гримируете себя сами или зовете мастеров?

— Я всю жизнь делаю грим сам, изучал его, когда был студентом. Все парики, накладки тоже надеваю сам. Самый сложный был грим в спектакле «Моя прекрасная леди», где я играл Дулитла. И синяки должны быть, и обмякшее, страшное лицо. Я неожиданно для себя сделал финт: пятью пальцами провел по коробке грима с красной краской и выкрашенными пальцами провел по лицу. Так и пошел на сцену, все сказали: «настоящий алкаш!». Мой герой был любителем выпить. Это дело закрепилось, но Ия Петровна потом возмутилась, она сказала: «Не сценично!»

BOB_4148.jpg

BOB_4166.jpg

BOB_4163.jpg

— В свое время вы возглавляли молодежный театр «Рампа», а театром оперы и балета не хотели управлять?

— Я пошел учиться в Санкт-Петербургский университет, поступил в 1995 году, а закончил в 2001 году. Меня потянуло на руководящую должность, в дипломе у меня написано «Менеджер-продюсер в области театра и кино». Я думал: «Ну, какая скукотища на сцене, пойду сейчас руководить и все ставить на свои места». Я метил стать директором, но меня убедили, что я хороший артист: «Идите на сцену, идите отсюда». Диплом оказался в никуда, сначала висел на стене, а потом я его спрятал. Даже не дали и дня мне поруководить.

BOB_4105.jpg

— Раз не руководить, то может быть учить?

— Нет, не хочу. У меня есть проблемы, интенсивность подготовки спектаклей и показов сказывается на здоровье. Я был чрезмерно активный, я строг по отношению к своему делу. Поэтому 40 лет я провел не в санаториях и домах отдыха, я работал. Я преподавал в школе №1, вел драматическую студию. Потом приглашали в пединститут для преподавания «Истории театра» и «Риторики». Я работал в Колледже культуры, но была разница в интеллекте и разница в том, что хочу я, и что хотят они. Им нужно среднестатистическое, а я поднимал на высоту. Меня даже ругали. Два года помыкался и ушел. Мне все это знакомо, но неинтересно, тяжело морально и физически.

BOB_4095.jpg

— Люди старшего поколения часто говорят: пенсия придет, и я уйду с работы, я устал. На ваш взгляд, есть ли оптимальный возраст, чтобы покинуть сцену, или если уж умирать, то на сцене?

— Работая в театре, артист, даже пенсионер, живет жизнью театра. Все зависит от нужности. Я знаю, что нужен, но, помимо меня, есть руководство. Я за себя не волнуюсь. Я мог два года назад работать в Питерской музкомедии, они прямо меня ждали, им был нужен именно возрастной артист. Но я трусанул, так как возникли сложности с жильем, я хотел жить с дочерью. Но в итоге оказался у разбитого корыта и думаю: «Господи Боже, лучше я пока здесь буду». И я не жалею.

БНК

1087

Комментарии (9)

Добавить комментарий
  • Музтеатр
    18 марта 2023 г., 14:48:42
    Ответить
    замшел. Пора набирать новую труппу и призвать изгнанных. Талантов полно в Сыктывкаре Клипка, в первый раз увидел недавно на концерте, посвященному такому же прекрасному исполнителю П.Наумову. В театре сейчас не рабоает.Гаврилов. Те же Петровы неплохие исполнители. А то засели. И репертуар обновить надо. Ск.можно гнать одно и тоже.Дорогу талантам.
    • поклонница
      19 марта 2023 г., 6:16:02
      Ответить
      театра
      Гаврилов Женя никогда не был артистом. У него нет ни одного диплома, хотя везде себя рекламирует: актёр, режиссёр, певец... Попросите показать его диплом: их просто нет! Пытается в Сыктывкаре открывать вокальную (!!!) школу. А где документы (диплом артиста-вокалиста с педагогическим образованием)? Их нет, есть амбиции, не плохие актёрские данные с режиссёрским и педагогическим уклонами. Работал везде: от Сыктывкара до Воркуты, но отовсюду его под ... Винит во всём "глупое начальство", а в зеркал взглянуть забывает.
  • Вертер
    18 марта 2023 г., 19:49:23
    Ответить
    Ничего не имею против Муралева! Однако, 4 марта на спектакле "Евгений Онегин " исполняя партию Трике, он вступил гораздо раньше оркестра, бедный дирижёр,изо всех сил" разогнал" окестр, догнали, но во второй части - опять на два такта раньше! Дирижёр даже кричал что то ему !
    2
  • Валентина
    18 марта 2023 г., 21:29:15
    Ответить
    Муралев- молодец!
    Душевный человек и замечательный артист!
    3
  • насчёт
    21 марта 2023 г., 14:15:00
    Ответить
    гонора
    Гаврилова давно замечаю особеннно после какой то победы на каком то конкурсе каких то иссполнителей чего то
  • да!Это так.В певой части монолога
    26 марта 2023 г., 17:48:50
    Ответить
    Думаювсё растёт оттуда
    В России народились режиссёры и тем более директора которые слышали про Станиславского и Немеровича но на этом их знакомство и закончилось.Зато под лозунгом развития и совершенствования начилось оригинальничание н а пустом месте в сочетании с откровенным плагиатом.И трактовок и мизансцен.То есть всё вернулось туда откуда КС и ВИ русский театр вытащили
  • покажется
    26 марта 2023 г., 17:58:54
    Ответить
    то
    я противоречу себе.Нет . У них это мило сочетается.
  • Валентина
    28 марта 2023 г., 10:55:04
    Ответить
    Муралев-луший!
    Вот кого надо директором вместо Матвеева!
    2
  • музтеатру
    01 апр. 2023 г., 20:57:59
    Ответить
    ервому коменту
    очень ошибаетесь опер балетов и музкомедий пишется на много меньше чем пьес для драмтеатра замшелость кого? Кальмана ?Других классиков музтеатра? Может Верди? Новаторсва вам надо? Гаврилова вместо Байрона? Для того чтобы не остатся животным нам даны живопись и музыка Ещё драмтеатр теряющий свои позиции из-за ...ну Нагорничных нельзя адругих можно и лучше для кого?