Молодой дизайнер Анастасия Малафеева: «Нужно сохранять городское культурное наследие Коми»
Художница из Сыктывкара сейчас получает высшее образование в Санкт-Петербурге, но намерена вернуться в регион, чтобы модернизировать коми культуру. В интервью БНК она поделилась мнением об облике столицы региона и объяснила, насколько стрит-арт физически тяжелый труд.
«В Питере я очень скучала по Коми»
— В каком возрасте увлеклась рисованием?
— Интерес к изобразительному искусству возник еще в детстве. Во многом на меня повлияла творческая среда, в которой я росла: папа был актером и режиссером Драматического театра, а мама, хоть и работает сейчас в сфере финансов, в молодости участвовала в студенческих постановках. Кроме того, я часто была на работе отца, где меня интересовала в первую очередь не сама драматургия, а декорации.
— Как училась рисовать?
— Родители замечали, что я без конца рисую, поэтому записывали меня на художественные кружки. В четвертом классе я поступила в Детскую школу искусств на дизайнера, где кроме занятий живописью мы работали с компьютерными программами и учились проектированию. Во многом мне помогла классная руководительница, которая мотивировала заниматься искусством дальше и развивала творческий взгляд на мир. С 2021 года я изучаю дизайн цифровых медиа в Санкт-Петербургском университете. Еще в школе я получила гарантию на поступление в этот вуз, потому что заняла третье место в их олимпиаде.
— Существует мнение, что людям творческих специальностей довольно трудно найти работу с достойной зарплатой. Не переживала из-за этого, выбирая дизайн?
— Я смотрела на обучение романтизировано и не думала, смогу ли найти работу. Такой страх был, наверно, у моих родителей: например, мама предлагала более «надежные» альтернативы. Но все же семья поддержала меня в выборе.
Дополню, что сегодня дизайн — востребованная профессия. Хоть конкуренция в сфере огромная, хорошие специалисты всегда будут нужны.
— Почему решила учиться не в Коми, а в Питере?
— У меня нет предрассудков о качестве местного образования. Я даже рассматривала один вуз в нашей республике, но не поступила туда из-за специфики направления: в местном институте делали упор на дизайн среды. Это предполагает создание чертежей и продумывание архитектуры, а я мне больше хотелось работать с оформлением.
— На какие средства живешь сейчас?
— Я фрилансер и иногда выполняю заказы. Например, мне заплатили за роспись остановки в рамках сыктывкарского фестиваля уличного искусства «СтарТуй» (Организатором фестиваля в августе 2023 года было информагентство БНК — прим. ред.) Кроме того, мой университет обеспечил материалами, которые я использовала при работе на другом фестивале стрит-арта «Слои». Дополнительным источником доходов является стипендия. Этих денег мне хватает. Я живу в общежитии и не много трачу, часто ограничиваясь покупкой еды и бытовых принадлежностей. Кроме того, при непредвиденных расходах могу всегда воспользоваться накоплениями.
— Какие планы по окончании учебы?
— Мне не слишком подходит Питер: не нравится климат и урбанистика города. Переехав туда, я очень скучала по Коми и поняла, что хочу вернуться, изучать дальше нашу культуру и работать с иллюстрацией и стрит-артом. Я уже сотрудничала с местной администрацией в рамках «СтарТуя» и была бы не против дальше взаимодействовать с властями республики. Другой темой, с которой желала бы поработать, является смерть и ее восприятие. Сейчас я пока что только знакомлюсь с ней и саморефлексирую, но в будущем была бы не против собрать команду и провести большое исследование.
Страхи советских детей
— Творчество не ограничивается только рисованием?
— Кроме создания иллюстраций я занимаюсь фотографированием, дизайном и анимацией. Иногда я комбинирую разные виды искусства в своих работах. Например, в рамках выставки о коми плакатах «Плöкат» я совмещала дизайн с фотографиями мозаик на Коммунистической улице. Порой я берусь за что-то совершенно новое: на одной из последний выставок я создавала 3D-модели. Для этого мне пришлось изучить нужную компьютерную программу за пару ночей. Работала с темой арктического дизайна, который подразумевает многофункциональность вещей. Также важна модульность предметов, чтобы их получилось собрать из разных деталей. Созданный мною объект выглядит, как стаканчик для кофе. Каждую его часть можно использовать отдельно в зависимости от масштаба: крышка пригодится как подставка, а в большем размере — как стул. Из кольца с ручкой можно сделать звено цепи, на которой будет висеть умывальник. Цилиндр послужит формой для лепки шанег или просто скалкой.
— Как менялся стиль рисования?
— Я очень сильно упростила его. Например, я искала удобный способ рисования, который будет еще и красиво смотреться, и постепенно упрощала формы объектов, делая их более геометричными. Сейчас я использую максимальное количество самых ярких цветов, немного отодвигая на задний план колористические правила. Такое решение подчеркивает эмоциональность своих рисунков.
— Какие темы затрагивала в своих работах?
— Например, мне интересно изучать, как ребенок воспринимает окружающий мир, какие чувства он испытывает. Порой их эмоции ведь превращаются в тревожные воспоминания. Кроме того, я часто замечаю различия моих взглядов на происходящее с мнением детей.
С этой темой я работала на выставке «Совпраздн»: спрашивала взрослых, которые родились во времена СССР, как они воспринимали в детстве советскую идеологию и культуру и какие были их переживания. Мне рассказывали, что самым главным страхом считалось забыть дома пионерский галстук, из-за чего тебя обязательно исключат из школы. Другая женщина говорила, что во время войны она со своей сестрой готовилась к приезду Сталина. Девочки знали, что он очень большой, и боялись, что тот не влезет в их маленький деревенский дом.
Другим направлением стало переосмысление культуры коми. Переехав в Питер, я увидела со стороны, что для ее популяризации используют очень закостенелые способы, и захотела модернизировать этот процесс. Я делала это во время выставки «Плöкат». Работа с изображением мозаики должна была показать, что нужно сохранять городское культурное наследие Коми, но в то же время и создавать что-то новое. Эти плакаты скорее размышления и призывы к изменениям, чем попытка решить саму проблему. В тот момент я просто понимала, что коми культуре нужен глоток чистого воздуха, но не знала, что для этого сделать.
— Бывают творческие застои?
— Такое происходит с каждым человеком, не только с художниками. Лично у меня этот период длится не слишком долго благодаря разнообразию изучаемых мною тем. Также в борьбе с застоями мне помогают шахматы: благодаря ним получается разгрузить мозги и расслабиться. Я увлеклась ими на первом курсе и, пытаясь записаться на кружок, случайно оставила заявку на соревнования по шахматам. Мне пришлось за несколько ночей изучать правила игры, и по итогу даже заняла третье место.
— Есть творческая мечта?
— Мне хотелось бы полностью самореализоваться и заниматься интересными творческими проектами. Именно этого я стараюсь добиться.
Сыктывкар меняется
— Почему стрит-арт?
— Летом прошлого года члены «Öввö» предложили поучаствовать в их фестивале уличного искусства «Слои». Тогда у меня уже была идея поработать с новым медиумом и показать свое искусство вне интернета, поэтому я сразу согласилась расписать автобусную остановку на улице Карла Маркса. Потрудившись над этим проектом, я смогла поработать с близким для меня местом. До переезда я жила в том районе, постоянно стояла на той остановке и наблюдала, как кардинально трансформируется то пространство.
Работа называется «Сыктывкар меняется». Я боялась, что мы встретимся с непониманием со стороны горожан, но им очень понравился факт, что я немного благоустраиваю Сыктывкар. Остановка даже практически сохранила свой облик: на панелях есть лишь один небольшой след от маркера. Я рада, что люди относятся к этому произведению искусства с уважением и ответственностью.
— В рамках фестиваля стрит-арта «СтарТуй» вы предложили самим горожанам разукрасить панели остановки уже на Малышева. Для чего?
— Мне кажется, что людям тоже интересно участвовать в создании арт-объектов и изменении городской среды. Жителям Сыктывкара было бы куда менее увлекательно смотреть, как я рисую, чем пробовать самим это сделать.
— Какая самая главная трудность при работе над стрит-артом?
— Для меня такой является техническая составляющая. С идеей и эскизом проблем не возникает, но вот при воплощении сразу задаешься вопросом, как перенести рисунок на уличный объект. Я обычно пользуюсь проектором, но на «СтарТуе» пришлось переводить все от руки. Также тяжело подбирать материалы. Например, панели остановки на Малышева были слишком гладкими, из-за чего на них бы не легла акриловая краска, которой я пользовалась во время «Слоев». Поэтому мне пришлось долго искать подходящие материалы. Ну и, конечно, сама работа над стрит-артом физически тяжела.
— Как оцениваешь внешний вид Сыктывкара?
— Я считаю, что город может выглядеть лучше и интереснее. Необходимо модернизировать его пространство и создавать больше интересных арт-объектов. В то же время мне нравится архитектурное наследие Сыктывкара: можно вспомнить те же мозаики на Коммунистической. Меня безумно радует, что в городе есть элементы культурной идентичности, например, орнаменты.
— Есть ли конкретные идеи или планы по изменению облика Сыктывкара?
— Уже летом этого года у нас планируется новый сезон «Слоев». Хоть мне и нравится идея с остановками, в этот раз я хотела бы поработать над другими объектами, например, над стенами домов.
— Как местные власти и сами жители могут внести свой вклад в изменение внешнего вида города?
— Власти могут поддерживать местных художников и творческие объединения, которые работают с коми культурой: давать разрешения на создание арт-объектов или даже помогать материально, выделяя пространства и предоставляя материалы. Что касается сыктывкарцев, то они очень сильно помогут, если просто будут уважительно относится к городским произведениям искусства.
БНК
Комментарии (21)
ну уважая прошлое у Вас нет будущего!!
дизайнер..
Особо не надо такое сохранять, уж спасибо, лучше измените облик к лучшему. И от советского стиля рисования, при всем уважении, тоже пора уходить. Сколько можно топтаться на месте? Развиваться нужно!
И ЧСВ молодым и совсем ещё не проявившим себя «дизайнерам» раздувать такими интервью не надо, а то уже сейчас чувствуется корона на голове и некое пренебрежение